Акопян Н.И. МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

В настоящее время школьное образование развивается в контексте массовой компьютеризации, что обусловлено наличием широкого спектра информационных технологий. В современном образовательном процессе компьютерная техника используется достаточно разнообразно: как средство обучения учащихся, как инструмент обучения, познания себя, других и окружающей действительности, как объект изучения, как средство творческого развития учащихся и педагогов, как средство контроля, тестирования и психодиагностики, как средство передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы, как средство организации различных видов интеллектуального досуга, как средство интенсификации и совершенствования управления учебным заведением и учебным процессом [1].
Современная школа с ее проблемами заставляет думать о том, как сделать процесс обучения более результативным. Как учить так, чтобы ребенок проявлял интерес к знанию.
Процесс модернизации школы требует формирования у учащихся компетентности, которая предполагает умение самостоятельно получать знания, используя различные источники. Формированию компетентности учащихся способствуют современные педагогические технологии, к их числу относятся компьютерные и проектные технологии.
При работе с компьютерными технологиями меняется и роль педагога, основная задача которого – поддерживать и направлять развитие личности учащихся, их творческий поиск. Использование средств новых информационных технологий и возможностей компьютера как средства познания повышает уровень и сложность выполняемых задач, дает наглядное представление результата выполненных действий, возможность создавать интересные исследовательские работы, проекты [2].
Когда сегодня говорят об информационных технологиях в образовании, нередко подразумевают мультимедийные технологии, которые, по мнению российских и зарубежных исследователей, помогают более глубоко исследовать многие вопросы, при этом сокращают время на изучение материала. Мультимедиа – это сумма технологий, позволяющих компьютеру вводить, обрабатывать, хранить, передавать и отображать такие типы данных, как текст, графика, анимация, оцифрованные неподвижные изображения, видео, звук, речь. Мультимедиа средства – это комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих человеку общаться с компьютером, используя самые разные, естественные для себя среды: звук, видео, графику, тексты, анимацию [3]. В последнее время создано много мультимедийных программных продуктов. Это и энциклопедии из самых разных областей жизни (история, искусство, география, биология, музыка), и обучающие программы (по иностранным языкам, физике, химии) и так далее.
Дети и взрослые могут использовать мультимедиа как эффективное средство обучения. Это как простые программы, способные научить ребенка распознавать цвета, так и высокоинтеллектуальные, обучающие иностранным языкам или математическим законам.
Важным достоинством и особенностью технологии мультимедиа являются следующие ее возможности, которые активно используются в представлении информации:
–возможность хранения большого объема самой разной информации на одном носителе;
– возможность увеличения (детализации) на экране изображения или его наиболее интересных фрагментов, иногда в двадцатикратном увеличении при сохранении качества изображения. Это особенно важно для презентации произведений искусства и уникальных исторических документов;
– возможность сравнения изображения и обработки его разнообразными программными средствами с научно-исследовательскими или познавательными целями;
– возможность выделения в сопровождающем изображение текстовом или другом визуальном материале «горячих слов (областей)», по которым осуществляется немедленное получение справочной или любой другой пояснительной (в том числе визуальной) информации (технологии гипертекста и гипермедиа);
– возможность осуществления непрерывного музыкального или любого другого аудио сопровождения, соответствующего статичному или динамичному визуальному ряду;
– возможность использования видеофрагментов из фильмов, видеозаписей и т.д., функции «стоп-кадра», покадрового «пролистывания» видеозаписи;
– возможность включения в содержание диска баз данных, методик обработки образов, анимации (к примеру, сопровождение рассказа о композиции картины графической анимационной демонстрацией геометрических построений ее композиции) и т.д.;
– возможность подключения к глобальной сети Internet;
– возможность работы с различными приложениями (текстовыми, графическими и звуковыми редакторами, картографической информацией);
– возможность создания собственных «галерей» (выборок) из представляемой в продукте информации (режим «карман» или «мои пометки»);
– возможность «запоминания пройденного пути» и создания «закладок» на заинтересовавшей экранной «странице»;
– возможность автоматического просмотра всего содержания продукта («слайд-шоу») или создания анимированного и озвученного «путеводителя-гида» по продукту («говорящей и показывающей инструкции пользователя»); включение в состав продукта игровых компонентов с информационными составляющими;
– возможность «свободной» навигации по информации и выхода в основное меню (укрупненное содержание), на полное оглавление или вовсе из программы в любой точке продукта [1].
Выделяют следующие цели применения продуктов, созданных в мультимедиа-технологиях:
  1. популяризаторская и развлекательная (CD используются в качестве домашних библиотек по искусству или литературе);
  2. научно-просветительская или образовательная (используются в качестве методических пособий);
  3. научно-исследовательская – в музеях и архивах и т.д. (используются в качестве одного из наиболее совершенных носителей и «хранилищ» информации).
Использование мультимедийных технологий в школьном образовании открывает для учителя и учеников новые возможности в преподавании и изучении различных дисциплин. Изучение любой дисциплины с использованием информационных технологий дает детям возможность для размышления и участия в создании элементов урока, что способствует развитию интереса школьников к предмету. Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций, on-line тестов и программных продуктов позволяют учащимся углубить знания, полученные ранее, как говорится в английской пословице: «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил». Применение современных технологий в образовании создает благоприятные условия для формирования личности учащихся и отвечает запросам современного общества.
Литература
  1. Монахов, В.М. Концепция создания и внедрения новой информационной технологии обучения. Проектирование новых информационных технологий обучения / В. М. Монахов. – М.: Педагогика,1991. – 215 с.
  2. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников средствами ИКТ / Т. И. Шамова. – М.: Педагогика, 2003. – 208 с.
  3. Гейн, А. Г. Основы информатики и вычислительной техники / А.Г. Гейн. – М.: Просвещение, 2003. – 254 с.
Запись опубликована в рубрике Внедрение образовательных технологий в учебный процесс школы и университета. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий