Повайбо Е.В. РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ ВТОРОКЛАССНИКОВ: СИТУАЦИЯ ПРИВЕТСТВИЯ И ПРОЩАНИЯ

С детства родители учат детей первым элементарным правилам поведения в обществе: здороваться, прощаться, не грубить старшим, не оскорблять младших, говорить «спасибо», высказывать пожелания приятного аппетита, спокойной ночи и т. д. Затем в детском саду и в школе детей обучают этому воспитатели и педагоги, умеющие правильно и профессионально преподнести материал.
Навыки, приобретенные учащимися в процессе обучения, необходимы им не только для усвоения знаний, чтобы переходить из класса в класс, но и для их дальнейшей адаптации в социальной среде. С возрастом в процессе воспитания и обучения школьник становится личностью и все более совершенно овладевает языком, познает этические нормы взаимоотношений с окружающими, занимает определенное место в обществе. И для успешной коммуникации (создания семьи, профессионального определения, завоевания авторитета и уважения знакомых и т. д.) ему требуется дальнейшее совершенствование, обогащение словарного запаса, умение правильно излагать мысли, грамотность [1].
Приобретенные в школьный период знания, умения и навыки по речевому этикету являются залогом успешной социализации ребенка в обществе.
Немаловажную роль успешной адаптации ребенка играет уровень образованности педагога и его умение правильно и доступно излагать материал.
В рамках темы «Речевой этикет: ситуация приветствия и прощания», которая разрабатывалась нами в студенческом научном кружке «Альтернант» при кафедре лингвистических дисциплин и методик их преподавания, было проведено социологическое исследование. Цель опроса: выявить уровень знаний младших школьников о правилах речевого этикета в ситуациях приветствия и прощания.
Учащимся 2-ых классов гимназии № 9 и средней школы №13 города Гродно в марте 2015 года была предложена анкета закрытого типа с возможными вариантами ответов. В анкетировании участвовало 44 человека.
1. Этикет – это…
•  нормы и правила поведения людей в обществе;
•  новая компьютерная игра;
•  правила пользования электрическими приборами.
2. Если ты заметишь знакомого вдалеке (например, на другой стороне улицы), то ты:
•  будешь кричать во весь голос, чтобы он тебя услышал;
•  поприветствуешь его кивком головы, взмахом руки, поклоном, улыбкой.
3. Ты увидел знакомого, который приближается к тебе:
•  начнешь кричать «здравствуй» издалека;
•  дождешься, когда расстояние между вами сократится до нескольких шагов, и тогда поприветствуешь его;
•  сделаешь вид, что никого не заметил.
4. Нужно ли приветствовать тех людей, с которыми часто встречаешься, но ты с ними и не знаком?
•  да;
•  нет;
•  в зависимости от настроения.
5. Если ты входишь в комнату, где находится много людей, как следует здороваться?
•  с каждым в отдельности;
•  сказать общее «здравствуйте»;
•  поздороваться только со знакомыми тебе людьми.
6. К старшим по возрасту и к незнакомым ровесникам как принято обращаться?
•  на «ты»;
•  на «вы»;
•  пройти мимо и сделать вид, что не заметил человека.
7. Если в автобусе, наполненном пассажирами,ты увидел знакомого, но он стоит далеко, то ты:
•  начнешь кричать и махать ему руками до тех пор, пока он не увидит и не поздоровается с тобой;
•  мило улыбнешься и кивнешь ему;
•  будешь проталкиваться между пассажирами, чтобы успеть подойти к знакомому и поговорить с ним.
8. Если на улице, навстречу тебе будет идти учительница,с которой у тебя был конфликт, то ты :
•  перейдешь на другую сторону;
•  поздороваешься с ней;
•  покажешь ей язык и убежишь.
9. Стоит ли в школе здороваться с незнакомыми тебе взрослыми людьми?
•  да;
•  нет, я же их не знаю, поэтому молча пройду мимо;
•  лучше развернуться и идти в другую сторону.
10. Как ты прощаешься с ровесниками и друзьями?
•  «Пока!»;
•  «До свидания!»;
•  «Прощайте!».
11. Как ты прощаешься с учительницей?
•        «Пока!»;
•  «Счастливо!»;
•  «До свидания!».
12.Как следует прощаться с компанией друзей?
•  сказать общее «Пока!»;
•  подойти и попрощаться с каждым человеком в отдельности.
13. Как ты прощаешься с другом, если расстаешься с ним на несколько часов?
• «Пока!»;
• «Прощай!»;
• молча уходишь.
14.С каким выражением лица ты обычно здороваешься?
  • веселым;
  • равнодушным;
  • грустным.
15.Нужно ли школьнику знать правила этикета?
  • да;
  • нет;
  • можно, но не обязательно.
Проанализировав ответы детей, мы можем говорить о том, что младшие школьники хорошо усвоили следующее: 1) этикет – это, нормы и правила поведения людей в обществе(100 %); 2) когда заметишь знакомого вдалеке , то не следует кричать во весь голос, чтобы тебя услышали, а достаточно поприветствовать его кивком головы (99 %); 3) если в автобусе, наполненном пассажирами, увидели знакомого, но он стоит далеко, то достаточно кивнуть ему головой и улыбнуться, а не кричать громко или пытаться пройти к этому человеку через весь автобус (99 %); 4) с ровесниками можно прощаться словом «пока» (99 %). Все респонденты единогласно согласились с тем, что школьнику необходимо знать правила этикета(100 %).
Но при этом в большинстве ответов были допущены ошибки. Многие считают, что не следует приветствовать тех людей, с которыми часто встречаешься, но с которыми не знаком, или можно поприветствовать их в зависимости от настроения (41 %). При входе в комнату, в которой находится много людей, следует здороваться только со знакомыми (15 %) , некоторые считают, что стоит поздороваться с каждым в отдельности (15 %). Двое ребят ответили ,что со старшими и незнакомыми ровесниками следует общаться на «ты» (4 %). Если навстречу школьнику будет идти учительница, с которой у него был конфликт, то многие предпочтут перейти дорогу, чем поздороваться с ней (25 %). На вопрос, стоит ли в школе здороваться с незнакомыми тебе взрослыми людьми, многие выбрали вариант ответа: «Нет, я же их не знаю, поэтому молча пройду» (20 %). Несколько учащихся предпочитают прощаться с учительницей фразами «Пока!» и «Счастливо!» вместо необходимого «До свидания!»(15 %). На вопрос «С каким выражением лица ты обычно здороваешься?» несколько человек ответили: «с равнодушным» (31 %) и «грустным» (4 %).Таким образом, приходится констатировать существенные недостатки в организации и обучении общения в современной школе. Тот уровень речевой культуры, которым обладают сегодняшние младшие школьники, не вполне соответствует потребностям современного образования и общества в целом. В плане обедненности лексики, неумения связно и логично связать собственные мысли речевая культура младших школьников находится на низком уровне [1].
На изучение темы «Устная и письменная речь», в рамках которой рассматривается этика речи, в учебной программе по русскому языку для учащихся 2 класса отводится всего 4 часа. За данный период времени младшим школьникам необходимо рассмотреть следующие вопросы:
  • ознакомление со словами вежливости, которые употребляются при встрече и прощании;
  • практическое усвоение форм приветствия и прощания в различных ситуациях;
  • умение спрашивать, отвечать, просить, благодарить, извиняться [2].
На наш взгляд, повышению уровня знаний младших школьников о речевом этикете в ситуации приветствия и прощания и практическому усвоению речевых формул, которые присущи данной речевой ситуации, будет способствовать проведение дополнительных факультативных занятий, классных часов, внеклассных мероприятий или тренингов, посвященных этой теме.
Литература
1. Зырянова, Е.А. Методика формирования умений речевого этикета младших школьников / Е.А. Зырянова [Электронный ресурс] // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2011. – № 3. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/metodika-formirovaniya-umeniy-rechevogo-etiketa-mladshih-shkolnikov. – Дата доступа: 23.03.2015.
2. Учебные программы для обучения общего среднего образования с русским языком обучения 1-4 классы. – Минск: Национальный институт образования, 2011.
Запись опубликована в рубрике Воспитательный потенциал образовательного процесса. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий