Вороницкая Т.А. РОЛЬ ГЕНДЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОДВИЖЕНИИ ИДЕЙ ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА

Исследования ученых-гендерологов позволяют утверждать, что разговор о гендере – это всегда разговор о власти. И не только о власти мужчин над женщинами: гендерные иерархии ведь существуют и между мужчинами. И вопрос о гендерной асимметрии связан не только с тем, что женщинам труднее сделать карьеру или чаще приходится мыть посуду: она лежит в базисе таких разных социальных проблем, как, например, дедовщина в армии, домашнее насилие и психологическая депривация. Проявления гендерного неравенства многолики и не всегда заметны даже самим жертвам травмирующих ситуаций – но счастливее они от этого не становятся.
Однако, по нашему мнению, женщины сумели добиться гендерного равновесия,  в чем-то гендерного равноправия, но есть то самое «но», которое не дает полностью стать равноправным мужчине. В статье предпринята попытка аргументировать свое мнение.
Гендерное равенство — это и цель развития, и разумный подход к экономической политике, поскольку развитие рассматривается как процесс расширения свобод в равной для каждого человека степени – для женщин и мужчин. Авторитетные международные организации давно признают значимость принципов гендерного равенства и справедливости для устойчивого развития на планете. И хотя женщины в мире сумели добиться кардинальных изменений к лучшему, преобразовав свои жизни, однако на пути к гендерному паритету перед женщинами все еще стоят громадные преграды.
Создаются документы, содержание которых отражает концепции, подходы, принципы ликвидации дискриминации в отношении к женщине. Вот один из этих документов – «Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» (КЛДОЖ), которая была принята ГА ООН в 1979 году и затем широкомасштабно ратифицирована в мире. В ее Статье 1 говорится о том, что «для целей настоящей Конвенции понятие «дискриминация в отношении женщин» означает любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание, пользование или осуществление женщинами, независимо от их семейного положения, на основе равноправия мужчин и женщин, прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой другой области».  Эта Конвенция стала комплексной основой для улучшения положения женщин. Сегодня ее ратифицировали 187 стран, т.е. абсолютное большинство стран-членов ООН.
2 июля 2010 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций (ООН) приняла решение о создании специального подразделения по гендерному равенству и развитию в интересах женщин под названием «ООН-женщины» (UN Women). Мишель Бачелет, бывший президент Чили, возглавила его, одновременно замещая пост заместителя Генерального секретаря ООН. Повышение эффективности деятельности и усиление влияния самой гендерной структуры в рамках ООН, сосредоточив полномочия и функции четырех подразделений ООН, занимающихся вопросами гендерного равенства, в новом укрупненном органе – цель предпринятой реорганизации. Вряд ли можно усомниться в том, что эта мера стала бесспорным свидетельством роста внимания мирового сообщества к проблеме гендерного равенства в мире. Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун назвал это решение «историческим», заявив, что оно должно привести к ускорению прогресса на пути к обеспечению равенства полов.
Гендерное равенство может оказать сильное воздействие на производительность. Чтобы экономика работала в полную силу своих возможностей, необходимо использовать навыки и таланты женщин.
На самом деле положение женщин в мире за последнюю четверть века претерпело существенные перемены к лучшему. Женщинам удалось добиться беспрецедентного прогресса в обеспечении их прав в таких сферах, как:
- образование (среди девочек и женщин как никогда много грамотных — в трети развивающихся стран девочек среди учащихся школ больше, чем мальчиков, более 50 % студентов университетов в мире — девушки);
- здравоохранение (сегодня женщины живут дольше мужчин во всех регионах мира);
- занятость на рынке труда (женщины составляют более 40 % мировой рабочей силы);
- источники дохода (никогда прежде так много стран не гарантировали женщинам и мужчинам юридически равные права в таких областях, как владение собственностью, наследование и брак).
В целом сегодня 136 стран прямо гарантируют в своих конституциях равенство всех граждан и недопущение дискриминации мужчин и женщин.
Однако вопреки росту благосостояния в разных регионах мира, прогресс во многих областях с точки зрения интересов женщин, едва заметен. Многие из гендерных диспаритетов ощутимы даже в самых богатых странах. Прогресс не затронул в равной мере все страны и всех женщин – как и не все аспекты гендерного равенства. В частности хронические проявления гендерного неравенства существуют в таких сферах, как экономическая деятельность, где наблюдается гендерная сегрегация и гендерные разрывы в уровнях оплаты труда. Женщины заняты в менее доходных сферах деятельности или же получают более низкую заработную плату, чем мужчины, выполняя те же служебные обязанности (МОТ). Женщины по-прежнему заняты, главным образом, в отраслях и на работах, которые считаются «женскими» – и многие из них являются низкооплачиваемыми. Среди работающих бедняков, тех, кто получает за свой труд менее одного доллара в день, женщин более 60 %. Безработица среди женщин достигла рекордного уровня — более 80 миллионов из них безуспешно пытаются найти работу.
Разная степень ответственности мужчин и женщин за семейные обязанности, работу по дому и уходу за членами семьи, неравенство в праве владения активами и препятствия для деятельности женщин как в частной, так и в публичной сферах относятся к «трудным» областям. Показатель смертности женщин, особенно в критически важный период младенчества и детства, а также в репродуктивный период, в сравнении с мужчинами в странах с низким и средним уровнем дохода выше, чем в странах с высоким уровнем дохода.  Для женщин выше вероятность подвергнуться насилию в семье и получить более тяжелые травмы. Дискриминация женщин наглядно проявляется в ситуациях с бытовым насилием, влияя на поведение детей и здоровье во взрослом возрасте.
 В отчете ООН, выпущенном в канун 8 Марта 2011 г., указывается, что на пути к равноправию перед женщинами все еще стоят громадные преграды. Миллиард людей на планете, большинство из которых – женщины – живут в условиях крайней бедности. Одна из каждых пяти женщин становится жертвой сексуального насилия.
Практически повсеместно женщины представлены в политике и на высших руководящих должностях в бизнесе в гораздо меньшей степени, чем мужчины.
При этом в некоторых областях, например, в образовании, сформировался гендерный разрыв иного рода: в невыгодном положении оказались мужчины и мальчики.
Таким образом, женщины добились равноправия в здравоохранения, образовании, занятости на рынке труда, в некоторых сферах экономики. Но при всем этом списке женщины не добились равноправия с мужчинами в других  сферах экономики, в которых им платят меньше и до сих пор они еще подвергаются домашнему насилию. На наш взгляд, эффективным способом решения данной проблемы является повсеместное гендерное образование. Гендерное образование, особенно если оно адресовано и девочкам, и мальчикам, может быть положительной силой, способствующей созданию гендерного равенства в современном обществе.
Уменьшая гендерные стереотипы, гендерное образование помогает детям в достижении подлинного гражданского равенства, при котором мужчины и женщины сосуществуют в духе сотрудничества и уважения.
Гендерное образование начинается привлечения внимания к вопросам половых ролей. Это означает признание отрицательного воздействия гендерных стереотипов и устранения неравенства, связанного с ними. Результатом гендерного образования для девочек является большая уверенность в себе, настойчивость, независимость и участие в общественной деятельности. Результатом для мальчиков является преодоление страха неудачи, умение справляться с агрессией, повышение степени социализации и ответственности и большее внимание частной сфере.
Важной функцией гендерного образования является отделение фактов от убеждений и мнений. При помощи анализа историй или собственных поступков дети могут быстро принять за норму тот факт, что девочки могут вести себя как мальчики, а мальчики могут быть чувствительны и ранимы. Все дети должны воспринимать себя как высокоорганизованных и уникальных личностей, обладающих различными качествами. Стереотипы и устойчивые ожидания, связанные с половыми ролями, могут воспрепятствовать развитию личности и реализации полного потенциала как девочек, так и мальчиков.
Гендерное образование – это непрерывный процесс, который не может быть ограничен определенными видами образовательной деятельности. Учителя должны избегать стереотипизации половых ролей, с детства и предоставлять девочкам и мальчикам равные возможности для участия и взаимодействия в любом виде деятельности. Девочек следует вовлекать в учебные занятия и занятия спортом, в то время как мальчики должны участвовать в деятельности, связанной с заботой о ком-либо. И тех, и других следует вовлекать в участие во всех видах деятельности, например, в хорах, постановках и танцах, столярной работе, приготовлении пищи, турпоходах и игре в шахматы. Девочки должны получать положительную ответную реакцию за свои достижения, а мальчики – за заботливость и проявление солидарности.
Другой важной целью гендерного образования является помощь детям в признании социальной ценности традиционных женских занятий, таких как материнство, и качеств, таких как забота, внимание, сотрудничество и терпимость. Это признание может привести к подлинному партнерству между мужчинами и женщинами, что является основной целью гендерного образования. Так дети узнают о том, что различный вклад мужчин и женщин в семью и общество равным образом важны и что и мужчины, и женщины имеют равные права и несут равную ответственность.
Таким образом, гендерное образование является эффективным инструментом внедрения идей гендерного равенства.
Запись опубликована в рубрике Гендерный фактор обучения и воспитания. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий