Островская Л.В. ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ

Оценивая динамику развития игровой деятельности, следует отметить, что условия составляют именно ту среду, в которой необходимые процессы возникают, существуют и развиваются. На основании вышеизложенного необходимо выявить педагогические условия развития сюжетно-ролевой.
Существующая методика развития у детей сюжетосложения [8; 11] не отвечает на один из существенных вопросов – как перенести освоенный способ в самостоятельную игровую деятельность детей, не нарушая её естественности, развивая самостоятельность и игровое творчество? Можно предположить, что разрешить эту проблему поможет сконструированная особым образом развивающая предметно-игровая среда,это обусловлено следующими теоретико-методологическими основаниями:
-     среда является внешним фактором развития личности ребёнка и имеет в этом процессе приоритетное значение (В.А. Петровский [12]);
-     среда изменяется и развивается вслед за изменением интеллекта и потребностей детей (С.Л. Новосёлова [10]);
-     среда должна соответствовать возможностям ребёнка на грани перехода к следующему этапу его развития, то есть обеспечивать создание зоны ближайшего развития (Л.С. Выготский [3]), внутри игры рождается мощный познавательный мотив (А.Н. Леонтьев [6]);
-     среда должна соответствовать структуре когнитивной сферы ребёнка, то есть содержать как консервативные, уже известные ребёнку элементы, так и проблемные, подлежащие исследованию (Н.Н. Поддъяков [16]);
-     среда обеспечивает репродуктивный уровень освоения игрового материала, способствует нахождению новых способов решения познавательно-игровых задач, самостоятельной постановке игровых проблем и их разрешению [2].
Правильно организованная среда может и должна воспитывать ребёнка, служить фоном и посредником в личностно-развивающем взаимодействии со взрослыми и сверстниками [5, c. 6]. Исследования по данному вопросу ведутся уже давно, однако понятие «среда» не имеет однозначного определения в научном мире. Оно может рассматриваться как в широком, там и в узком смыслах.
В широком смысле развивающая образовательная среда представляет собой социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности [6]. C позиции таких ученых как, Л.С. Выготский [3], А.Н. Леонтьев [6], Д.Б. Эльконин [14] развивающая среда – это определённым образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение. Однако большинство специалистов используют концепцию С.Л. Новоселовой: «развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребёнка, функционально модернизирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная развивающая среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребёнка» [10, с 11].
Важно, чтобы организуемая предметно-игровая среда не ограничивала инициативу дошкольников, поэтому в создании предметно-игровой среды необходимо руководствоваться следующими принципами: свобода достижения ребёнком своего права на игру; принцип универсальности, гибкости, подвижности, позволяющий детям самим менять игровую среду, трансформировать ее в соответствии с видом игры, её содержанием, перспективой её дальнейшего развития; развивающий принцип, проявляющийся в потенциальных возможностях предметно-игровой среды, как для развития игровой деятельности, так и ребёнка посредством игры; принцип эмоциональности, комфортности; принцип системности, предполагающий самосштабность ее отдельных элементов между собой и с другими предметами, составляющими целостность игрового поля; учёт возрастных особенностей детей, индивидуальных различий (половых, психологических) [13].
В состав предметно-игровой среды входят: крупное игровое оборудование, организующее игровое поле; игрушки разного вида; игровая атрибутика разного вида, игровой материал.
Педагогическая ценность такого материала заключается в следующих положениях: это обязательный спутник детских игр; участвуют в создании игры, оказывают влияние на личность ребенка; отвечают потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогают осуществить свой замысел, войти в роль, делают действия ребенка реальными; нередко подсказывают идею игры, напоминают об увиденном или прочитанном, влияют на воображение и чувства ребенка; приучают ребенка к осмысленной, целенаправленной деятельности, развивают мышление, память, воображение, внимание, вырабатывают выдержку, воспитывают волевые качества; помогают воспитанию у детей интереса к труду, пытливости, любознательности; способствуют воспитанию чувства патриотизма, симпатии, уважения к людям разных национальностей; объединяют детей, требуя совместных усилий, согласованных действий; наиболее доступное детям произведение искусства [7; 10].
Полифункциональность материала определяется возможностью развёртывания на его основе неограниченного количества сюжетов, в то же время, его содержание строится на определённом сказочном материале, а структура способствует присвоению детьми более сложного способа структурирования игрового сюжета.
При этом материал должен отвечать основным запросам, предъявляемым дошкольниками к игрушке для сюжетно-ролевых игр – реалистичность и конкретность игровой обстановки и персонажей, возможность использовать материал по-разному – в целом и по частям, на столе и на полу [1; 9; 10].
Для успешного освоения сюжетосложения игровой материал должен соответствовать логике развития воображения старшего дошкольника [14].
Воображению ребёнка этого возраста свойственно «видеть» целое раньше частей. Это «целое» может представлять собой смысловое поле предмета или явления. Следовательно, на начальном этапе освоения сюжетосложения необходимо, чтобы материал помогал ребёнку что-то домыслить, вообразить, опираясь на предложенную взрослым предметную ситуацию.
На следующем этапе игровой материал может выступать в роли «пускового механизма», способствующего разворачиванию механизма воображения и детского творчества. Здесь опора делается на опыт детей, который активизируется при помощи содержания и структуры материала, постановки перед детьми «сказочной» игровой проблемы, требующей разрешения. Владея сказочными способами борьбы и победы Добра над Злом, дети могут решать проблему, проявляя игровое творчество.
По мере развития для воображения дошкольника становится характерным наличие особой внутренней позиции, которая позволяет ему самостоятельно задать предметные отношения [4], то есть стать «соавтором» части игрового материала, на основании которой возможно будет создать собственный сюжет, реализовать его в деятельности. Таким образом, полифункциональный материал может стать средством, оптимизирующим освоение детьми позиции субъекта игровой деятельности.
Особая роль в развитии сюжетно-ролевой игры принадлежит сюжетно-образным игрушкам. Они составляют одну из групп в общей классификации игрушек, но их тематическое разнообразие, огромное значение и влияние, оказываемое развитие личности ребенка, позволили подвергнуть разделению по классам и этот отдельно взятый вид игрушек.
Е.Б. Моложавая классифицирует образные игрушки, учитывая содержание образа: образы людей, образы животных и птиц (домашние, дикие, северные и т.д.); образы транспорта (автомобили, трамваи, поезда, пароходы, и др.); образы природы (цветы, деревья, фрукты, водоемы, и др.); образы быта (посуда, мебель и т.д.); сюжетные игрушки, направляющие детскую игру на отдельные стороны окружающей жизни (природные явления, быт, спорт, техника и т.д.) [9].
Е.В. Зворыгина [15], С.Л. Новоселова [10], образные игрушки группируют по основаниям: по содержанию образа (куклы, фигурки людей, животных, предметы игрового обихода, театральные, технические, празднично-карнавальные); по степени готовности (готовые, сборно-разборные, состоящие из частей и деталей, заготовки, полуфабрикаты для игрушек-самоделок); по виду применяемого сырья (деревянные, пластмассовые, металлические, из ткани, резины и др.); по величине (мелкие – от 3 до 10 см, средние – 10-50 см, крупногабаритные – соразмерные росту детей в разные возрастные периоды); по функциональным свойствам (простые, без подвижных деталей, гидравлические, пневматические и др.); по художественно-образному решению (реалистические – передают типичные черты вида, характера объекта, условные – выделяют определенные детали); конструктивные – строительный материал, где есть части дома, автомобиля и др.).
Таким образом, важным условием развития сюжетно-ролевой игры дошкольников является предметно-игровая среда, в состав которой входят: крупное игровое оборудование, организующее игровое поле; игрушки разного вида; игровая атрибутика разного вида, игровой материал; при организации которой необходимо руководствоваться следующими принципами: свобода достижения ребёнком своего права на игру; принцип универсальности, гибкости, подвижности; развивающий принцип; принцип эмоциональности, комфортности и системности.
Литература
  1. Асмолов, А.Г. О педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях / А.Г. Асмолов // Дошкольное воспитание. – 1995. – № 9. – С. 3 – 5.
  2. Бабаева, Т.И. Игра в социокультурном развитии дошкольника // Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. – СПб., 2004. – 14 с.
  3. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1991. – 479 с.
  4. Жуковская, Р.И. Игра и её педагогическое значение / Р.И. Жуковская. – М., 1975. –112 с.
  5. Истоки: примерная основная общеобразовательная программа / под ред. Л.А. Парамоновой. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 320 с.
  6. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т. / А.Н. Леонтьев. – М.: Педагогика, 1983. – Т. 2. – 392 с.
  7. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре / Д.В. Менджерицкая. – М.: Просвещение, 1982. – 128 с.
  8. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – М.: Изд-во «Международный образовательный и психологический колледж», 1987. – 80 с.
  9. Моложавая, Е.Б. Сюжетная игрушка / Е.Б. Моложавая. – Л.: КОИЗ, 1935. – 72 с.
  10. Новосёлова, С.Л. Игра дошкольника / С.Л. Новосёлова. – М.: Просвещение, 1989. – 286 с.
  11. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект / под ред. Н.Н. Поддьякова, Н.Я. Михайленко. – М.: Педагогика, 1987. – 191 с.
  12. Психология воспитания / под ред. А.В. Петровского. – М.: Аспект Пресс, 1995. – 152 с.
  13. Работаем по программе «Пралеска» : пособие для педагогов и руководителей учреждений, обеспеч. получение дошкольного образования, с русским языком обучения / Е.А. Панько [и др.]. – Минск : НИО ; Аверсэв, 2007. – 304 с.
  14. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Д.Б. Эльконин. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1995. – 416 с.
  15. Зворыгина, Е.В. Первые сюжетные игры малышей: Пособие для воспитателя дет. Сада / Е.В. Зворыгина. – М. : Просвещение, 1988. – 96 .
  16. Поддьяков, Н.Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников / Н.Н. Поддьяков //Вопросы психологии. – 1990. – № 1.
Запись опубликована в рубрике Технологии обучения и воспитания дошкольников. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий