Гендерные исследования являются одним из наиболее активно разрабатываемых направлений в современной психологической и педагогической науке. Понятие «гендер» можно рассматривать как социальный пол личности, который формируется под влиянием различных социокультурных факторов (гендерные стереотипы общества, гендернотипизированные стратегии поведения и др.).
Изучение гендерных характеристик личности невозможно без всестороннего исследования сферы, обеспечивающей ориентацию в социуме и являющейся одним из главных механизмов формирования самого гендера – речевой сферы. Именно посредством языка и речи ребенок получает основную информацию о социально одобряемом и неодобряемом поведении человека как представителя определенного пола. Очевидно, что и решение различных проблем, связанных с гендерными характеристиками личности, в большинстве случаев невозможно без учета гендерных особенностей речи.
Данные психологических и психофизиологических исследований указывают на то, что кроме возрастных и индивидуальных различий в процессе овладения речью большую роль играют и гендерные особенности детей [1; 2]. Девочки лучше выполняют такие задания, как завершение предложений и рассказов, они обладают большей скоростью чтения. В речи мальчиков преобладают слова, передающие действия, тогда как девочки, как и женщины в целом, более склонны к использованию предметно-оценочных слов. Та сторона речи, которая связана с поиском (нахождение словесных ассоциаций, решение кроссвордов), лучше представлена у мальчиков и мужчин. Нарушения речи чаще наблюдаются у мальчиков. Л. Вормэк, проанализировав факторные структуры способностей, обнаружил, что у мужчин основные факторы способностей более дифференцированы и автономны, чем у женщин [2, с. 132]. У мужчин выделились три фактора: вербальный, зрительно-пространственный и математический, в то время как у женщин все эти три фактора вошли в один. Второй фактор у женщин интерпретирован автором как «вербально-зависимый от пола».
К социальным факторам можно отнести различия в игровом поведении и типичных играх детей разного пола; различия в вербальном поведении родителей и других окружающих взрослых по отношению к девочкам и мальчикам в большей фрустрации и замешательстве мальчиков в разговорных ситуациях вследствие чаще проявляемого структурного несоответствия стандартам.
Исследование М.Ю. Бужигеевой показало, что развитие речи детей дошкольного возраста характеризуется рядом гендерных различий [3, с. 136]. Девочки в большей степени склонны персонифицировать речевое высказывание, придавать ему некий личностный смысл. Мальчики, напротив, стремятся передать в своей речи только необходимую информацию, исключив ненужные детали. Девочки чаще выделяют в своих рассказах внешние признаки окружающих предметов, людей, явлений, подчеркивая при этом социальную значимость или привлекательность данного объекта. Эта особенность проявляется, например, в частом употреблении прилагательных «красивый», «хороший». Мальчики в большей степени акцентируют внимание на существенных признаках предметов, часто опуская остальные детали при построении высказывания. В целом речь девочек более грамотна, выразительна, чем речь их сверстников-мальчиков, которые часто проявляют небрежность в высказываниях [3, с. 136].
В исследовании М.Ю. Ушаковой было выявлено, что речь девочек в большинстве случаев предметна, недостаточно комплексирована, характеризуется преобладанием аффективного компонента [4, с. 80]. В речи мальчиков больше выражены когнитивный и мыслительный компоненты, она отличается динамичностью и носит объяснительный характер, но недостаточно соответствует нормам использования лексических единиц.
Для девочек характерна активная речевая деятельность, основанная на инициативных высказываниях, тогда как речь мальчиков в большей степени реактивна, опосредована речевыми актами взрослого. В условиях спонтанного развития речевая активность девочек в значительной степени увеличивается при переходе в старший дошкольный возраст, у мальчиков данный процесс наиболее активно протекает к концу дошкольного периода развития.
Автором было также выявлено, что уровень развития отдельных языковых структур речеязыкового механизма неодинаков у дошкольников разного пола: девочки активно овладевают базовыми структурами языка, но в меньшей степени ориентированы на сложные грамматические операции, тогда как мальчики, напротив, оперируют в речи сложными грамматическими категориями, не уделяя должного внимания лексическому уровню языка [4, с. 80].
Таким образом, вопрос о гендерных особенностях речевого развития детей старшего дошкольного возраста остается в настоящее время актуальным и вызывает огромный интерес многих исследователей. Кроме того, гендерная проблематика играет важную роль в обучении и воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Для исследования гендерных особенностей развития словаря у детей старшего дошкольного возраста нами был организован и проведен констатирующий эксперимент.
Экспериментальной базой исследования стал детский сад № 99 «Вясёлка» г. Гродно. В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста, 20 мальчиков и 20 девочек.
С целью диагностики гендерных особенностей словаря детей старшего дошкольного возраста, мы обследовали детей по методикам, разработанным Г.А. Волковой, Г.В. Чиркиной, Т.Б. Филичевой [5; 6]. Наглядный материал (картинки) мы использовали из альбома О.Б. Иншаковой [7].
Для оценки уровня речевого развития нами была использована балльная система, разработанная И.Д. Коненковой [8]. Результаты выполнения заданий предлагается оценивать по 5-балльной системе. Каждое задание оценивается отдельно и может быть представлено графически. Критерии оценки отражают правильность выполнения задания и особенности процесса выполнения задания (принятие и понимание инструкции, принятие и использование помощи, возможность исправления ошибок).
Полученные баллы могут соответствовать следующим уровням развития лексико-грамматического строя:
5 баллов – высокий уровень;
4 балла – выше среднего уровня;
3 балла – средний уровень;
2 балла – ниже среднего уровня;
1 балл – очень низкий уровень.
В таблице 1.1 представлены средние баллы детей за выполнение заданий при исследовании активного словаря.
Таблица 1.1 – Исследование активного словаря мальчиков и девочек
Параметр обследования | Активный словарь | Обобщающие понятия | Части предмета | Признаки | Синонимы | Антонимы | Глагольный словарь |
Мальчики | 3,8 | 3,5 | 2,6 | 2,4 | 2,5 | 2,4 | 2,5 |
Девочки | 4,5 | 4,1 | 3,9 | 4,1 | 3,9 | 3,9 | 4,5 |
Как наглядно демонстрируют представленные данные, средние баллы мальчиков достаточно низкие. Наименьшие результаты получены мальчиками за умение называть признаки предметов – 2,4. Такой же низкий средний балл – 2,4 получен за умение подбирать антонимы к словам. Несколько лучше успехи мальчиков в назывании предметных картинок – 3,8. За умение пользоваться обобщающими понятиями дошкольниками получен средний балл – 3,5.
Что касается девочек, то их результаты значительно лучше. Так, лучшие результаты получены по объему активного словаря (4,5) и объему глагольного словаря (4,5). Хуже умения девочек называть части предмета (3,9) и подбирать синонимы и антонимы к словам (также соответственно 3,9 и 3,9).
Увереннее всего дети себя чувствовали, называя предметы посуды, одежды, домашних и диких животных. Называя инструменты, электроприборы и транспортные средства, многие дети путали их названия (пила → топор, топор → молоток, магнитофон → телефон, троллейбус → трамвай и т.д.). У некоторых мальчиков были отмечены сложности с соблюдением слоговой структуры слова.
У большинства же девочек отмечается высокий уровень активного словаря (55%), уровень выше среднего – у 45% девочек.
Уровень сформированности обобщающих понятий у мальчиков оказался недостаточно хорошо развитым. Только 10% испытуемых показали уровень выше среднего; 40% мальчиков дали средние результаты. Большая часть группы – 50% детей показала низкий уровень. Сложности в основном наблюдались с обобщением инструментов, транспорта и электроприборов. Причем, многие мальчики называли каждый предмет в отдельности правильно. Возможно, им было сложно выговорить такие сложные названия, как «электроприборы».
Девочки, напротив, с легкостью обобщали предметы посуды, одежды, животных, мебели. Высокий уровень данного умения отмечается у 30% девочек, для большинства же (55%) характерен уровень выше среднего, а средний уровень – для 15% девочек. Низкий уровень, как и при исследовании активного словаря, не выявлен.
За умение выделять и называть части предмета у мальчиков получены более высокие результаты. Так, высокий уровень сформированности данного умения продемонстрировали 15% мальчиков, уровень выше среднего смогли достичь 40% испытуемых; средний результат показали 25% и низкий – 20% мальчиков. У девочек показатели опять же выше: 20% достигли высокого уровня данного умения, более половины (55%) – выше среднего и 25% – среднего уровня.
Следует отметить, что большинство детей достаточно хорошо справились с «разбором» чайника по частям, а также дерева и стула. Дети хорошо называли части туловища человека. Основные трудности у детей, в частности, у мальчиков, возникали при назывании частей самолета и парохода.
При исследовании словаря прилагательных (признаков) было выявлено, что данное умение крайне не развито у мальчиков. 60% мальчиков обнаружили низкий уровень развития словаря прилагательных, 40% – средний. Большая часть группы могла пообобрать только 1-2 определения к предложенному слову, причем дети называли только самые характерные признаки предметов. Все дети назвали лимон кислым, лису хитрой, апельсин круглым. У платья называли, в основном, цвет. По ответам девочек получены противоположные результаты: 75% девочек имеют уровень развития словаря прилагательных выше среднего, 20% – высокий уровень и лишь 5% – средний уровень. Например, лимон девочки характеризовали как «овальный», «пахучий», «свежий», «полезный», лису – как «рыжая», «пушистая», «красивая», апельсин – как «витаминный», «сладкий», «яркий».
При изучении умения детей подбирать синонимы и антонимы к словам получены следующие результаты. 50% мальчиков достигли среднего уровня и 50% – низкого уровня развития данных умений. Лучше всего мальчики подбирали синонимы к прилагательным (грустный = печальный, плачущий). Недоумение у детей вызывала просьба назвать по-другому дом, машину и совсем не получалось подобрать синоним к глаголу «прыгает». Задание подобрать «слово-неприятель» детьми воспринималось в основном адекватно, однако слова подбирались преимущественно неправильно (высокий → маленький, короткий → коротенький, узкий → большой и т.д.).
Что касается девочек, то при подборе синонимов половина детей показала результат выше среднего, 20% – высокий и 30% – средний. Антонимы большинством девочек подбираются лучше: 75% показали результат выше среднего, 10% – высокий и 15% – средний.
Глагольный словарь мальчиков также оказался развит хуже, чем у девочек. 40% мальчиков продемонстрировали средний уровень и 60% – низкий.
Все мальчики правильно подобрали слово-действие к самолету – летит. Действие лошади оценивалось по-разному: скачет, бежит, летит, цокает, прискокивает, мечется и т.д. Действия мальчика и девочки в основном оценивались одним словом – моет. Следует отметить, что никто из мальчиков не пытался подобрать несколько вариантов к предложенному рисунку.
Девочки же высказывались распространенными предложениями или фразами, ответы были многословными. 55% девочек показали высокий уровень глагольного словаря и 45% – выше среднего.
Итак, показатели уровня развития словаря девочек намного превышают показатели мальчиков по всем видам заданий. На основании этого можно предположить, что реализация гендерного подхода в дальнейшем будет способствовать оптимизации речевого взаимодействия детей со взрослыми, активизирует основные структуры речеязыкового механизма и мальчиков, и девочек и повысит эффективность целенаправленного развития словаря детей в условиях дошкольного учреждения.
Список литературы
-
Бужигеева, М.Ю. Гендерные особенности детей на начальном этапе обучения / М.Ю. Бужигеева // Педагогика. – 2002. – № 8. – С. 29-35.
-
Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е.. Ильин. – СПб.: Питер, 2002. – С. 131-137.
-
Бужигеева, М.Ю. К вопросу о развитии речи у дошкольников: гендерный аспект / М.Ю. Бужигеева // Сибирский психологический журнал. – 2005. – № 21. – С. 133-137.
-
Ушакова, М.Ю. Гендерные особенности речи детей дошкольного возраста / М.Ю. Ушакова // Педагогическое образование и наука. – 2007. – № 3. – С. 79-81.
-
Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003. – 240 с.
-
Филичева, Т.Б. Основы логопедии: Учеб. пособие / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. – М.: Просвещение, 1989. – 223 с.
-
Иншакова, О.Б. Альбом для логопедов / О.Б. Иншакова. – М.: Владос, 2008. – 280 с.
-
Коненкова, И.Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития. Материал для логопедов, дефектологов, психологов / И.Д. Коненкова. – М., 2004. – 80 с.