Каждый человек имеет заложенный в нём потенциал, и главная задача образования выявить, раскрыть и реализовать такой потенциал [1]. Появление новых технических и программных продуктов привело к тому, что у педагогов появляется все больше инструментов для раскрытия своего потенциала и потенциала обучающихся.
Техническая эволюция в современном мире привела к возникновению смешанных сообществ, которые объединяют людей, различные устройства и программные модули, обеспечивающие их работу. Такие сообщества получили название сетевых сообществ.
Сетевое сообщество – это группа людей, поддерживающих общение и ведущих совместную деятельность при помощи компьютерных сетевых средств. Компьютерная сеть (Интернет), сеть документов (Всемирная Паутина) и программное обеспечение (социальные сервисы) связывают между собой не только компьютеры и документы, но и людей, которые пользуются этими компьютерами, документами и сервисами. Благодаря сетевым связям самопроизвольно формируются новые социальные объединения. Сообщества такого рода не могут быть специально спроектированы, организованы или созданы в приказном порядке [2]. Можно только создать условия, которые бы облегчали формирование таких сообществ. К таким сообществам можно отнести классные коллективы, имеющие представительства в сети Интернет, объединения студентов и школьников, которые используют социальные сети для подготовки к занятиям. Широко известно сообщество педагогов и учеников «Образовательная галактика Intel».
Благодаря сетевой поддержке перед сообществами обмена знаниями открываются новые возможности по представлению своих цифровых архивов и привлечению новых членов. С развитием компьютерных технологий появляются новые формы для хранения знаний и новые приложения, облегчающие управление ими и использование новичками, находящимися на периферии сообщества.
Сетевые приложения, обеспечивающие работу сообществ, получили названия сетевых социальных сервисов. На данный момент социальные сетевые сервисы – одна из наиболее динамично развивающихся областей информатизации общества. Социальный сетевой сервис представляет собой виртуальную площадку, связывающую людей в сетевые сообщества с помощью программного обеспечения, компьютеров, объединенных в сеть (Интернет) и сети документов (Всемирной паутины). Можно сказать, что нет на данный момент человека, который, работая в сети Интернет, не использовал бы какой-либо сервис для поиска информации или для общения. В зависимости от способа наполнения контента можно выделить сервисы Web 1.0 и Web 2.0 [3].
Понятие Web 1.0, по утверждению Бернерс-Ли, можно рассматривать как «Интернет только для чтения№. Иными словами, ранее Интернет позволял нам искать информацию и читать ее. Было очень мало путей для взаимодействия с пользователями или для участия в составлении содержания. Тем не менее, на первом этапе развития сети Интернет, это было именно то, чего хотело большинство владельцев веб-сайтов: цель их сайта заключалась в том, чтобы обозначить свое присутствие в Интернете и сделать информацию о себе доступной для всех в любое время.
В настоящее время мы наблюдаем стадию Web 2.0, или стадию «чтения-записи» Интернет, если мы будем придерживаться утверждения, описанного Бернерс-Ли. Введенная в Интернет способность внесения содержания и взаимодействия с другими пользователями в скором времени значительно изменит среду сети. Чтобы понять огромный потенциал данных изменений, достаточно посмотреть на YouTube и MySpace, которые опираются на публикуемый пользователями контент. Web 2.0 кажется долгожданным ответом на требования пользователей сети, он позволяет быть более вовлеченными в процесс создания информации, которая доступна пользователям [2]. Сейчас, говоря о социальных сетевых сервисах, подразумевают сервисы Web 2.0.
Понятие социальных сетевых сервисов неразрывно связано с «облачными» технологиями. Данное понятие можно рассматривать как в узком смысле, так и в широком. В узком смысле подразумеваются сервисы, обеспечивающие работу «облачных» серверов. В широком смысле «облачные» технологии – это способ увеличения пропускной способности сетей или предоставление ИТ-ресурсов в виде сервиса, который можно получить, не вкладываясь в создание новой инфраструктуры, при этом нет нужды готовить новые кадры или покупать лицензированное новое программное обеспечение. Ниже рассмотрим некоторые способы применения «облачных» технологий и сервисов Web 2.0 в системе образования. В частности рассмотрим использования сервисов Google.
Google предоставляет множество инструментов для работы педагогов. Большая группа приложений получила название Google Документов. Данные сервисы предназначены для создания различных типов документов: электронных таблиц, текстовых документов, презентаций и рисунков. Особенностью является совместная работа с документами нескольких пользователей, а также создание форм. Google Формы представляют собой средство по созданию различных анкет, опросов и онлайн тестов.
Полученные результаты сохраняются в Google Таблице, с помощью которых можно построить анализ данных опросов. Анализ тестов строится на основании дополнения Flubaroo, которое позволяет педагогу получить необходимую информацию по результатам контроля знаний. Кроме выше указанного дополнения, существуют и другие. Можно выделить такие дополнения, как Doctopus и YetAnotherMailMerge.
Так, Doctopusиспользуется как средство предоставления доступа к учебным материалам посредством «облачных» технологий. На диске создается журнал, содержащий список обучающихся. Журнал представляет собой электронную таблицу, содержащую необходимый список. Далее вызывается дополнение и, следуя указаниям мастера, создается система каталогов для хранения и предоставления доступа к необходимым документам.
YetAnotherMailMerge используется для передачи сообщений по электронной почте. Но, в отличие от стандартных средств, дополнение представляет собой аналог слияния документов в MicrosoftOffice. Как и в предыдущем случае используется электронная таблица. Данная таблица содержит список рассылки с настройками для сообщений, которые включают в себя как отдельные элементы, так и текст целиком.
Также следует отметить, что сервисы Web 2.0 позволяют решить проблему наглядности предоставляемого материала; делают процесс обучения мобильным и независимым от аппаратного и программного обеспечения, так как доступ к учебным материалам открыт в любое время суток и с любого устройства. Позволяют решить проблему подбора аудио материала.
В последнее время студенты и учащиеся широко используют социальные сети. Они используются не только для развлечения, но и для подготовки к занятиям. Это значительно помогает облегчить работу. Учащиеся и студенты, используя социальные сети, уточняют домашние задания, работают над различными проектами. Использование «облачных» хранилищ позволяет быстро предоставлять педагогам свои материалы. Так, например, при подготовке курсовых, дипломных удобно разместить работу на сервере с последующим предоставлением доступа научному руководителю, что позволяет быстро вносить правки в существующий документ.
В настоящее время компьютеризация и использование Интернет приложений, социальных сервисов затрагивает все больше сторон современного общества. Дети уже в раннем возрасте учатся обращаться с различными устройствами и большинство из них активно используют социальные сети и другие социальные сетевые сервисы. Следовательно, важно, чтобы педагоги способствовали развитию их личности и с помощью современных технологий.
Литература
-
Хуторской, А.В. Принцип человекосообразности и его роль в обновлении образования [Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 01.06.2010 г. – http://khutorskoy.ru/be/2010/0610/index.htm
-
Патаракин, Е.Д. Социальные взаимодействия и сетевое обучение 2.0 / Е.Д. Патаракин – М.: НП «Современные технологии в образовании и культуре», 2009. – 176 с.
-
Основные определения: WEB 1.0, WEB. 2.0, WEB 3.0 // Creative Solutions [Электронный ресурс]. – 2007. – Режим доступа: http://www.creasol.ru/print.php?id=8 – Дата доступа: 10.01.2015
-
Перспективы применения «облачных» технологий в системе образования Республики Беларусь: четвертая Международная научная конференция «Суперкомпьютерные системы и их применение» (SSA’2012), 23-25 октября 2012 года, Минск / ОИПИ НАН Беларуси: С.В. Абламейко, Ю.И. Воротницкий, Н.И. Листопад, Минск, 2012. – С. 29 – 36.