Масальская А.И. РОЛЬ ЭЛЕКТРОННОГО ПОРТФОЛИО В ПОВЫШЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКА УВО

Современная социокультурная ситуация ставит перед учреждением высшего образования важнейшую задачу, связанную с конкурентоспособностью и востребованностью выпускника на рынке труда – любой начинающий специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности своего профиля, опытом творческой и исследовательской деятельности по решению новых проблем, опытом социально-оценочной деятельности. Однако, как показывает практика, многие выпускники не соответствуют в полной мере требованиям, которые предъявляются работодателями.
Становление современного выпускника как целостной, компетентной и самостоятельной личности, конкурентноспособной на рынке труда требует существенного пересмотра подходов к учебно-методической, научно-методической работе, к методам планирования и подготовки учебного процесса в учреждении высшего образования. УВО должны обеспечить не только процесс развития компетенций специалиста, но и отслеживание и предъявление результатов и достижений его деятельности будущему работодателю.
Одной из современных технологий подготовки студента к будущей профессиональной деятельности, позволяющей ему эффективно планировать и оценивать процесс и результаты своего обучения, является технология «электронное портфолио» (е-портфолио), стремительно развивающаяся в зарубежном высшем образовании.
Е-портфолио – современная инновационная образовательная технология, в основе которой используется метод аутентичного оценивания результатов образовательной, научной и профессиональной деятельности; коллекцию достоверных и разнообразных данных (выбранных из большого архива), демонстрирующих достижения индивидуума (или организации) за определенный период времени, отобранных на основе рефлексивного анализа и презентуемых одной или нескольким целевым аудиториям в зависимости от конкретной цели, преследуемой индивидуумом (или организацией) [1].
В условиях компетентностного подхода портфолио выступает как способ демонстрации, развития и оценки компетенций студента, механизм мониторинга его прогресса. Это своеобразный отчет по различным видам деятельности студента: учебная, научно-исследовательская, творческая, практическая, общественная и т. д.
В то же время портфолио является одним из условий повышения мотивации студента, формирования навыков рефлексии. По мнению Е. С. Полат, портфолио – это инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда обучающегося, рефлексии его собственной деятельности [2].
Таким образом, портфолио студента выполняет основные функции, представленные на рисунке 1.

ris2

Структуру портфолио студента УВО необходимо строить на основе нормативных документов учреждения высшего образования, компетентностных моделей выпускника, требований учебных стандартов. Анализ нормативных документов Гродненского государственного университета имени Янки Купалы, а также компетентностных моделей выпускника педагогического факультета, позволил нам определить следующую структуру электронного портфолио будущего педагога, представленную в виде схемы (рис. 2).
 ris3
В блоке «Резюме» особое внимание стоит обратить на раздел «Самоанализ», который направлен на становление рефлексивных качеств, формирование осмысления студентом ситуации, в процессе разрешения которой осуществляется самостоятельный выбор, анализ и коррекция. Содержание блоков «Учебная деятельность» и «Научно-исследовательская деятельность» отражают сформированные навыки работы с практическим материалом по специальности, а также позволяют потенциальному работодателю ознакомиться со списком публикаций студента. Следующий блок портфолио «Идеологическая и воспитательная работа» направлен на становление основныхобщекультурных компетенций и профессионально-личностных качеств: формирование коммуникативных и лидерских качеств, организаторских способностей, управленческих умений, умения разрешать конфликтные ситуации, работать в коллективе, коллегиально принимать решения, нести ответственность за выполнение принятых решений. Этот блок портфолио обеспечивается за счет: участия в творческих конкурсах, спортивных соревнованиях, военно-патриотической работе; реализации проектов семейного, экологического, патриотического, правового и других направлений; участия в различных формах студенческого самоуправления, волонтерская работа и др.
У разработанного нами портфолио разнообразное предназначение: с одной стороны, оценка учебных успехов и научных достижений, с другой – оценка готовности к профессиональной карьере.
Таким образом, технология е-портфолио является инструментом самопрезентации и позиционирования, с одной стороны, а с другой – эффективным средством привлечения работодателя к личности будущего педагога, в первую очередь за счет насыщенного контента сведений для работодателя. Е-портфолио позволяет работодателю легко определить уровень подготовки молодого специалиста и весь спектр умений, способностей кандидата; дает возможность принятия оптимального решения в пользу соискателя, подчеркнуть его конкурентные преимущества по сравнению с другими претендентами. На наш взгляд, УВО, сделавшее ставку на е-портфолио студентов, выйдет на виртуальный рынок талантов, активно формируя свой положительный медиаимидж в сети Интернет, решает трудности в вопросе трудоустройства выпускников.
Литература
  1. Татьяненко С. А. Роль портфолио в повышении конкурентоспособности выпускника вуза / С. А. Татьяненко, Ю. В. Сердученко // Проблемы и перспективы развития образования: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 29-33.
Запись опубликована в рубрике Внедрение образовательных технологий в учебный процесс школы и университета. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий