Бабачук Т.В., Герус И.А. ИССЛЕДОВАНИЕ НЕВЕРБАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ОБЩЕНИЯ У ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

Наверное, каждый из нас неоднократно замечал, что при знакомстве с новым человеком буквально в первые минуты возникает чувство симпатии, предрасположенность к дальнейшему общению либо антипатия, желание прекратить коммуникацию. Причина такой, казалось бы, спонтанной реакции на нового знакомого кроется в его жестах и мимике – каждому свойственно интуитивно оценивать собеседника по его неосознанной жестикуляции и выражению лица. Психология жестов и мимики является наукой, призванной изучить связь между внутренним состоянием человека и внешними проявлениями, выявить закономерность между эмоциями, чувствами и сопровождающими их жестами.
Изучая язык жестов, психология достигла немалых успехов: опытные специалисты по невербальным сигналам, подающимся человеческим телом, определяют настроение и переживания человека, распознают обман, выявляют основные черты характера. Однако знание основ психологии мимики и жестов полезно не только специалистам, проводящим исследования в данной сфере, но и людям, далеким от психологии. Владея информацией о значении невербальных сигналов, можно не только научиться лучше понимать собеседника, распознавать ложь, но и использовать знания для достижения успеха в межличностном общении.
Исследованием невербального компонента общения занимались учёные Г.А. Ковалёва, Л.Г. Кононович, В.Н. Парфёров и др. В отечественной психологии благодаря исследованиям В.А. Лабунской преодолена неоднозначность в толковании терминов «невербальное общение», «невербальная коммуникация» и «невербальное поведение». В исследованиях Ч. Дарвина, Ф. Дельсарта, Д. Эфрона, А. Шефлена, П. Экмана просматривается тенденция сведения невербального общения к комплексу разнообразных движений тела [1].
Невербальное общение – неречевая форма общения, включающая в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт, тембр голоса, прикосновения и передающая образное и эмоциональное содержание [2].
Невербальный язык – вид общения, при котором человек использует мимику, жесты, интонацию. Временами с помощью этих средств можно сказать гораздо больше, чем с помощью слов. Известный австралийский писатель и психолог
А. Пиз, изучающий «язык телодвижений», утверждает, что с помощью слов передается 7% информации, звуковых средств (включая тон голоса, интонацию и т. п.) – 38%, а с помощью мимики, жестов, позы (невербальное общение) – 55% [5]. Таким образом, важно не то, что говориться, а как это говорится. Невербальная составляющая общения играет большую роль в обмене эмоциями между людьми.
Жесты, позы, мимика, интонация – невербальные компоненты общения – имеют порой гораздо большее значение, чем сказанное словами. Человеку очень важно правильно владеть своим телом и передавать с помощью мимики и жестов именно ту информацию, которая требуется в той или иной ситуации [3].
Значительную информацию о внутреннем настрое человека дает статическое положение его тела. При этом часто повторяемая поза сообщает об устойчивых особенностях личности. Поскольку в перепадах чувств люди обычно лучше контролируют свое лицо, чем тело, нередко вовсе не мимика, а поза способна рассказать об истинных переживаниях индивида. Позы – статические и динамические элементы, выполняемые туловищем, головой и задними конечностями.
Учитывая актуальность и большой интерес в современном мире к данной проблеме, нами было проведено исследование невербальных средств в сфере делового общения. С этой целью мы провели наблюдение за преподавателями педагогического факультета во время чтения лекций и выявили наиболее часто используемые жесты и другие невербальные характеристики общения. Проводимые наблюдения фиксировались и детально анализировались на основе психолого-педагогических разработок зарубежных психологов (А. Пиз, Б. Пиз, Дж. Тикел).
В результате проведенного нами исследования мы пришли к выводу, что большинство преподавателей используют невербальный язык при общении со студентами во время чтения лекций.
Так, например, некоторые из преподавателей в ходе лекции руки прячут за спиной. Данный жест, используемый в общении людей, демонстрирует уверенного в себе человека с чувством превосходства над другими. Если руки закладываются за спину с захватом запястья, это означает, что человек расстроен и пытается взять себя в руки. В данном случае рука захватывает запястье так крепко, как будто пытается удержать его от нанесения удара. Замечено, что чем больше сердит человек, тем выше передвигается его рука по спине. Человек проявляет большее усилие для самоконтроля, когда рука захватывает уже предплечье, а не только кисть руки.
В процессе наблюдения мы отметили, что преподаватели во время ответа студента прикасаются указательным пальцем к виску, так что остальные пальцы сжаты в кулак. При использовании данного жеста человек оценивает, что вы говорите или же ваши действия. Если указательный палец упирается в висок, но большой палец поддерживает подбородок – поза критической оценки. Ваши слова воспринимаются критически.
В некоторых случаях преподаватели демонстрируют кисть руки с широко расставленными пальцами, что указывает на уверенность лектора, надежность и чувство собственного превосходства. К такому жесту часто прибегают политики, когда рассказывают о внешних планах и геополитике. Они приподнимают кисть, не меняя расположение пальцев, и резко ставят на стол. Данный жест используется для подчеркивания того, насколько крупные шаги были предприняты. В общих чертах это жест властности, надежности и превосходства.
Интересен, на наш взгляд, наблюдаемый жест «сцепленных кистей». На первый взгляд такой жест символизирует уверенность, поскольку при этом люди часто улыбаются. Руки, сцепленные в приподнятом положении, являются признаком неудовлетворенности, даже если человек при этом улыбается. Исследования этого жеста показали, что он является демонстрацией неудовлетворенности. Если такой жест появляется во время переговоров, значит, человек испытывает негативные, тревожные чувства по отношению к происходящему. Обычно в такой позе сидят люди, чувствующие, что им не удается убедить противников или что переговоры ими проиграны.
Полученные результаты нашего исследования свидетельствуют о том, что для большинства преподавателей во время чтения лекций характерно использование жестов кистей и больших пальцев рук. Можно сделать вывод, что невербальные средства коммуникации не менее важны в процессе общения, чем вербальные, и несут огромный объем информации. Изучение различных средств невербального общения (позы, жестов, мимики, временно-пространственной организации общения) поможет понять не только окружающих людей, но и себя. Зная и умея применять эти навыки в невербальном общении, можно легко и приятно общаться с другими людьми.
Литература
1. Лабунская, В.А., Нитченко, А.Х. Вербальный анализ экспрессии как один из уровней ее распознавания // Теоретические и прикладные проблемы психоло­гии познания людьми друг друга: Тез. доклад. – Краснодар: 1995. – С. 84 – 87.
2. Нэпп, М. Невербальное общение. Мимика, жесты, движения, позы и их значение / М. Нэпп, М. Холл – М.: Прайм – Еврознак, 2007. – 512 с.
3. Нелсон, О. Язык мимики и жестов. Что это такое / О. Нэлсон, С. Голант, М.: АСТ, 2007, – 352 с.
4. Пиз, Аллан. Язык телодвижений / Алан Пиз // – Нижний Новгород: “Ай кью”. – 2002. – 237 с.
5. Пиз, А. Язык: увлекательное пособие для деловых людей / – М.: Ай – Кью, 1992. – 246 с.
Запись опубликована в рубрике Актуальные проблемы гуманитарного знания. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий