Современная социокультурная ситуация ставит перед учреждением высшего образования важнейшую задачу, связанную с конкурентоспособностью и востребованностью выпускника на рынке труда – любой начинающий специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности своего профиля, опытом творческой и исследовательской деятельности по решению новых проблем, опытом социально-оценочной деятельности. Однако, как показывает практика, многие выпускники не соответствуют в полной мере требованиям, которые предъявляются работодателями.
Становление современного выпускника как целостной, компетентной и самостоятельной личности, конкурентноспособной на рынке труда требует существенного пересмотра подходов к учебно-методической, научно-методической работе, к методам планирования и подготовки учебного процесса в учреждении высшего образования. УВО должны обеспечить не только процесс развития компетенций специалиста, но и отслеживание и предъявление результатов и достижений его деятельности будущему работодателю.
Одной из современных технологий подготовки студента к будущей профессиональной деятельности, позволяющей ему эффективно планировать и оценивать процесс и результаты своего обучения, является технология «электронное портфолио» (е-портфолио), стремительно развивающаяся в зарубежном высшем образовании.
Е-портфолио – современная инновационная образовательная технология, в основе которой используется метод аутентичного оценивания результатов образовательной, научной и профессиональной деятельности; коллекцию достоверных и разнообразных данных (выбранных из большого архива), демонстрирующих достижения индивидуума (или организации) за определенный период времени, отобранных на основе рефлексивного анализа и презентуемых одной или нескольким целевым аудиториям в зависимости от конкретной цели, преследуемой индивидуумом (или организацией) [1].
В условиях компетентностного подхода портфолио выступает как способ демонстрации, развития и оценки компетенций студента, механизм мониторинга его прогресса. Это своеобразный отчет по различным видам деятельности студента: учебная, научно-исследовательская, творческая, практическая, общественная и т. д.
В то же время портфолио является одним из условий повышения мотивации студента, формирования навыков рефлексии. По мнению Е. С. Полат, портфолио – это инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда обучающегося, рефлексии его собственной деятельности [2].
Структуру портфолио студента УВО необходимо строить на основе нормативных документов учреждения высшего образования, компетентностных моделей выпускника, требований учебных стандартов. Анализ нормативных документов Гродненского государственного университета имени Янки Купалы, а также компетентностных моделей выпускника педагогического факультета, позволил нам определить следующую структуру электронного портфолио будущего педагога, представленную в виде схемы (рис. 2).
В блоке «Резюме» особое внимание стоит обратить на раздел «Самоанализ», который направлен на становление рефлексивных качеств, формирование осмысления студентом ситуации, в процессе разрешения которой осуществляется самостоятельный выбор, анализ и коррекция. Содержание блоков «Учебная деятельность» и «Научно-исследовательская деятельность» отражают сформированные навыки работы с практическим материалом по специальности, а также позволяют потенциальному работодателю ознакомиться со списком публикаций студента. Следующий блок портфолио «Идеологическая и воспитательная работа» направлен на становление основныхобщекультурных компетенций и профессионально-личностных качеств: формирование коммуникативных и лидерских качеств, организаторских способностей, управленческих умений, умения разрешать конфликтные ситуации, работать в коллективе, коллегиально принимать решения, нести ответственность за выполнение принятых решений. Этот блок портфолио обеспечивается за счет: участия в творческих конкурсах, спортивных соревнованиях, военно-патриотической работе; реализации проектов семейного, экологического, патриотического, правового и других направлений; участия в различных формах студенческого самоуправления, волонтерская работа и др.
У разработанного нами портфолио разнообразное предназначение: с одной стороны, оценка учебных успехов и научных достижений, с другой – оценка готовности к профессиональной карьере.
Таким образом, технология е-портфолио является инструментом самопрезентации и позиционирования, с одной стороны, а с другой – эффективным средством привлечения работодателя к личности будущего педагога, в первую очередь за счет насыщенного контента сведений для работодателя. Е-портфолио позволяет работодателю легко определить уровень подготовки молодого специалиста и весь спектр умений, способностей кандидата; дает возможность принятия оптимального решения в пользу соискателя, подчеркнуть его конкурентные преимущества по сравнению с другими претендентами. На наш взгляд, УВО, сделавшее ставку на е-портфолио студентов, выйдет на виртуальный рынок талантов, активно формируя свой положительный медиаимидж в сети Интернет, решает трудности в вопросе трудоустройства выпускников.
Литература
-
Ravet S. Presentation AURIF 01.06 http://www.eife-l.org/publications/eportfolio/presentations/aurif0106.
-
Татьяненко С. А. Роль портфолио в повышении конкурентоспособности выпускника вуза / С. А. Татьяненко, Ю. В. Сердученко // Проблемы и перспективы развития образования: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 29-33.