Островская Л.В. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ

В условиях модернизации отечественного образования особое внимание уделяется проблеме развития самостоятельной, свободной личности, способной к созидательному взаимодействию с социокультурной средой. Первоосновы такой личности должны быть заложены уже в дошкольном возрасте. В связи с этим, сущностью адекватно организованного процесса дошкольного образования является накопление ребенком субъектного опыта, содержащего средства и способы взаимодействия с миром, расширение возможностей дошкольника активно и творчески участвовать в этом взаимодействии.
Вместе с тем, как показывают педагогические и психологические исследования руководство играми дошкольников в детском саду несёт на себе отпечаток излишнего дидактизма и заорганизованности детей, происходит по аналогии с проведением учебных занятий, на устаревшем и неинтересном современным детям содержании в строго регламентированной предметно-игровой среде. Углубляется противоречие между признанием роли игры в развитии ребёнка дошкольного возраста и стремлением обеспечить раннее обучение детей.
Сказанным подчеркивается необходимость проанализировать сущностные характеристики сюжетно-ролевой игры дошкольника, более полно раскрыть ее структуру и ценность освоения каждого ее компонента для развития психики ребенка.
Прежде всего обратимся к определению сюжетно-ролевой игры:
– игра, основой которой является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребёнок берёт на себя роль взрослого и выполняет  её в созданной им самим игровой обстановке [1];
– игра, заключающаяся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними [2];
– игра, осуществляемая в соответствии с сюжетом, согласно которому дети выполняют определённые роли [3].
Для полноты исследования дадим своё рабочее определение игры дошкольника: это ролевое участие дошкольника в коллективной воображаемой ситуации с целью воспроизведения определённых действий и взаимодействий.
Это дает нам возможность выделить содержательную и процессуальную стороны сюжетно-ролевой игры.
Ее содержательная сторона характеризуется исследователями как: деятельность в условных ситуациях [4]; воспроизведение сюжетов из реальной жизни людей, рассказов, сказок и т. п. [5]; вид деятельности человека, возникающий в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни [2]; совместная групповая игра, в которой дети берут на себя различные социальные роли в специально создаваемых ими сюжетных условиях [5].
Процессуальная сторона сюжетно-ролевой игры заключается в том, что эта деятельность осуществляется в условных ситуациях [4]; в ходе ее исполняются строго заданные роли в условиях чётко определённой ситуации [6]; воспроизводятся сюжеты [5]; моделируются и воспроизводятся социальные ситуации, действия взрослых, типичные отношения между ними [5; 7; 8].
Структурными компонентами сюжетно-ролевой игры исследователи выделяют: роли, игровые действия, игровое употребление предметов [9]; сюжет, содержание, роль [4]; воспитательные цель и задачи, сюжет, игровые действия, игровые правила [3]; условность (вымышленность) ситуации, наличие ролей, скрытых или открытых правил [10].
Обобщение представленных авторских позиций позволило нам структурировать сюжетно-ролевую игру в следующей схеме:

ris4

Рисунок 1– Структура сюжетно-ролевой игры дошкольника

Рассмотрим структурные компоненты сюжетно ролевой игры более подробно.
В исследованиях сюжет игры определяется как сфера действительности, которая воспроизводится детьми, он представляет собой отражение ребёнком определённых действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих [1; 9]. Сюжеты игр авторы условно подразделяют на несколько групп: бытовые сюжеты (игра в семью, детский сад); производственные сюжеты, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин); общественные сюжеты (игры в празднование Дня рождения города, в библиотеку, школу, полёт на Луну).
Д.Б. Эльконин утверждал, что сюжеты игр могут меняться в зависимости от конкретных условий жизни, от вхождения ребенка во все более широкий круг жизни, вместе с расширением его кругозора [9].
Для воспроизведения сюжета детям необходимо исполнять определенные роли. Роль – это средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры [1; 9; 11]. Ребёнок берёт на себя исполнение роли какого-либо взрослого человека, тем самым берёт на себя выполнение определённых общественных функций и правил, присущих данному человеку [12].
Выполнение роли протекает с помощью определённых игровых действий и игровых взаимодействий.
В педагогической науке выделяют два вида взаимодействияпедагога и ребенка:
– субъектно-объектное взаимодействие, которое формирует и закрепляет положительные качества детей: исполнительность, дисциплинированность, ответственность; ребенок накапливает опыт приобретения знаний, овладевает системой, упорядоченностью действий, однако до тех пор, пока ребенок является объектом педагогического процесса;
– субъектно-субъектные отношения, которые содействуют развитию у детей способности к сотрудничеству, инициативности, творческого начала, умения конструктивно решать конфликты, при этом вся деятельность приобретает личностную значимость для ребенка, формируются ценные проявления активности и самостоятельности, которые при устойчивом укреплении субъектной позиции могут стать его личностными качествами [13].
При этом авторы утверждают, что: первоначально игровое действие связано с предметом, в функции которого выступает сюжетная игрушка; усложнение игровых действий связано с введением в игровую ситуацию полифункциональных игровых предметов – предметов заместителей; кардинальное изменение игрового действия связано с более широким введением в игру полифункциональных предметов, с отрывом действия от конкретного предмета и переходом к «чистому» действию [14].
Д.Б. Эльконин указывал, что ролями определяются и реальные отношения между играющими детьми, т.е. в сюжетно-ролевой игре существуют взаимодействия между дошкольниками. Характер тех отношений между людьми, которые находят свое воссоздание в игре, может быть очень различным. Это и отношения сотрудничества, взаимной помощи, разделения труда, заботы и внимания людей друг к другу; но это могут быть и отношения властвования, даже деспотизма, враждебности, грубости и т.д. Все зависит от конкретных социальных условий жизни ребенка [10].
Таким образом, игровые действия и игровые взаимодействия, совершаемые детьми в игре, являются средством осуществления роли.
Важно отметить, что выполнение роли ставит перед ребёнком необходимость действовать не так, как он хочет, а как это предписано ролью, подчиняясь социальным нормам и правилам поведения [2]. Для детей существенно выполнение всех требований, связанных с ролью, и они подчиняют этим требованиям все свои игровые действия. Появляются неписаные, но обязательные для играющих внутренние правила [10].
Таким образом, необходимо выделить как структурный компонент сюжетно-ролевых игр игровые правила, которые регулируют игровые действия и игровые взаимодействия в сюжетно-ролевой игре.
Игровые правила делятся на несколько групп: предупреждающие, которые оговариваются педагогом и детьми до начала игры; последующие, которые определяются после проведения игры в процессе её обсуждения для того, чтобы учесть их при повторном проведении игры; оперативные, появляющиеся непосредственно в ходе игры, зачастую их появление связано со спорными ситуациями [3]. Соблюдение правил и сознательное отношение к ним ребёнка показывает, насколько ребёнок освоил отражаемую в игре сферу социальной действительности [2].
Таким образом, можно сделать вывод, что  основным средством реализации сюжета является роль и органически связанные с ней игровые действия и игровые взаимодействия, как основной компонент сюжетно-ролевой игры, которые в свою очередь контролируются игровыми правилами. Только учет всех структурных компонентов сюжетно-ролевой игры позволит обучать детей игре как интегративной деятельности, обеспечивая ее развивающее влияние на личность дошкольника.
В связи со сказанным наше исследование на тему «Теоретические основы сюжетно-ролевой игры дошкольников» является актуальным. Это подтверждается констатирующим экспериментом, проведённым нами на базе ДЦРР №89 г. Гродно, который проходил в мае 2011 – 2012 учебного года, с целью изучения уровня сформированности сюжетно-ролевой игры детей средней группы. Эксперимент проводился в средней группе, в нём участвовал 21 ребёнок. По результатам эксперимента можно утверждать, что сформированность сюжетно-ролевой игры детей средней группы находится на недостаточном уровне: высокий уровень показали 9,6% детей, средней уровень – 61,6%, низкий уровень – 28,8% детей.
Таким образом, представляется важным обеспечить ребёнку успех в осуществлении наиболее значимой для данного возраста деятельности — игре, и общении, которое в дошкольном возрасте приобретает особую ценность на фоне совместной сюжетно-ролевой игры.
Список литературы

1. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 5-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 416 с.
2. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г.А. Урунтаева. – 5-е изд., – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 336 с.
3. Малашенкова, Е.А. Технология сюжетно-ролевой игры / Е.А. Малашенкова // Пачатковая школа. – 2008. – №12. – С. 23–28
4. Рапацевич, Е.С. Педагогика. Современная энциклопедия / Е.С. Рапацевич ; под общ. ред. А.П. Астахова. – Минск: Современная школа, 2010. – 720 с.
5. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – 2-е изд. М.: ACADEMIA, 2005. – 175 с.
6. Куприянов, Б. Шесть граней ролевой игры / Б. Куприянов // Народное образование. – 2009. – №1. – С. 254 – 260
7. Лысюк, Л.Г. Игры и нравственное развитие дошкольника / Л.Г. Лысюк, С.Н. Карпова. – М.: МГУ, 1986. – 142 с.
8. Энциклопедии Словари Справочники / Редакция народного образования, педагоги и психологи ; научные редакторы : А.Л. Грекулова [и др.]. – М. : издательство «Советская энциклопедия», 1965.
9. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин – М. : Владос, 1999. – 360 с.
10. Кравцова, Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника: Кн. для воспитателей дет.сада и родителей. – М.: Просвещение: учебная литература, 1996. – 160 с.
11. Усова, А.П. Роль игры в воспитание детей / Под ред. А.В. Запорожца. – М. : Просвещение, 1976. – 236 с.
12. Эльконон, Д.Б. Психологические вопросы сюжетно-ролевой игры дошкольника / Д.Б. Эльконин // Дошкольное воспитание. – 2008. – №7. – С. 19 – 29
13. Лобанова, Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. – Николаев, 2005. – 76 с.
14. Проблемы дошкольной игры : психолого-педагогический аспект / Под ред. Н.Н. Поддьякова, Н.Я. Михайленко. – М.: Педагогика, 1987. – 191 с.
Запись опубликована в рубрике Технологии обучения и воспитания дошкольника. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий