Штанюк А.А. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. В этот период создаются благоприятные условия для развития речи, закладывается фундамент для письменных форм речи – чтения и письма, и последующего речевого и языкового развития ребенка.
Роль развития речи ребенка в дошкольном возрасте трудно переоценить. Овладение речью перестраивает процессы восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и «социализацию» ребенка. Основной вклад в изучение этой проблемы внесли педагоги – исследователи и практики дошкольного детства О.И. Соловьева, Т.А. Маркова, A. M. Бородич, В.В. Гербова и др. Параллельно исследования вели и психологи – Л.С. Выготский, В.И. Ядэшко и др. Основной результат их исследований – выявление звеньев механизма овладения связной речью ребенком. Наличие интеллекта, т.е. способности познавать внешний мир с помощью памяти, предоставления, воображения, мышления, а также речь – это важнейшие отличия человека от животного. Если взрослые, окружающие ребенка, начинают правильно учить его говорить уже с младенческого возраста, то такой ребенок развивается нормально: у него появляется способность представлять, затем мыслить и воображать; с каждой возрастной ступенью эта способности совершенствуется. Так как основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, в своей работе мы обратили внимание на развитие связной речи посредством сюжетно-ролевой игры.
Цель проведенного нами исследования – выявить уровень развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры.
Эксперимент был проведен в ноябре 2014 г. в ГУО «Ясли-сад № 65 г. Гродно». Для проведения констатирующего эксперимента мы взяли две группы детей старшего дошкольного возраста: контрольную и экспериментальную. В каждой группе по 5 человек.
В основу проведения нижеописанных методик были положены следующие параметры измерения уровня связной речи детей:
- выявление объема активного словаря,
- выявление состояния контекстной речи.
Для изучения развития связной речи детей мы применяли следующие задания:
  1. Сюжетно-ролевая игра «Больница».
Цель: пополнять словарный запас, развивать связную речь.
Ход игры:
Воспитатель: Ребята, послушайте загадку:
Кто в дни болезней
Всех полезней
И лечит нас от всех
Болезней? (врач)
Ответы детей.
Воспитатель: Да, правильно это врач или доктор. А вот еще одна загадка:
В этом домике врачи .
Ждут людей, чтоб их лечить.
Всем они помочь готовы -
Отпускают лишь здоровых. (больница)
Воспитатель: Про какой домик загадка?
Ответы детей.
 Воспитатель: Правильно, больница. А вы хотите поиграть в больницу? Давайте с вами вспомним, кто работает в больнице и чем занимается? Ответы детей.
Воспитатель: для начала надо распределить роли, кто кем будет работать в больнице:
Регистратор – записывает больных на приём, выдаёт талон на приём и медицинскую карту;
Врач – принимает пациента, выслушивает, осматривает, назначает лечение;
Медицинская сестра – выполняет назначения врача, делает уколы, обрабатывает раны, моет инструменты;
Санитарка – убирает медицинский кабинет (моет пол, протирает пыль); остальные ребята будут пациентами. Вы можете взять себе «детей» (куклы, игрушки-зверюшки), а можете сами быть пациентами.
Воспитатель: я возьму на себя роль главного врача и буду вам помогать.
Вот мы с вами распределили роли, теперь выбирайте нужные вам атрибуты и начнем игру.
Для начала надо обратиться в регистратуру и взять карточку.
Входя в кабинет не забывайте поздороваться и объяснить, что болит у вашей дочки или сыночка.
Когда прием закончился санитарка убирает кабинет и протирает пыль. В конце игры проводим анализ.
  • Во что мы с вами играли?
  • Кто работает в больнице?
  •  Как справились ребята со своими ролями?
  • Вам понравилась эта игра?
Обработка данных:
Фиксировались объем активного словаря, состояние контекстной речи.
Оценка результатов:
Показатели уровня развития связной речи:
10 баллов – очень высокий уровень развития речи.
8-9 баллов – высокий уровень,
7-4 баллов – средний уровень.
3-2 балла – низкий уровень.
1-0 балла – очень низкий уровень.
Во время игры дети были активными, они вошли роль, действовали спокойно, свободно, что помогло более точно выявить их уровень развития речи. Показатели уровня развития связной речи указаны в Таблице 1 и Таблице 2.
2. Методика «Какой…?»(Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина) [1]
Цель: выявить объем активного словаря.
Материал: предметы хорошо знакомые детям, с которыми они часто действуют, например, мяч, ложка, чашка, рукавица.
Процедура проведения: Исследование проводится индивидуально. Ребенку дают по одному предмету и предлагают с ним поиграть. В ходе игры задают вопросы: «Что это? Для чего это нужно?» Затем предлагают ребенку погладить предмет, надавить, смять и т.д. спрашивают: «Какой….?»,чтобы выяснить умение выявлять качества и называть их. Если ребенок самостоятельно не обращает внимания на части предмета, то их показывают и просят назвать.
Обработка данных.
Подсчитывают правильность называния:
1 балл – наличие правильного ответа.
0 баллов – неправильный ответ.
Показатели объема словаря:
10 баллов – очень высокий уровень,
8-9 баллов – высокий уровень,
4-7 баллов – средний уровень,
2-3 балла – низкий уровень,
0-1 балла – очень низкий уровень.
3. Методика «Опиши картинку» (по Д.Б. Эльконину) [1]
Цель: определить умение составлять связный рассказ.
Материал: серия сюжетных картинок.
Процедура проведения: ребенку показывают серию сюжетных картинок и просят рассказать, что изображено на ней, например, такую серию:
1. «Мальчик вскапывает землю».
2. «Мальчик сеет».
3. «Мальчик поливает цветы».
4. «Мальчик собирает цветы».
Если ребенок отвлекался и не мог понять, что изображено на картинке, то мы разъясняли и специально обращали внимание на это.
После того как рассмотрены картинки, мы предлагали рассказать о том, что он увидел на них. На рассказ по каждой картинке отводилось по две минуты.
Затем детям предлагалась сюжетно-ролевая игра. Им нужно было воспроизвести сюжет одного из изображений и предложить свое развитие событий.
Обработка данных:
Фиксировалось наличие и частота употребления ребенком различных частей речи, правильного употребления грамматических форм.
Оценка результатов:
10 баллов – в речи ребенка встречаются все десять фрагментов речи.
8-9 баллов – 8-9 фрагментов речи.
6-7 баллов – 6-7 фрагментов речи.
4-5 баллов – 4-5 фрагментов речи.
2-3 балла – 2-3 фрагмента речи.
0-1 балл – не более одного фрагмента речи.
Показатели уровня развития речи:
10 баллов – очень высокий уровень развития речи.
8-9 баллов – высокий уровень,
4-7 баллов – средний уровень.
2-3 балла – низкий уровень.
0-1 балла – очень низкий уровень.
Анализ результатов исследования
В результате исследования каждый ребенок набрал определенное количество баллов, что и явилось показателем уровня развития его речи (см. данные табл. 1 и табл. 2).
Показатели уровня развития связной речи:
25-30 баллов – очень высокий уровень развития речи.
20-24 баллов – высокий уровень,
15-19 баллов – средний уровень.
10 -14 баллов – низкий уровень.
0-9 баллов – очень низкий уровень.

Таблица 1 – Показатели уровня развития связной речи в экспериментальной группе
Имя ребенка 1 2 3 Итого
1.Роберт М. 9 10 7 26
2.Таня К. 10 5 9 24
3. Арсений Б. 6 4 8 18
4. Вика Ч. 7 5 7 19
5. Ваня Б. 5 4 5 14
Таблица 2. – Показатели уровня развития связной речи в контрольной группе
Имя ребенка 1 2 3 Итого
1.Андрей Б. 8 9 10 27
2. Дима Н. 6 10 8 24
3.Даша В. 5 8 6 19
4. Дима Р. 9 10 6 25
5. Даниил Р. 3 7 5 15
Сравнительный анализ результатов исследования по развитию связной речи детей экспериментальной и контрольной групп.
В ходе эксперимента было отмечено, что высокий уровень развития речи был выявлен у 2 детей контрольной группы (40 %) и 1 ребенка экспериментальной (20 %). Эти дети не испытывали никаких затруднений при выполнении задания. Дети не испытывали смущения и проявляли явный интерес к заданиям. Уровень понимания речи соответствует возрастной норме. Дети сосредоточенно всматривались в предмет, брали его в руки, игрушки вызывали ответную реакцию, дети улыбались и пытались локализовать свои действия, легко вступали в контакт и понимали обращенную к ним речь. Также наблюдалось соответствие возрастной норме по уровню объема активного словаря. Дети безошибочно называли все картинки, речь детей проста для восприятия, наблюдалась последовательность и связь между содержанием картинок. Очень редко возникали трудности в ходе рассказа по опорным конспектам. В основном дети старались отвечать полным ответом. Что касается сюжетно-ролевой игры, то можно отметить следующее: 3 человека показали высокие результаты. Они отвечали четко, последовательно, связно.
Очень высокий уровень развития речи был выявлен у 2 детей контрольной группы и 1 ребенка экспериментальной группы. Два человека из каждой группы показали средний уровень речевого развития. Низкий уровень показал один ребенок экспериментальной группы. В целом ребята были активными, общались со сверстниками свободно.
Таким образом, очевидно, что требуется проведение формирующего этапа эксперимента для развития связной речи старших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры, так как имен сюжетно-ролевая игра оказывает большое влияние на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Литература
  1. Формирование речи у дошкольников в сюжетно-ролевой игре [Электронный ресурс.]. Режим доступа: http://www.vevivi.ru/best/Formirovanie-rechi-u-doshkolnikov-v-syuzhetnorolevoi-igre-ref154111.html – Дата доступа 10.11.2014г.
Запись опубликована в рубрике Технологии обучения и воспитания дошкольников. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий