Одним из требований, которые предъявляются к современному учителю, является владение всеми современными средствами ИКТ. Современный мир позволяет использовать множество мультимедийных программ на уроках немецкого языка, в том числе и для проверки знаний грамматики немецкого языка. Использование различных мультимедийных программ открывает для учителя новые горизонты и возможности в преподавании предмета, а также в весьма значительной степени облегчают его работу, повышают эффективность обучения, позволяют улучшить качество преподавания. Для начала нужно выяснить, что же представляют собой средства ИКТ. Информационно – коммуникационные технологии – это совокупность цифровых технологий, которые используются для создания, передачи и распространения информации, оказания различных услуг, которые связаны с компьютерным оборудованием, программным обеспечением, телефонными линиями, сотовой связью, электронной почтой, мультимедийными средствами, а также интернетом и другими. Все средства ИКТ, которые применимы в системе образования, можно разделить на два типа: программные и аппаратные [1].
Программные средства:
1) Источники информации – энциклопедии на компакт-дисках, различные сайты и поисковые системы в сети интернет, в том числе специализированные для образования.
2) Виртуальные конструкторы, которые позволяют создавать наглядные модели и проводить с ними эксперименты.
3) Тренажеры, позволяющие отрабатывать навыки работы с информационными объектами: ввод текста, оперирование с графическими объектами на экране и другие.
4) Тесты, которые позволяют получать ученику задания через компьютер, и результат выполнения задания оценивается компьютером.
5) Электронные учебники.
6) Информационные системы управления, которые обеспечивают прохождение информации между всеми участниками образовательного процесса: учениками, учителями, администрацией и родителями.
7) Экспертные системы, использующие знания специалиста-эксперта для эффективного решения задач в какой-либо области.
Аппаратные средства:
1) Компьютер — универсальное устройство обработки информации.
2) Принтер, который позволяет зафиксировать на бумаге информацию, найденную или созданную учениками или учителем для учащихся.
3) Проектор, безусловно повышающий уровень наглядности, а также возможность представить ученикам результаты своей работы.
4) Телекоммуникационный блок, который дает доступ к мировым ресурсам информации и позволяет вести дистанционное обучение.
5) Устройства для записи различной информации как звуковой, так и визуальной – сканер, фотоаппарат, камера, аудио-магнитофон. Эти устройства позволяют нам включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира.
6) Сеть интернет, которая позволяет эффективно использовать информационные ресурсы, обеспечивает общий доступ к глобальной информационной сети
7) Аудио-видео средства, которые обеспечивают эффективную коммуникативную среду для учебного процесса [2].
Использование ИКТ на уроках немецкого языка возможно при изучении любой темы. При правильном расположении, удачном оформлении, использовании схем и таблиц, голосовом сопровождении — материал будет восприниматься легче и быстрее, так как будет задействована большая часть рецепторов. Исчезнет необходимость записывания информации и материала на доске, что сократит затраты времени на уроке.
С помощью тестовых программ можно провести контроль степени усвоения грамматических навыков, оказать справочно-информационную поддержку. Использование цифровых справочников по грамматике позволяет указывать учащимся на наличие грамматических ошибок на синтаксическом и морфологическом уровнях.
В старших классах ученики используют большой объем материала. Создавая, к примеру, презентацию, ученики получают возможность для практического применения знаний. Они проявляют интерес к творческой работе, ощущают важность и значимость результатов своего труда, а также понимают собственную успешность. В целях формирования и совершенствования грамматических навыков можно пользоваться такими программами, как „Deutsch-online“, „Jetzt onlinе“, „Lernnetz Deutsch“, „Grundstufen-Grammatik“ [3].
Одними из наиболее часто используемых мультимедийных программ являются:
1. Обучающие CD, DVD диски, которые:
1) позволяют индивидуализировать процесс обучения;
2) предоставляют возможность учащимся работать в своем темпе;
3) улучшают качество усвоения материала и ускоряют процесс обучения;
4) усиливают процессы запоминания визуального образа
5) стимулируют деятельность учащихся;
6) дают возможность отработать любой вид речевой деятельности;
7) формируют мотивацию к процессу обучения [4];
2. Пакет программ Microsoft Officeпомогает учащимся лучше усвоить материал, а точнее при создании презентации есть возможность:
1) добавить анимацию;
2) изменить наиболее важные элементы при помощи цвета, шрифта;
3) добавить схемы, таблицы, разнообразные картинки;
4) повысить концентрацию внимания учащихся на визуальном материале;
5) увеличить скорость и качество усвоения темы;
6) повторить любой этап урока.
7) улучшает процесс запоминания визуального образа лексических единиц;
8) позволяет создать шаблоны, при помощи которых можно проверить любой вид деятельности и легко их изменить;
9) позволяет включать в документ таблицы, текстовые фрагменты и иллюстрации [5, с.36].
Если мы рассмотрим, например, такой сайт как – http://www.studygerman.ru/online/manual/, то мы можем заметить, что пользоваться цифровыми источниками гораздо проще, чем материалами в напечатанном варианте. Проанализируем это на теме «Предложения в немецком языке». Материала по данной теме много, и он изложен доступным языком. Прилагаются также разнообразные тесты, который учащийся может пройти и узнать свои результаты. Оформить эту тему на уроке можно как при помощи презентаций, так и сети интернет. С учетом того, что ученики нашего времени постоянно имеют доступ к информационным технологиям, то и изучать ту или иную тему они могут в любом месте и в любое время.
Таким образом, можно утверждать, что в нынешних условиях информатизации социума современные информационно-коммуникативные технологии – это один из самых мощных инструментов преподавания иностранного языка. ИКТ активизирует весь образовательный процесс на уроках, помогает учителю осуществить выбор наилучшего варианта обучения с точки зрения не существенных затрат времени [6].
Использование ИКТ на уроках немецкого языка – является одним из самых важных и прогрессивных результатов инновационной работы в школе. Использование различных мультимедийных программ позволяет реализовывать задачи и делает урок современным.
Можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:
1) обеспечить мотивацию обучения;
2) проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
3) повысить объем и результат выполняемой на уроке работы в 2 раза;
4) усовершенствовать контроль знаний;
5) рационально организовать учебный процесс и повысить его эффективность;
6) формировать различные навыки в любой области;
7) обеспечить доступ к разнообразным справочным системам, электронным библиотекам, цифровым материалом и другой информации;
8) индивидуализировать учебный процесс [7].
Относительно результативности, использование мультимедийности способствуют улучшению качества знаний, формированию и развитию коммуникативности и мотивации к изучению немецкого языка, созданию благоприятной атмосферы для лучшего взаимопонимания между учителями и учениками, их сотрудничества, эффективному усвоению материала, формированию системы знаний, позволяет увеличить производительность работы на уроке.
На основании вышесказанного можно утверждать, что использование ИКТ является перспективным направлением в обучении немецкому языку и нуждается в дальнейшем исследовании и использовании в учебном процессе.
Литература
-
Беляева, Л.А., Иванова, Н.В. Презентация PowerPoint и ее возможности при обучении иностранным языкам / Л.А. Беляева, Н.В Иванова. // Иностранные языки в школе. — 2008. — №4. – C. 36 – 41.
-
Полат, Е.С. Интернет на уроках иностранного языка / Е.С. Полат // Иностранные языки в школе. – 2001. – № 2. – С. 14 – 19.
-
Ефременко, В.А. Применение информационных технологий на уроках иностранного языка / В.А. Ефременко // Иностранные языки в школе. – 2007. – №8. –С. 18 – 23.