Музыкальная культура личности – это источник способностей человека воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать. Её формирование следует начинать уже в дошкольном возрасте [1, с. 46]. Однако проведенный нами анализ имеющихся исследований по формированию компонентов музыкальной культуры дошкольников показал, что, несмотря на их огромную значимость, они отражают достаточно узкие аспекты проблемы, в основном связанные с разработкой конкретных средств, форм и методов музыкального воспитания детей.
Проведенное нами исследование позволяет констатировать, что высоким уровнем сформированности основ музыкальной культуры обладают только 8,33 % обследованных детей старшего дошкольного возраста, от 45,83 % до 50,00 % детей демонстрируют средний уровень, а от 41,67 % до 45,83 % ребят находятся на низком уровне.
В ходе решения поставленной проблемы мы анализировали ряд трудов ученых-психологов и педагогов и пришли к следующим заключениям.
Во-первых, музыкальную культуру личности применительно к ребенку старшего дошкольного возраста целесообразно определять как интегративное образование, базирующееся на эмоциональной основе и включающее простейшие элементы потребностно-мотивационной, эмоциональной, интеллектуальной и деятельностной сфер личности.
Во-вторых, процесс формирования музыкальной культуры у дошкольников носит пропедевтический характер и предполагает формирование у ребенка лишь простейших ее элементов, что обусловлено возрастными особенностями детей.
Изучение работ ученых убедило нас в том, что для разработки методики следует учитывать поэтапный характер формирования основ музыкальной культуры у детей старшего дошкольного возраста, обусловленный структурными компонентами данного личностного образования и их интеграцией. Мы сконструировали методику формирования основ музыкальной культуры у детей старшего дошкольного возраста, которая состоит из 3 этапов.
Первый этап – стимулирование личностной активности ребенка в музыкальной деятельности (формирование потребностно-мотивационного компонента).
Здесь одним из главных принципов в работе с детьми является создание непринужденной обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно, раскрепощенно.
Поставленная на данном этапе задача осуществлялась в основном посредством занятий. Подобранный музыкальный репертуар позволял выстраивать занятия вокруг какой-либо темы, объединить их сюжетом, сказкой, игрой. Для развития интереса к музыке, потребности в ней использовались сказочные сюжеты. Сюжетные занятия активизируют детей, способствуют проявлению их творчества в разных видах музыкальной деятельности.
Для решения задач первого этапа нами также были разработаны различные виды развлечений, отличающиеся по своей тематике, но все они были направлены на развитие интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста. Пример занятий представлен в приложении.
Второй этап – обеспечение положительного отношения и эмоциональной отзывчивости ребенка к музыкальному искусству и музыкальной деятельности (формирование эмоционального компонента).
На этом этапе мы применяли комплекс методов и приемов, направленных на развитие базовых эмоций в процессе обогащения опыта восприятия различных по характеру музыкальных произведений и развитие эмпатии и навыков выражения своих эмоциональных переживаний различными средствами (словом, мимикой, пластикой, цветом, рисунком и т.д.).
Для этого, например, использовались:
- метод контрастного сопоставления произведений
- метод уподобления характеру звучания музыки
- «эмоциональные» открытки в форме цветка, выражающего цветом и формой разные эмоциональные состояния;
- мимические картинки;
- цветные фигуры эмоций в форме геометрических фигур различного цвета, выражающих разные эмоции;
- карточки «гномики-настроения» с разными выражениями лица.
Использовался также ряд дидактических игр, представленных в приложении к работе.
Третий этап – формирование навыков музыкально-творческой деятельности дошкольников (формирование содержательно-деятельностного компонента).
На данном этапе использовался обширный методический инструментарий. Например, обе разновидности наглядного метода: наглядно-слуховой (исполнение музыки) и наглядно-зрительный (показ иллюстраций, картинок, применение наглядных пособий), словесные методы, упражнения, графическая запись, метод моделирования элементов музыкального языка, метод активизации творческих проявлений, приём оркестровки, «вовлекающий показ», приём провокации. Оценочный же методприменялся только через фиксацию положительных качеств.
Использовались такжеигровые приёмы и ситуации занимательности.
Названные методы и приемы нашли отражение в музыкальных занятиях по формированию основ музыкальной культуры у детей в старшей группе.
Мы экспериментально апробировали сконструированную методику в образовательном процессе учреждения дошкольного образования. В эксперименте участвовали дети шестого года жизни, посещавшие старшие группы одного из УДО г. Гродно (48 чел.).
Для оценки эффективности разработанной методики проводилось сравнение результатов экспериментальной работы по уровню сформированности основ музыкальной культуры у детей экспериментальной и контрольной групп. Для этого было осуществлено изучение у них уровня основ музыкальной культуры по специально подобранным диагностическим методикам. Нами установлено, что после проведения экспериментальной работы результаты экспериментальной группы улучшились: количество детей в этой группе, устойчиво проявляющих основы музыкальной культуры, возросло на 25 %, а число ребят с низким уровнем проявления основ музыкальной культуры снизилось на 33,33%. Что касается результатов контрольной группы, то показатели основ музыкальной культуры у дошкольников с исходным высоким уровнем ее сформированности увеличился лишь на 8,33%, при этом количество детей с низким уровнем основ музыкальной культуры снизилось лишь на 12,5 %.
Следовательно, мы выяснили, что реализация предложенной нами методики создаёт условия для эффективного формирования у детей основ музыкальной культуры.
Литература
-
Малахова, Л.А. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста / Л.А. Малахова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 199 с.