Шэнь Пэн МУЗЫКАЛЬНОЕ НАЧАЛО В ПЕДАГОГИКЕ: ПОТЕНЦИАЛЫ СОВЕТСКОЙ ПЕСНИ

Формирование личности в условиях образовательного процесса в школе предполагает обращение к таким средствам воздействия, которые создадут и укрепят духовный строй человека, наполнят его стремлением к достойной самореализации. Учитель, работающий со школьниками, стремится не просто преподнести материал урока, а сделать так, чтобы изложенное закрепилось в сознании и эмоциональной сфере каждого ученика, представая в виде целостных картин (принцип визуализации) и сюжетов. Сегодня, с приходом в школьный класс и вузовскую аудиторию компьютерных технологий воспроизведения картинки и звука, произнесенное и услышанное на занятии оказывается гораздо прочнее усвоенным, если в проведении урока учителю помогает музыка. Можно говорить о современной педагогической синестезии – единстве слова, звука и визуального образа в передаче и осмыслении информации. Принципы наглядности, активности, самостоятельности реализуются в ходе творческого взаимодействия обучаемых с текстом, образом, звуком – всем тем, что составляет необходимый коммуникативный фон изложения и восприятия материала в школе.
В процессе педагогической коммуникации особое место отводится музыкальному звучанию, обращающемуся к эмоциональной сфере личности и лишенному семиотических компонентов, опосредующих и трансформирующих такое обращение. Гегель говорил, что звуки музыки позволяют «сердцу полностью отразиться в этих звуках, прозвучать и отзвучать во всей шкале своих чувств и страстей» [2, с. 94]. Иными словами, сообщение педагога оказывается в контексте такой эмоциогенной силы, которая позволяет непосредственно экстраполировать внешние, всеобщие, рациональные импульсы говорящего (педагога) в эмоциональное и неповторимое образование для каждого ученика и студента.
Особой силы синестетическое единение слова и музыки, становящееся контекстом сообщения на уроке, достигается в песне. То, что сегодня слушают и поют в школах, будет определять будущее – и в качестве эмоционального фона, и в качестве системы сигналов, импульсов, которые образует песенный текст в сознании обучающихся. На наш взгляд, нужно обратиться к советским песням – и как фону учебного занятия, и как иллюстрации, и самое важное – как к системе воспитательных импульсов, формирующих наиболее важные гражданские качества человека, способствующие становлению идеалов добра, мира, честности.
В сегодняшнем мире материальных ценностей, прогрессирующего индивидуализма, духовной деградации детей и взрослых, тех взрослых, которые не прониклись основной духовной идеей советских песен, так важно учителю открыть в душе ребенка мир оптимизма, света, командной сплоченности и патриотизма посредством обращения к шедеврам советского песенного искусства. Нелегко оторвать современного ребенка от погруженности в новомодные гаджеты, в компьютерные игры. Подростков же сложнее «зацепить», увлечь, пробудить сострадание и участие. И необходима значительная духовная подготовка. Так, рассуждение о Солнечной системе на уроке астрономии не станет сухим и объективированным изложением цифр и названий, если внутреннюю духовную картину мира подростков составят идеи песни А. И. Островского «Солнечный круг» – о мире, входящем в сознание ребенка как аксиома»:
Милый мой друг,
Добрый мой друг,
Людям так хочется мира.
И в тридцать пять
Сердце опять
Не устает повторять:
Пусть всегда будет солнце…
Песня окажется не только музыкальным фоном занятия, но и той воспитательной идеей, которая сделает урок целостным педагогическим действом, активно формирующим базовые личностные ценности в сознании учащихся. Ценность песни, эффективность, удачность музыкальной композиции соответствуют характеристикам лучших советских массовых песен, призванных «бить и поражать с первого куплета» [3, с. 282]. Эмоциональный максимум рефренов достигается, к примеру, в произведениях мастеров советских песен на стихи В. И. Лебедева-Кумача, акцентирующих заключительные фразы припевов:
«Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек» («Песня о Родине»),
«И тот, кто с песней по жизни шагает, тот никогда и нигде не пропадает» («Марш веселых ребят»),
«Только смелым покоряются моря» («Песенка о капитане»).
В памяти эти строки остаются на всю жизнь, повторяются в сознании снова и снова.
Не случайно, так значительна роль советской массовой песни в знакомстве китайских учащихся с историей славянского народа, особенно на начальном этапе. Тут воспитательный элемент находится в неразрывной связи с обучающим; этот синтез, обращенный к учащемуся, способствует как усвоению базовых духовных ценностей человека, так и собственно овладению знанием языка. Песни времен СССР обладают мощным воспитательным значением (что было важнейшей задачей в образовании нового Человека в новом Китае в период активизации дружеских связей между страной победившего социализма и КНР) и соответственно лексико-семантической наполненностью, композицией, ритмикой.
Отметим песню «Катюша» (слова – М.В.Исаковский, музыка – М. Блантер.) в качестве яркого примера песенного наследия СССР, позволяющего сформировать представления о духе народа и его ценностях, а также непоколебимости и силе, которыми был преисполнен народ во время Второй Мировой Войны.
Выходила, песню заводила 
Про степного, сизого орла, 
Про того, которого любила, 
Про того, чьи письма берегла…
…Пусть он вспомнит девушку простую, 
Пусть услышит, как она поет, 
Пусть он землю бережет родную, 
А любовь Катюша сбережет. 
Эти строки говорят о том, что любовь советской девушки не могли убить невзгоды. Наоборот, ее любовь и вера наделяли силой ее возлюбленному. Она берегла чистоту их любви и вселяла в сердце своего любимого надежду. Также это не просто лирическая песня о любви девушки и воина, а о такой любви, которая вселяет гордость и бодрость, укрепляет веру в нее, помогает защитнику Родины выполнять свой долг. Вот почему она была воспринята народом СССР и Китая как глубоко современная, несущая в себе важную общественную, патриотическую идею.
Песня эта служила своеобразным паролем молодежи всего мира на международных фестивалях, а к проходившему летом 1985 года в Москве XII Всемирному фестивалю молодежи и студентов было решено создать в честь нее сувенир. Многочисленных гостей столицы встречала симпатичная, весело улыбающаяся, приветливая девочка с ласковым и знакомым всем, певучим именем Катюша. Подобно знаменитому олимпийскому медвежонку она стала известной всей планете.
Есть такие песни, который представляют собой символ эпохи и своей страны. Такие песни, которые восхищают не только своей искренней гражданственностью и патриотичностью, но еще и проникновенной лиричностью. Таких песен в СССР было предостаточно, и их воспитательный потенциал неоспорим. Песня «Я люблю тебя, жизнь!»(авторы: Э. Колмановский, К. Ваншенкин), написанная в 1956 г., – из их числа. Эта песня способна пригласить слушателей к раздумью и диалогу. Когда звучит она, каждый понимает: мало любить жизнь – нужно быть страстно влюбленным в нее, искренне любить, горячо верить и радоваться солнцу нового дня. Хотелось бы упомянуть, что эта песня была с Гагариным: только человек, влюбленный в жизнь, мог пойти на подвиг, который изменил историю.
С песней вместе мы словно путешествуем по карте Советского Союза, ощущая величие и необъятность СССР, раскинувшегося на одной шестой обитаемой суши – на 22, 4 млн квадратных километров. Словно единым взором, охватываем мы знойные пустыни и арктическую тундру, украинские степи и субтропические дальневосточные джунгли.
Так, песня «Пшеница золотая» (М. Блантер, М. Исаковский), написанная в 1947 г., – это лирический шедевр о бескрайнем поле, о людях, их радостях и огорчениях, о тех, кто, проходя по полевой дороге, готов единым взором увидеть всю жизнь, кто способен дышать полной грудью и любить всем сердцем. Слушаешь эти строки, и в воображении рисуются бескрайние поля пшеницы, много пространства и света, величие земли народов Союза:
И хорошо мне здесь остановиться
И, глядя вдаль, подумать, помолчать.
Шумит-шумит высокая пшеница,
И ей конца и края не видать.
Советские песни способствуют воспитанию высоких моральных качеств. Эстетическое же воспитание подрастающего поколения, являясь неотъемлемой частью нравственного воспитания личности, активно влияет на формирование положительных качеств духовного и нравственного облика школьников. И в системе эстетического воспитания роль музыки неоспорима и велика. Советская песня образует систему замечательных примеров, на которых учащиеся из Китайской Народной Республики осмысливают русский язык, историю СССР, а главное, дух самого народа – и в этом смысле песня оказывается страноведческим наставником, помогающим узнать Россию, а также и другие страны, бывшие в составе СССР, особенности их менталитетов.
Литература
  1. Гассиева, И.И. Учет трудностей усвоения русского языка в гибкой модели обучения китайских учащихся / И.И. Гассиева // Лингвистические и методические проблемы преподавания иностранных языков в неязыковом вузе: Материалы междунар. Науч.-практ. конф., Минск, 28-29 января 1999 г. – Мн., 2000. – С. 204-209.
  2. Гегель, Г.В.Ф. Эстетика / Г. В. Ф. Гегель. – М.: Искусство, 1968. – В 4 тт., т.1.
  3. Журавлева, Е.В. Из опыта работы над фонетикой китайцев при обучении русскому языку на начальном этапе / Е.В. Журавлева // Язык, слово, действительность: материалы IIмеждунар. Науч.-практ. конф., Минск, 25-27 октября 2000 г. – Мн., 2000. – в 2-х ч. – Ч. 1. – С. 204-209.
  4. Кулаковский, Л. Песня: ее язык, структура, судьбы (на материалах русских и украинских народных, советских массовых песен) / Л. Кулаковский. – М., 1962.
  5. Салосина, И. В. Активные методы обучения в формировании фонетической компетенции будущих лингвистов на примере ВУЗа Китайской Народной Республики [Электронный ресурс] = ActiveeducationalmethodsforformationofphoneticcompetenceoffuturelinguistsatChinauniversity / И. В. Салосина, И. А. Ишутина // Профессиональное образование в России и за рубежом : научно-образовательный журнал. — 2014. — № 3 (15). — С. 133-138. Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=22321458
  6. Чжан, П. Обучение русскому языку в научно-техническом университете КНР / П. Чжан // Молодые ученые в творческом поиске: тезисы Республиканской научной конференции аспирантов 21 декабря 1999 г. – Минск, 1999. – С. 72-74.
Запись опубликована в рубрике Актуальные проблемы гуманитарного знания. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий