Задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли не только люди самостоятельные, но и обладающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции. Формирование основ толерантности у старших дошкольников базируется на обучении их навыкам бесконфликтного взаимоотношения с окружающими, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть.
Многозначность понятия «толерантность» в литературе делает его малодоступным для разработки педагогических методик [1-3], поэтому было целесообразно определить соответствующие компоненты, критерии и показатели, которые позволяют более четко фиксировать, анализировать и оценивать результаты процесса воспитания толерантности в УДО. Мы конкретизировали понятие «толерантность» как динамичное, интегративное качество личности, включающее в себя мотивационный, интеллектуально-чувственный и поведенческий компоненты, начала которого формируются в дошкольном возрасте на основе познания ребенком многообразия мира, этнокультурной осведомленности и понимания общности разных культур, определяющее его желание и умения устанавливать социальные контакты с другими детьми и взрослыми, независимо от их пола, этнической принадлежности, физических особенностей, на основе терпимого, уважительного отношения и готовности к взаимодействию и сотрудничеству. При этом, учитывая структурно-компонентную сложность, многосоставность данного качества личности, мы подчеркиваем, что процесс формирования толерантности у дошкольников носит пропедевтический характер.
Основными критериями проявлений толерантности в старшем дошкольном возрасте являются коммуникативный и эмоционально-оценочный. Каждый из критериев раскрываются в ряде показателей.
Коммуникативный критерий включает следующие показатели:
• общительность,
• умение выстраивать отношения со сверстниками на основе понимания их чувств и желаний;
• миролюбие.
Эмоционально-оценочный критерий включает показатели:
• эмпатийностъ;
• доброжелательность;
• позитивное отношение к представителям других рас и национальностей,
• активно-гуманное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Наше исследование показало наличие ряда проблем в практике работы дошкольных учреждений по вопросу формирования толерантности у детей. Так, опрошенные нами педагоги в большинстве случаев недостаточно осведомлены о сущности феномена «толерантность» (четко трактуют смысл понятия только 33,3 %), не владеют в достаточной степени необходимым методическим инструментарием для организации работы по воспитанию толерантности у детей (аргументировано назвали соответствующие методы и формы только 44,4 %). Более половины (66,7 %) педагогов в своей профессиональной деятельности придерживаются учебно-дисциплинарной модели взаимодействия с детьми (в связи с чем можно утверждать, что эти педагоги демонстрируют в большинстве случаев интолерантное отношение к детям), и лишь 33,3 % педагогов ориентированы на личностную модель (соответственно, проявляют толерантное отношение к воспитанникам).
Среди многочисленных работ по проблеме воспитания основ толерантности у дошкольников нам не встретилось такой, где бы была представлена целостная методика поэтапного формирования этого качества личности у дошкольников, основанная на конкретизированном представлении о его компонентной структуре применительно к дошкольному возрасту.
Предлагаемая нами методика формирования основ толерантности у дошкольниковвключает два этапа:
1) формирование у детей элементов мотивационной, эмоциональной, интеллектуальной и поведенческой сфер личности, определяющих проявления коммуникативного критерия толерантности;
2) формирование у детей элементов мотивационной, эмоциональной, интеллектуальной и поведенческой сфер личности, определяющих проявления эмоционально-оценочного критерия толерантности.
Организуя нашу деятельность, мы спроектировали в ней три взаимосвязанных направления работы:
- с педагогами,
- с детьми,
- с родителями.
В эксперименте по апробации данной методики участвовали воспитанники старших групп одного из УДО г. Гродно (всего 39 детей). По итогам реализации представленной методики нами была организована диагностика уровня сформированности основ толерантности у детей. При этом использовались методики «Необитаемый остров», «Помощники» и методика выбора в ситуации Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной.
В ходе применения методики «Необитаемый остров» удалось выявить, что в экспериментальной группе после проведения эксперимента 60% детей проявляют активную инициативу как в общении так и в организаторских действиях, относясь к категории общительно-дружелюбных, 30 % детей из этой группы относятся к категории необщительно-дружелюбных, 2 % детей относятся к категории общительно-враждебных, и в категории необщительно-враждебных теперь нет ни одного ребенка. В то же время в контрольной группе показатели остались на прежнем, «доэкспериментальном», уровне: 10,5%, 21%, 63,2% и 5,3% соответственно по каждой категории.
В ходе применения методики «Помощники» удалось определить, что после эксперимента в экспериментальной группе результаты улучшились, и теперь 60% детей проявляют активную инициативу как в общении так и в организаторских действиях, относясь к категории общительно-дружелюбных, 30 % детей группы относятся к категории необщительно-дружелюбных, 2 % детей относятся к категории общительно-враждебных, и в категории необщительно-враждебных не оказалось ни одного ребенка. В то же время в контрольной группе показатели остались на прежнем уровне: 10,5 %, 26,3 %, 57,9 % и 5,3 % соответственно по каждой категории.
По итогам диагностики детей по их выбору в ситуации после эксперимента были получены следующие результаты:
1. В экспериментальной группе значительно улучшились показатели по уровню эмпатии: высокий ее уровень теперь проявляют 90 % детей. В контрольной же группе выявлен все еще преобладающий низкий уровень проявления эмпатии дошкольниками, хотя высокий ее уровень регистрируется теперь у 42,1 % ребят.
2. В экспериментальной группе значительно улучшились показатели отношения к представителям иных национальностей: 70% проявляют положительное отношение, и 30 % — нейтральное, отрицательного отношения не проявляет уже никто. В контрольной группе к представителям других национальностей половина детей проявила нейтральное отношение, при этом лишь 31,6 % детей проявляют положительное, а 15,8 % детей продемонстрировали отрицательное отношение.
3. К людям с ограниченными возможностями здоровья не было выявлено отрицательного отношения. Однако в экспериментальной группе положительно активное и положительно пассивное отношение регистрируется в одинаковой пропорции: 50 % к 50 %. Тогда как в контрольной группе ситуация не изменилась: более половины детей (57,9 %) проявили положительно пассивное отношение и только 42,1 % демонстрируют положительно активное отношение.
Полученные в ходе экспериментального исследования результаты позволяют нам сделать вывод об эффективности проведенной нами работы по формированию основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста на основе использования сконструированной нами методики.
Литература
-
Безюлева, Г.В. Толерантность в пространстве образования: учебное пособие / Г.В. Безюлева, С.К. Бондырева, Г.М. Шеламова. – М.: Московский психолого-социальный ин-т., 2005. – 152 с.
-
Вульфов, Б.З. Воспитание толерантности: сущность и средства / Б.З. Вульфов // Внешкольник. – 2002. – № 2. – С. 76-99.
-
Гершунский, Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования / Б.С. Гершунский // Педагогика. – 2002. – № 7. – С. 3–2.