Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации и Республики Беларусь в условиях модернизации системы образования является обеспечение современного качества образования, в том числе и дошкольного.
Проблема качества в педагогических исследованиях разрабатывается в следующих направлениях: понятие качества образования, способы оценивания качества образования, целостность системы и качество образования, взаимодействие ступеней образования и его качество, факторы, обусловливающие качество образования, рыночная среда и качество образования, механизм управления качеством образования, информационные технологии, мониторинг и качество образования, система управления качеством образования и др.
Проблемы оценки качества дошкольного образования:
1) Понятие качества дошкольного образования.
2) Обеспечение качественного дошкольного образования.
В РФ проблема качества дошкольного образования в настоящее время приобрела наибольшую актуальность.
Этому предшествовало несколько причин.
- Дошкольное образование стало пониматься именно как образование. Первоначально педагогическая наука говорила о воспитании, затем, с утверждением возможности обучать дошкольников, было обращено внимание на их познавательные способности.
- До введения государственного образовательного стандарта и единой типовой программы воспитания, обучения и развития детей особую остроту приобретал вопрос определения ориентиров развития системы дошкольного образования, так как существующие требования к качеству образования были неустойчивы, не обладали должной полнотой.
- Система требований к качеству российского образования формируется на уровне национальной системы качества образования и регламентируется требованиями по лицензированию и аккредитации образовательного учреждения.
- Проблема управляемости развития дошкольным образованием, обеспечение условий воспитания и образования дошкольника в соответствии с его способностями и возможностями, активная помощь ему в этом.
- Качество дошкольного образования – это характеристика системы дошкольного образования, которая отражает степень соответствия достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, личностным и социальным ожиданиям.
В России приоритетными направлениями в области дошкольного образования являются [1]:
1. Переход на новые образовательные стандарты.
2. Развитие системы поддержки талантливых детей.
3. Совершенствование педагогического корпуса.
4. Изменение инфраструктуры ОУ.
5. Сохранение и укрепление здоровья школьников.
6. Расширение самостоятельности ОУ и т.д.
Проблемы в области дошкольного образования в РФ:
Детские сады являются основной организационной формой дошкольного образования, однако в современных условиях традиционный подход не может удовлетворить все потребности населения в дошкольном образовании по следующим причинам:
1) невозможность принять всех дошкольников в детский сад из-за нехватки мест;
2) из-за кадровых и финансовых сложностей не каждый детский сад может соответствовать высоким требованиям некоторых семей к качеству образовательного процесса;
3) некоторые дети не могут посещать детский сад из-за ослабленного здоровья;
4) особенности семейного уклада и воспитательных традиций не позволяют ребенку в течение 10-12 часов находится в многочисленной группе сверстников.
Наиболее актуальные проблемы дошкольных образований в РБ:
- повышение качества дошкольного образования;
- обязательный минимум содержания образовательных программ для детей дошкольного возраста в части подготовки детей к обучению в школе;
- система оценки качества дошкольного образования на этапе перехода ребенка в школу;
- обеспечение преемственности в содержании образования между дошкольным и начальными звеньями;
- выравнивание стартовых возможностей детей при переходе к обучению в школе как научная и практическая проблема;
- пути достижения физического и психического здоровья ребенка.
В Инструктивно-методическом письме Министерства образования Республики Беларусь к 2013/2014 учебному году в качестве приоритетных направлений в развитии дошкольного образования выделяют:
- Обеспечение доступности качественного дошкольного образования
- Совершенствование качества образовательного процесса в учреждении дошкольного образования [2].
Наиболее традиционными для современных способов оценки качества дошкольного образования являются показатели качества образовательных условий. В частности, в первую очередь рассматривается качество реализации образовательной программы.
Современное дошкольное образование обеспечивает для любого ребенка дошкольного возраста тот уровень развития, который позволил бы ему быть успешным при обучении в начальной школе и на последующих уровнях образования. В этом процессе должны участвовать не только администрация, обеспечивая контроль качества, ну и также все субъекты воспитательно-образовательного процесса.
Одними из важнейших направлений развития доступного и качественного дошкольного образования являются внедрение новых форм организации дошкольного образования, в том числе на платной основе, сохранение доступности образовательных услуг, удовлетворение запросов семьи на образовательные услуги.
В Республике Беларусь создаются условия для популяризации, формирования ценностного отношения и расширения сферы использования в жизни общества белорусского языка, активизируется работа по удовлетворению запросов родителей по организации дошкольных групп с белорусским языком обучения, совершенствуется качество образовательного процесса по приобщению воспитанников к богатству белорусского языка.
В учреждениях дошкольного образования города особое внимание уделяется формированию здоровьесберегающей системы: организации мероприятий, направленных на снижение уровня заболеваемости; рациональное и сбалансированное питание; использование в образовательном процессе современных здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания детей, создание необходимых условий для качественного психолого-педагогического сопровождения каждого воспитанника.
Повышение качества дошкольного образования требует совершенствования системы его оценки, которая должна содержательно (в соответствии с современными представлениями о ценностях развития ребенка дошкольного возраста) и организационно регулировать процессы обеспечения и повышения качества дошкольного образования через процедуры оценки этого качества.
Оценка качества работы ДОУ должна вестись и с позиции того, как педагогический процесс учитывает современную социальную ситуацию и ситуацию в образовании (его положительные и отрицательные стороны (тенденции)), а также результаты новых достижений в практике (инноваций) и науке, в т. ч. мировой, и сообразно сочетает их с уже сложившимися традициями, и как на основе этого учреждение выстраивает перспективу своего развития.
Таким образом, качество дошкольного образования – соответствие образованиятребованиям образовательных стандартов дошкольного образования, учебно-программной документации образовательной программыдошкольного (специального) образования; разносторонний целенаправленный процесс воспитания я обучения детей, обеспечивающий сохранение здоровья, физическое я психическое развитие ребенка, исходя из его индивидуальных, возрастных особенностей, своевременный и полноценный переход на следующий уровень образования.
Литература
-
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. − Москва, 2013.
-
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь к 2013/2014 учебному году от 22.07.2013. – Минск, 2013. – 49 с.