Ильина-Сорока М.А. ЗАВИСИМОСТЬ РЕЧИ ЧЕЛОВЕКА ОТ ЕГО ПОЛА: СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ

Лингвистов давно уже занимает вопрос, существует ли зависимость речи человека от его возраста, образования, темперамента и других характеристик. В последние же два десятилетия все большее внимание исследователей привлекает проблема зависимости речи человека от его пола. Вначале следует отметить, что в лингвистике существует несколько аспектов изучения соотношения человека и его речи. О.Б. Сиротинина выделяет шесть аспектов изучения этого соотношения. Биологический аспект позволяет рассмотреть речь и физиологические характеристики человека, в частности доминирование левого и правого полушария (от этого зависит и то, является ли человек левшой или правшой), зависимость речи от возраста, пола и так далее.
Психологический аспект позволяет изучить влияние психологического типа  человека на его речь (например, установлено, что речь сангвиника ритмична, интенсивна, темп речи обычно быстрый, а паузы между речевыми отрезками невелики; речь флегматика, напротив, более плавная, медлительная, часто прерывается паузами. Здесь же изучается зависимость характеристик речи от  способностей человека и влияние на речь его психологического состояния. В социолингвистическом аспекте изучается социальная роль человека и его речь в этой роли. Рассматривается принадлежность говорящего или пишущего к определенному этносу, социальному слою, профессии и так далее. В культурологическом аспекте изучается принадлежность человека к определенной национальной культуре, к тому или иному ее внутринациональному типу. В творческом аспекте рассматриваются соотношение узуально-обязательного и индивидуально-творческого в речи, а также свойственные данному человеку приемы текстообразования и принципы использования в речи прецедентных текстов. В личностном аспекте изучаются условия формирования языковой личности и способы влияния на этот процесс.
О.Б. Сиротинина отмечает, что любой аспект рассмотрения проблемы соотношения особенностей человека и его речи требует от исследователя раздвоенного внимания к описанию речи: с одной стороны, предельная индивидуализация (то есть речь только данного конкретного человека), а с другой стороны, обязательная максимально возможная привязка данного человека к биологической, социальной и другим группировкам. В противном случае в дальнейшем трудно будет выявить, что именно в речи отдельного человека вызвано его биологическими, психологическими, личностными характеристиками, что характеризует его речь как представителя той или иной биологической, социальной и прочей группы, а что вызвано определенным состоянием человека или данной социальной ролью.
Исследователи, выявляющие особенности мужской и женской речи и их речевого поведения, в качестве основного аспекта выбирают биологический (поскольку им важно выявить особенности, зависящие от пола) и в меньшей степени социальный, психологический и культурологический аспекты.
Целенаправленное изучение гендерных различий в языке и речи начато сравнительно недавно. В исследовании особенностей речи, зависящих от пола человека, выделяют два периода, рубежом которых являются 60-е годы ХХ века [1]. К первому периоду относятся нерегулярные (и не связанные со смежными науками) исследования, основанные главным образом на наблюдениях разрозненных фактов. Ко второму — широкомасштабные исследования, обусловленные ростом интереса к прагматическому аспекту в языкознании, развитием социолингвистики и существенными изменениями в традиционном распределении мужских и женских ролей в обществе. Наиболее активно тема “Язык и пол человека” (или более современное название “Язык и гендер”) разрабатывалась в США, Великобритании, Германии и странах Скандинавии в связи с развитием в этих странах феминистского движения. В России интерес к данной проблематике возрос в последнее десятилетие.
Функционирование гендерных различий исследовано значительно хуже, чем исследование возможностей языка. В исследовании особенностей разговорной речи и речевого поведения мужчин и женщин лингвистов интересует влияние гендера на речь и поведение человека, то есть того социального, психологического и культурно-символического аспектов пола, в которых содержатся неявные ценностные ориентации и установки, воздействующие на роли и поведение женщин и мужчин. Существование гендерных различий неоднократно подтверждалось результатами исследований разных лингвистов, К сожалению, противоречивые данные не позволяют сделать выводы, которые можно было бы назвать достоверными.
Еще до того, как исследования разговорной речи и речевого поведения мужчин и женщин стали целенаправленными и системными, существовали так называемые “народно-лингвистические” представления о женской речи, например:
- женщины любят задавать вопросы;
- женщины болтливы;
- женщины сквернословят и употребляют грубые, резкие выражения реже, чем мужчины;
- женщины более вежливы;
- обладая способностью говорить, женщины не умеют рассуждать и так далее [1].
При этом речь мужчин и их речевое поведение рассматривались как норма, а речь и речевое поведение женщин — как отклонение от нормы. Эти представления о женской речи и их речевом поведении часто не подкреплялись фактами, добытыми путем исследования конкретного материала, им находилось подтверждение в наличии пословиц, поговорок, устойчивых выражений, ориентированных на эту проблематику. Например, в русском языке существуют такие пословицы: У бабы язык что помело; Приехала баба из города, привезла вестей с три короба.
Подобные представления о женской речи играли и до сих пор играют немаловажную роль в обществе, так как могут:
- во-первых, накладывать определенный отпечаток на восприятие женской речи (особенно лицами другого пола);
- во-вторых, влиять на речевое поведение самих женщин, особенно девочек, при овладении правилами речевого поведения.
В начале ХХ века Ф. Маутнер, попытался исследовать речь и речевое поведение мужчин и женщин, принадлежавших к разным слоям общества. Его исследования показали, что ненормативную лексику употребляли мужчины из среды фабричных рабочих. Мужчины из высшего света прибегали к двусмысленностям. Женщины также могли их использовать, но только до тех пор, пока они сохраняли эвфемистический характер [2]. Исследования О. Есперсена также указали на большую склонность женщин к использованию эвфемизмов и на их меньшую склонность к сквернословию. Кроме того, ученый обратил внимание на то, что женщины и мужчины используют разную лексику. Исследования советских и российских лингвистов также подтвердили, что “женщины не употребляют таких крепких словечек, как мужчины” В.И. Жельвис детально исследовал слой сниженной (в том числе нецензурной лексики) и уделил большое внимание тому, какие инвективы предпочитают использовать женщины, а какие – мужчины [2]. Его вывод совпадает с данными, указанными выше: “Там, где мужчины прибегают к очень резким и вульгарным инвективам, женщины, как правило, предпочитают использовать более мягкие обороты или внешне очень скромно звучащие междометия”. Исследователь объясняет это тем, что женщины считают агрессивность нежелательным явлением и стремятся избежать поводов к ее возникновению. Именно поэтому у женщин меньше возможностей проявлять агрессивность внешне.
Следует отметить, что на большую склонность мужчин к внешнему проявлению агрессии (в речи и речевом поведении) указывают не только исследования лингвистов. Этот факт подтверждается результатами исследований дифференциальной психологии. Например, американский психолог А. Анастази относит агрессивность к ряду основных личностных черт мужчин [3]. В этом случае достаточно достоверным можно назвать мнение В.И. Жельвиса о том, что мужчины используют резкие или вульгарные инвективы для того, чтобы освободиться от излишней агрессии, накопившейся в результате стрессов. Мужчины и женщины не хуже и не лучше друг друга — они разные [3].
Различия между мужской и женской речью существуют всегда, поскольку они вызваны чисто биологическими особенностями: женский голос обычно выше мужского. Однако для лингвистики интереснее те различия, которые обусловлены (прямо или косвенно) социальными причинами: роли мужчин и женщин в обществе издавна распределялись, а в традиционных, патриархальных обществах женщины занимали и продолжают занимать подчиненное положение. Это находит отражение в том, как говорят мужчины и женщины. Но отличительные особенности в том или ином языке могут быть и очень значительными, и едва заметными. И, безусловно, различия мужской и женской речи во многих аспектах связаны с иерархическими отношениями и этикетом. Поскольку речевое поведение гендеров строится на базе исторически сложившихся стереотипов, зафиксированных в языке, то можно сказать, что гендерные стереотипы — это система представлений о том, как должны вести себя мужчина и женщина.

Список литературы

  1. Кириллина, А.В. Гендер: лингвистические аспекты / А.В. Кириллина. – М., 1999. – 189 с.
  2. Бендас, Т.В. Гендерная психология: учебное пособие / Т.В. Бендас. – СПб.: Питер, 2009. – 431 с.
  3. Славутская, Е.В. Экспериментальное изучение гендерных различий в развитии эмоционально-волевых и интеллектуальных свойств личности / Е.В. Славутская // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2009. – № 9. – С. 127-129.
Запись опубликована в рубрике Гендерный фактор обучения и воспитания. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий