Косач Е.А. РОЛЬ РЕЛИГИИ В ГЕНДЕРНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о маскулинности и феминности, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности.  Под влиянием различных факторов у человека формируется гендерное поведение. Мощной силой, которая влияет на гендерное воспитание детей, является религия, так как религиозные установки предполагают четко ранжированное, кодицированное (т.е. нормированное) поведение мальчиков и девочек, мужчин и женщин.
Религия  всегда имела большое значение для человека и общества: в религии находят смысл жизни, религия управляет поведением человека через свои ценности, моральные установки и запреты, религии способствуют объединению людей, помогают образованию и укреплению государств и наоборот способствует разногласию людей, непониманию, из-за чего и происходят разнообразные конфликты.
Религия традиционно опирается на семейные ценности, укрепляет институт семьи. С раннего детства ребенок учится высоко ценить семью, получает правильные установки и позитивный опыт семейных отношений.  Здоровый образ жизни, отказ от алкоголя, курения, употребления наркотических веществ – все это помогает развивающемуся сознанию ребенка сформировать правильное отношение к вредным привычкам. В результате такого воспитания получается здоровая и целомудренная личность, кстати, целомудренность и разборчивость в отношениях – не только ценное моральное качество, но и эффективная защита от заболеваний, передающихся половым путем, что также немаловажно.
Однако основная проблема воздействия религии на гендерное воспитание детей – привитие установок гендерного неравенства.
Рассмотрим позиции мужчин и женщин в некоторых религиях:  буддизм, христианство, мусульманство.
Буддизм является самой древней мировой религией. Он возник в 6 веке до нашей эры на территории современной Индии. Согласно священным буддистским текстам, женщина и мужчина в целом признаются равноправными. Однако, что касается сфер высокой духовности, существует негласная традиция, закрепляющая эти области за мужчинами, тогда как удел женщины — прежде всего семья. В своих молитвах буддистские мужчины благодарят судьбу за то, что не родились женщинами, подтверждая подобными благочестивыми «исповеданиями» наличие женской дискриминации.
Ничуть не больше достоинств отводит женщинам и Христианство. Миф о грехопадении, созданный христианской традицией и являющийся частью нашего непосредственного культурного наследия, описывает женщину как пособницу Сатаны, которая была первой, кто обманул Адама, и вследствие греха женщины, человечество было наказано Богом, будучи изгнано из Эдема.
Определяя статус женщины в Христианстве, апостол Павел отмечал, что «в женщине — начало греха, и из-за нее все мы вкусим смерть», а также «не Адам соблазнился, но женщина, соблазнясь, преступила дозволенное». А посему наставление апостола мужчинам гласит: «жены ваши в церквах до молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит»; «и не муж создан для жены, но жена для мужа» (1-е Коринф). Из таких и подобных воззрений складывается отношение к женщине в Христианстве.
Как видно из представленного анализа, и в буддизме, и в христианстве женщине отводится далеко не возвышенная общественная роль. Однако в этих мировых религиях разработки о статусе женщины обозначены только в общих чертах, чего, например, нельзя сказать об исламе, где данному вопросу уделяется особое внимание.
Ислам практически узаконил бесправное положение женщины в мусульманских обществах, ее полнейшую моральную и экономическую зависимость от мужчины. Так, согласно Корану, мать не имеет права даже на собственных детей, которые принадлежат мужчине. За малейшее непослушание и строптивость женщины сурово наказывались, при этом Коран рекомендовал не церемониться с ними, позволяя мужчинам избивать своих непокорных жен (сура 4, аят 38). Если в доме отца на женщину смотрели, как на лишнего человека, и жаждали только случая избавиться от нее путем выгодной продажи, то в доме мужа, как утверждают данные историко-культурных исследований, она фактически находилась на положении бессловесной скотины, домашней утвари, которая рассматривалась как рабочая сила, способная рожать детей.
Итак, проанализировав некоторые религиозные воззрения, мы можем отметить тот факт, что отношения к женщине в обществе расценивают как дискриминационное, приписывая таким образом мужчинам и женщинам разные права и возможности, что в свою очередь влияет на гендерное воспитание детей.
Запись опубликована в рубрике Гендерный фактор обучения и воспитания. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий