Мясников Г.А. О РОЛИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК

В современном мире ни одна сфера жизнедеятельности человека не обходится без использования информационных технологий (ИТ). ИТ применяются при общении по телефону, при поездке на городском автобусе. Каждый день мы смотрим по телевизору новости и прогноз погоды. В большинстве организаций на сегодняшний день ведется электронный документооборот, почти каждый человек пользуется электронными почтовыми ящиками, кошельками или пластиковой электронной карточкой. Многие молодые люди не могут представить жизнь без мобильного телефона и интернета [1-3].
В современных библиотеках ведутся электронные каталоги как печатных, так и цифровых изданий [4]. В отдельных библиотеках также оцифровываются физические источники информации: книги, рукописи, древние манускрипты и прочая аудиовизуальная информация. Этот процесс является дорогим, медленным и трудоемким. Этот процесс в первую очередь связан с необходимостью популяризации и предоставления массового доступа к информации, появившейся до начала использования информационных технологий. Большинство современных источников информации сначала создаются в цифровом виде, и только в конечном варианте представляются на традиционных носителях. Такой подход обусловлен тем, что информацию в цифровом виде можно изменить без серьезных экономических и временных затрат.
Наряду со сложностью оцифровки информации существует ряд проблем, связанных с защитой авторских прав. Зачастую библиотеки (в частности и научно-образовательные библиотеки) нарушают авторские права при оцифровке, и при предоставлении изданий в открытом доступе без разрешений правообладателя. В связи с этим библиотекам приходится выбирать один из двух вариантов действий:
  1. Предоставлять в публичный доступ (и оцифровывать) информацию без согласия автора.
  2. Запрашивать согласие автора на размещение информации в публичном доступе, даже, при получении согласия автора выкладывать информацию в общий доступ.
Многие электронные библиотеки публикуют недавно изданные труды без предварительного согласия авторов. Вместе с тем, по первому требованию автора его тексты снимаются с сайта, ибо они нарушают закон об авторском праве [6; 7].
Особое место в ряду электронных библиотек занимают библиотеки научно-образовательной тематики, в которых собраны издания, необходимые для реализации образовательного процесса. Использование электронных изданий в высших учебных заведениях зачастую ведется на не совсем законных основаниях [5]. Однако этот нелицеприятный факт свидетельствует об интересе нового поколения к электронной форме предоставления информации. Мировой опыт показывает, что образовательные и научные электронные ресурсы формируются, как правило, самими правообладателями или с их согласия. Большинство из них действуют на коммерческой основе. Самыми яркими примерами данного подхода являются крупнейшие издательские дома «Elsevier», «Springer».
Таким образом, указанные в материале пути совершенствования деятельности библиотек помогут в оптимизации использования их информационных фондов.
Литература
  1. Google поможет Британской библиотеке оцифровать книги // Русская служба новостей BBC [Электронный ресурс]. – 2015. – Режим доступа: http://www.bbc.co.uk/russian/uk/2011/06/110617_google_british_library_deal.shtml. – Дата доступа: 01.03.2015.
  2. Norway Decided to Digitize All the Norwegian Books / ALEXIS C. MADRIGAL // The Atlantic [Electronic resource]. – 2015. – Mode of access: http://www.theatlantic.com/technology/archive/2013/12/norway-decided-to-digitize-all-the-norwegian-books/282008/.  – Date of access: 01.03.2015
  3. Как на нас влияет общение в социальных сетях? // Psychologies.ru [Электронный ресурс]. – 2015. – Режим доступа http://www.psychologies.ru/self-knowledge/communication/kak-na-nas-vliyaet-obschenie-v-sotsialnyih-setyah/.  – Дата доступа: 01.03.2015
  4. Информатизация в библиотеках Беларуси: состояние и проблемы / Н. Яцевич // Сайт белорусской библиотечной ассоциации [Электронный ресурс]. – 2015. – Режим доступа: http://www.bla.by/vestnik-bba/49-vestnik-bba-1999-1/85-2010-12-16-20-55-19.html. – Дата доступа: 01.03.2015
  5. Медведев: надо оцифровать все диссертации, начиная с советских времен // Новостной сайт компании Вести [Электронный ресурс]. – 2015. – Режим доступа: http://www.vesti.ru/doc.html?id=2272612. – Дата доступа: 01.03.2015
  6. Нарушение авторского права // Википедия [Электронный ресурс]. – 2015. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B0. – Дата доступа: 22.03.2015
  7. Электронная библиотека // Википедия [Электронный ресурс]. – 2015. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B1%D0%B8%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BA%D0%B0. – Дата доступа: 22.03.2015.
Запись опубликована в рубрике Внедрение образовательных технологий в учебный процесс школы и университета. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий