Происходящие кардинальные изменения в системе дошкольного образования требуют от современного педагога умений формировать творчески активную личность ребёнка-дошкольника. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать новую информацию, делать выводы.
Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо продуктивно использовать их в младшем дошкольном возрасте. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей лежит через приобщение дошкольников к продуктивной творческой деятельности. Под творческой деятельностью понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение. Так, Л.С. Выготский утверждал: “…высшие выражения творчества до сих пор доступны только немногим избранным гениям человечества, но в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека” [5, с. 416].
Занятия по изобразительной деятельности, кроме выполнения учебных задач, являются важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников.
Изобразительная деятельность тесно связана с познанием окружающей жизни. Вначале это непосредственное знакомство со свойствами материалов, познание связи действий с полученным результатом. В дальнейшем ребенок продолжает приобретать знания об окружающих предметах, о материалах и оборудовании, однако его интерес к материалу будет обусловлен стремлением передать в изобразительной форме свои мысли, впечатления от окружающего мира.
В процессе изобразительной деятельности уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах. Детский рисунок иногда говорит о неверном представлении ребенка о предмете, но по рисунку, лепке не всегда можно судить о правильности детских представлений [6,с. 65].
Большинство ученых (Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, Г. И. Щукина) рассматривая интерес как одно из стержневых образований личности, указывают вместе с тем на ее сложное, качественно неоднородное строение. Данный подход рассматривается как общеметодологическая основа для анализа мотивации творческой деятельности [7, с. 253].
Интерес (от лат. interest – имеет значение) – реальная причина действий, ощущаемая человеком как особенно важная составляющая его деятельности. Интерес можно определить как положительное оценочное отношение субъекта к его деятельности [2, с. 85].
Д. С. Выготский в своих исследованиях указывает на то, что интерес – это естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями [2, с. 85].
Важнейшая область общего феномена интереса – это познавательный интерес. Так, Е.А. Коссаковская отметила, что в развитии познавательных интересов дошкольников существует две основные линии:
1. Постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями и сведениями об окружающем, которое и вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед ребенком открывающихся сторон окружающей действительности, тем шире его возможности для возникновения и закрепления устойчивых познавательных интересов.
2. Данную линию развития познавательных интересов составляет постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности [1, с. 240].
В.И. Водовозов, касаясь вопроса усвоения детьми знаний, отмечал их второстепенную роль в обучении, выделяя первостепенную важность внутреннего процесса, который эти знания должны вызывать, стимулируя душевное развитие. Активизатором мышления ребенка В. И. Водовозов считает интерес, способствующий осмысленному восприятию учебного материала и практическому применению теоретических знаний, переживание детьми их сопричастности с обучением [8, с. 366]. Его педагогические воззрения совпадают с ранее высказанными предположениями К.Д. Ушинского о сложной структуре возникновения познавательного интереса. Изобразительное искусство – искусство запечатления образов – разделпластических искусств, вид художественного творчества, целью которого является воспроизводство окружающего мира. Данное понятие объединяет различные виды живописи, архитектуры и скульптуры.
Таким образом, можно отметить, что познавательный интерес начинает формироваться в младшем дошкольном возрасте в процессе ознакомления детей с такими видами изобразительного искусства как: живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство.
Изобразительное искусство имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, поэтому важно у детей воспитывать эстетическое отношение к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивать художественный вкус и творческие способности.
Нередко толчком к проявлению интереса к изобразительному искусству служит наблюдение за работой художника, скульптора, архитектора. Процесс создания взрослыми ярких образов в рисунке, лепке, живописи производит неизгладимое впечатление на детей, вызывает у них желание попробовать свои силы.
В процессе работы с детьми младшего дошкольного возраста на занятиях по ознакомлению с изобразительным искусством нами применялись разнообразные методы и приемы обучения. Так, например, в процессе рассматривания художественного произведения использовались игровые приемы, в которых соединяется применение наглядности и использование слова [3, с. 7], использование натуры, рассматривание репродукций картин, образца и других наглядных пособий; рассматривание отдельных предметов; показ воспитателем приемов изображения; показ детских работ в конце занятия, при их оценке, использование художественного слова.
Отметим некоторые особенности использования натуры в работе с детьми дошкольного возраста. Применение натуры облегчает работу памяти, так как процесс изображения объединяется с восприятием, помогает ребенку правильно понять и передать форму и строение предмета, его цвет [4, с. 4].
На занятиях по ознакомлению детей с изобразительным искусством мы особое внимание уделяли использованию игровых упражнений. Их цель – заинтересовать детей и сделать более эффективным процесс обучения. Так, например, на занятии по обучению детей создавать простейшие линейные формы и развитию движений руки детям предлагается вслед за воспитателем сначала проводить рукой различные линии в воздухе, затем пальцем на бумаге, дополняя движения пояснением: «Это бегает по дорожке мальчик», «Так бабушка мотает клубок» и т.д. Соединение образа и движения в игровой ситуации значительно ускоряет овладение умениями изображать линии и простейшие формы.
Таким образом, изучая психолого-педагогические аспекты формирования интереса к изобразительному искусству, нами были разработаны методические рекомендации по организации и проведению занятий по изобразительной деятельности в младшем дошкольном возрасте. Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы в современной педагогической науке требует дальнейшего проведения исследовательской работы в этом направлении и разработки методики формирования интереса к изобразительному искусству у детей младшего дошкольного возраста.
Литература
-
Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студ. ср. пед. учеб. зав. / Л.Р. Болотина – 3-е изд. – М.: изд. центр Академия, 1998. – 240 с.
-
Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.
-
Григорьева, Г.Г. «Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности» / Г.Г. Григорьева М. «Просвещение» – 1995 г. – 7 с.
-
Каменев, Е., Пантелеева. Л.В. «Художественный труд в детском саду» М. «Просвещение» / Е. Каменев, Л.В. Пантелеева. – 1987 г. – 4 с.
-
Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учебник для вузов / Козлова С.А., Куликова Т.А. – 4-е издание. – М.: Академия, 2002. – 416 с.
-
Комарова, Т.С. Дошкольный возраст: проблемы развития художественно-творческих способностей / Т.С. Комарова // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 10. – С.65.
-
Косминская, В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду / В.Б. Косминская – М.: Просвещение, 1977. – 253с.
-
Пологрудова, И.С. Теоретические подходы к изучению «познавательного интереса» / И.С. Пологрудов – М.: 2012. – 366 с.