Сакович С.С. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Проектная деятельность, одна из наиболее популярных форм организации работы с учащимися. Она акцентируется на организации индивидуальной, познавательной и исследовательской деятельности. Проектная деятельность получила широкое применение в системе образования разных стран мира и активно работает в нашей стране.
Образование, с использованием проектного метода, существенно отличается от традиционной школы, т.к. оно предоставляет учащимся возможность использовать полученные на уроках по иностранному языку знания по другим предметам, формировать свою позицию, проявлять самостоятельность и творчество. За методом проектов – будущее [1].
В обучении иностранного языка метод проектов можно использовать в тесном контакте с учебной программой практически по любой теме. Проектная технология сочетается с любым учебником и другими учебными средствами и может быть включена в различные формы общей системы работы над изучаемым языком на этапе речевой практики и интегративного развития коммуникативных умений иноязычного речевого общения.
Проектное задание может рассматриваться как определенная форма адаптации материалов учебника к непосредственным особенностям образовательной ситуации и индивидуальным особенностям учащихся. Используя проектную деятельность, удаётся творчески применить языковой материал, превратить уроки иностранного языка в дискуссию, исследование.
Выполняя задания проекта, учащиеся получают возможность практически применить знания по иностранному языку, сами находят необходимую информацию, содержащую ценный страноведческий, лексический, грамматический материал, используя для этих целей не только материал учебника, но и другие источники информации, которые сейчас в богатом выборе. Одна из задач проектной деятельности является повышение интереса и мотивации к изучению данного предмета. Даже слабоуспевающие учащиеся проявляют интерес к языку во время выполнения творческих заданий.
Проектная методика является также и исследовательским методом, особенно в старших классах, игровым методом, без которых не обходится обучение иностранным языкам на младшей и средней ступени. Овладевая культурой проектирования, школьник приучается творчески мыслить, самостоятельно планируя свои действия, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ним задач. В период выполнения проектов у школьников развиваются следующие умения:
- общеучебные: работа с учебником, со словарем, справочной литературой, составление плана доклада, сообщения, выступления по теме и т. д.;
- специальные: умение сокращать текст и передавать его в устной форме, осуществлять тематический подбор лексики, пользоваться двуязычным словарем, делать краткие записи по проблеме, составлять сообщения и др.;
Отличительная черта проектной методики — особая форма организации. Организуя работу над проектом важно соблюсти несколько условий:
- тематика может быть связана как со страной изучаемого языка, так и со страной проживания, учащиеся ориентированы на сопоставление и сравнение событий, явлений, фактов из истории и жизни людей разных стран.
- проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации.
- необходимо вовлечь в работу всех учащихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его языковой подготовки.
Проекты, предназначенные для обучения языку, обладают как общими для всех проектов чертами, так и отличительными особенностями такими как:
- использование языка в ситуациях, максимально приближенных к условиям реального общения;
- самостоятельная работа учащихся (индивидуальная и групповая);
- выбор темы, вызывающий большой интерес для учащихся и непосредственно связанной с условиями, в которых выполняется проект;
- отбор языкового материала, видов заданий и последовательности работы в соответствии с темой и целью проекта;
- наглядное представление проекта
- содержание и направление работы над творческим проектом [2].
Реализация проектного и исследовательского методов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Меняется и психологический климат на уроке, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу.
Трудности при работе над проектами неизбежны. Дети не всегда готовы обсуждать вопросы на языке, присутствуют речевые ошибки. Поэтому учителю необходимо перед разработкой проблемы ввести и отработать лексико-грамматический материал, подсказать направление поиска, дать опоры. Также требуется знание психологических особенностей и творческих наклонностей детей.
Информационные технологии в наше время развиваются быстро и стремительно, и вслед за собой открывают новые возможности, а порою и новые взгляды на образовательный процесс в школе. Создание баз данных библиотек, документов и творческих работ учащихся позволят систематизировать учебный процесс, организовать творческую, исследовательскую работу учащихся. Электронные средства поиска, систематизации и обработки информации обладают рядом преимуществ по времени, стоимости и трудоемкости процесса работы. Современные средства информационных технологий позволяют школьникам и учителям самим создавать ресурсы, используемые в учебном процессе: обучающие презентации, тесты, учебные пособия, программы для компьютерного класса. Все эти средства могут создаваться учащимися под контролем учителя для последующего использования, что позволяет реализовать практические навыки, сформированные на уроках. Роль ресурсов Интернет в образовании, безусловно, огромна. Все более популярными становятся дистанционные сетевые курсы и конкурсы. С помощью сети Интернет школьники часто и охотно занимаются самообразованием, общаются со своими сверстниками, находят общие интересы. Очень интересным может быть работа по созданию совместного проекта с учащимися из другого города. Такая работа формирует навыки сетевого взаимодействия, позволяет почувствовать учащемуся возможности телекоммуникационной проектной деятельности, позволит познакомиться и поработать со сверстниками из других городов.
Информационные технологии могут выступать и как средство развития познавательных процессов, творческих способностей учащихся. Средствами информационных технологий могут быть собраны информационные базы данных о разработках учащихся, что будет стимулировать детей к новым творческим наработкам. Для этой цели может служить как информационная база данных, доступная школьникам, так и школьный Web-ресурс, позволяющий обмениваться опытом как между учащимися из одной школы, так и между учащимися из других школ. Виртуальный клуб творческих разработок позволяет объединить талантливых учеников [3].
Одним из основных требований, предъявляемых к обучению иностранных языков с использованием интернет ресурсов — является создание взаимодействия на уроке, то, что принято называть в методике — технология интерактивного обучения.
Интерактивность – это объединение, координация и взаимодополнение усилий коммуникативной цели и результата речевыми средствами. Интерактивность не просто создает реальные ситуации из жизни, но и заставляет учащихся адекватно реагировать на них посредством иностранного языка. Эта работа в парах, группах, интервью, опросники. В парах можно дать грамматику, чтение, аудирование с выполнением задания.
Применение компьютерных технологий при изучении немецкого языка рассматривается как инновационный подход в построении обучения и, по мнению ученых, именно он, один из наиболее эффективных и перспективных систем подготовки учеников. Это обусловлено тем, что именно компьютеризация и применение новых информационных технологий является той возможностью, которая поможет создать новую систему образования.
Использование компьютерных программ по немецкому языку дает качественные результаты по развитию самостоятельной работы учеников. При этом происходит интеграция таких курсов, как информатика, психология, история и культура стран изучаемого языка, использование словаря. Использование компьютерных программ сокращает время на преодоление языкового барьера: тематически закладывается лексика и клише типовых конструкций. Нельзя забывать и о занимательности при использовании компьютерных программ на занятиях: абстрактные образы, погружение в социальную среду изучаемого языка, музыкальный фон — все это создает психологическую атмосферу положительного эмоционального настроя ученика, которая облегчает процесс запоминания иноязычной речи. Отсюда исходит мотивация успеха в изучении немецкого языка [4].
Таким образом, дети в процессе образования, должны получить не просто знания, они должны обрести социальную, коммуникативную, информационно-интеллектуальную и профильную компетенцию, чтобы ориентироваться в жизни, чтобы обрести уверенность в себе. И проектная технология наиболее близка к решению этих проблем.
Литература
  1. Борисова, Е.М. Проект на уроках немецкого языка / Е.М. Борисова // Иностранные языки в школе.– 2000. — №2. – C. 35-41.
  2. Борисова, Р.Г. Проектная деятельность учащихся в общеобразовательной школе // Е.М. Борисова // Иностранные языки в школе.– 2007. — №4. – C. 43-45.
  3. Душеина, Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка // Т.В. Душеина // Иностранные языки в школе.– 2050. — №5. – C. 27-31.
  4. Ефременко, В.А. Применение информационных технологий на уроках иностранного языка / В.А. Ефременко // Иностранные языки в школе. – 2007. — №8. –С. 18 -23.
Запись опубликована в рубрике Внедрение образовательных технологий в учебный процесс школы и университета. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий