Кравцевич А.А. ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНОГО РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Согласно Р. Лакофф, существуют следующие основные отличия женского варианта речи от мужского:
  1. девушки используют больше «пустых» оценочных прилагательных (например, «мило»);
  2. девушки используют вопросительные формы там, где юноши используют утвердительные;
  3. девушки чаще используют вежливые формы;
  4. девушки чаще используют формы, выражающие неуверенность («вы знаете», «мне кажется», «наверное», «может быть»)
  5. девушки чаще используют усилители («так мило», «очаровательно»);
  6. девушки чаще используют гиперкорректную грамматику [1].
Рассмотрим главные различия мужской и женской речи.
Потребность в общении. Уже маленькие девочки гораздо проворнее мальчиков в своей речи. С годами это преимущество сохраняется. Средний объем общения у девушек более чем в полтора раза превосходит объем общения парней.
Конфликты. Различная потребность юноши и девушек в общении служит источником многочисленных конфликтов в семьях. В большинстве случаев муж в течение рабочего дня вполне удовлетворяет свою потребность в общении. Жена же далеко не всегда, ибо потребность ее значительно больше. Поэтому она надеется восполнить дефицит общения дома. Но не тут-то было. Муж молчит, на вопросы — буркнет что-то в ответ. Рассказывать ему — не слушает, а то и уходит к телевизору. Жена, конечно, — в обиду: «Ты со мной и поговорить не хочешь, и внимания на меня не обращаешь» и т.п. и т.п. А дело здесь просто в незнании психологии друг друга. Отсюда и пожелание мужьям и женам: идти навстречу друг другу в вопросе о «норме» общения.
Размышления. Юноша предпочитает размышлять молча, высказывает лишь окончательный результат. Девушка думает вслух, что воспринимается юношей как болтовня. Типичный мужской вопрос (не всегда, правда, задаваемый вслух): «Когда она думает, если все время говорит?» Свои чувства парни выражают сложнее, чем девушки.
Краткость. Мужская речь более краткая, чем женская, поскольку юноша более категоричен в суждениях. В женской речи много неопределенности, в ней одновременно незримо присутствуют и «да», и «нет», и «может быть». А это требует большего времени для изложения. Девушки в 3 раза чаще задают вопросы и говорят «не так ли?», «да?», «нет?», «правда?». И извиняются гораздо чаще юношей.
Тональность. Девушки придают большое значение тональности разговора, болезненно реагируя на ужесточение тона. Юноши же категорический тон, если он уместен, воспринимают, как правило, без каких-либо отрицательных эмоций.
Мы провели исследование с целью – выявить, при общении влияют ли на девушек особенности речевого поведения юношей и наоборот: при общении влияют ли на юношей особенности речевого поведения девушек.
Опрос был проведен 22 декабря в 18:00 при помощи интернет-ресурсов.
1 группа информантов: 10 девушек – студентов, которые учатся в ГРГУ имени Янки Купалы на разных факультетах и на разных специальностях, в возрасте от 18 – 21 года.
2 группа информантов: 10 юношей – студентов, которые учатся в ГРГУ имени Янки Купалы, на разных факультетах и на разных специальностях, в возрасте от 18 – 21 года.
Опрос для девушек: «При речевом взаимодействии с юношами понимаете ли вы их?»
Результаты исследования представлены в диаграмме 1.1.
Таким образом, очевидно, что 60 % процентов девушек не всегда понимают парней при общении. 30 % опрошенных ответили, что вообще не понимают парней при взаимодействии с ними.
Опрос для парней: «При речевом взаимодействии с девушками понимаете ли вы их?»
Результаты исследования представлены в диаграмме 1.2.
ris19
При анализе данных результатов, мы видим, что 80 % парней при речевом взаимодействии с девушками только иногда понимают их. 20 % представителей мужского пола при общении вообще не понимают девушек.
Таким образом,проанализировав данные двух опросов с юношами и девушками в возрасте от 18 до 21 года, мы увидели, что представители обоих полов имеют большие трудности и проблемы при общении. Главной проблемой является то, что в беседе участники (юноши и девушки) разговаривают «на разных языках».  Полученные данные можно объяснить социальными и культурными аспектами речевого поведения с позиций гендера. Поэтому нами были разработаны рекомендации для парней и девушек, которые помогут им в речевом взаимодействии.
Рекомендации для юношей при общении с девушками:
  1. Первое и самое главное это уверенность, что девушкам нравятся уверенные в себе юноши. Попробуйте быть настойчивее, но не перестарайтесь, и не стоит путать уверенность в себе с, самоуверенностью иначе может выйти не очень хорошо.
  2. Не забывайте делать комплименты.
  3. Никогда не врите девушке, с которой вы общаетесь.
  4. Мужские тематики для разговора лучше оставить при себе. Просто нужно дать девушке почувствовать себя услышанной. Нужно подарить ей ощущение того, что вы с ней находитесь на одной волне.
  5. Лучшие темы для разговора будут, к примеру: о летнем отдыхе, интересах, которые неожиданно могут совпасть, об эзотерике, расскажите свои мечты, планы на будущее.
  6. Если хотите поинтересоваться чем-либо у девушки, то вопросы должны быть такими, чтобы не было возможности ответить на них «нет» или «да».
  7. Рассказывайте истории. Когда вы предаетесь рассказам, девушка складывает о вас впечатление. Лучше, конечно, не врать и не приукрашать свои истории. Тогда девушка будет больше вам доверять. Рассказы ваши должны показывать вас в лучшем свете, но это не должно выглядеть навязчиво. Преподносите ваши рассказы с достоинством.
  8. Будьте открыты и расслаблены, такие качества как замкнутость и необщительность могут оттолкнуть девушку от вас.
Рекомендации для девушек при общении с юношами:
  1. Не навязывайте свое общение юношам.
  2. Во время общения с юношами, как было сказано выше, не нужно «грузить» собеседника своими личными делами.
  3. Хорошее настроение – залог успешного общения.
  4. Не перебивайте юношу при общении с ним.
  5. Умейте слушать своего собеседника при беседе с ним.
  6. Всегда выглядите опрятно и красиво.
  7. Ведите себя при общении с юношами естественно и легко.
Таким образом, мы видим, что особенности речи у юношей и девушек кардинально разные. Девушки более открыты для беседы, им важно обсудить каждую мелочь. Важным является поддержка и сочувствие. Также девушки легко идут на контакт, и они менее конфликтны. Юноши, в отличие от девушек, во время беседы менее открыты. Они не любят обсуждать детали, им нужны факты. Во время разговора пытаются показать свое превосходство над собеседником. Юноши более конфликтны. Исходя из всего вышесказанного, становятся очевидны особенности речевого поведения юношей и девушек — студентов.
Список литературы

1. Лакофф, Р. Язык и место женщины / Р. Лакофф. – М., 1975.
Запись опубликована в рубрике Гендерный фактор обучения и воспитания. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий