Мешко А.В. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ И ИХ УЧЁТ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ УНИВЕРСИТЕТА

Студенческий возраст – это явление, непосредственно связанное с развитием высшей школы. К.Д. Ушинский называл этот возраст «самым решительным», т.к. именно этот период, определяя будущее человека, является очень активным временем интенсивной работы над собой.
Л.Д. Столяренко характеризует студенчество как особую социальную категорию, специфическую общность людей, организационно объединенных институтом высшего образования [1, с. 6]. По определению И.А. Зимней, студенчество включает людей, целенаправленно, систематически овладевающих знаниями и профессиональными умениями, отличающихся наиболее высоким образовательным уровнем, наиболее активным потреблением культуры и высоким уровнем познавательной мотивации [2, с. 138]. Б.Г. Ананьев считает, что период жизни от 17 до 25 лет имеет важное значение как завершающий этап формирования личности и как основная стадия профессионализации. По мнению Б.Г. Ананьева, к 17 годам у личности создаются оптимальные субъективные условия для формирования навыков самообразовательной деятельности [3, с. 6].
Современный студент вуза–это, в первую очередь, молодой человек, который имеет все возможности к дальнейшему развитию. Будучи важнейшим интеллектуальным потенциалом общества, студент первого курса–вчерашний школьник, который не имеет необходимого опыта и ощущает острую необходимость в его приобретении.
В связи с этим очень важно, чтобы преподаватель направил деятельность студента-первокурсника на как можно более быструю адаптацию к самостоятельной работе. Это подразумевает развитие познавательной деятельности. Надо дать понять студенту, чтобы он вел данную деятельность для овладения знаниями, умениями и навыками, а не только для того, чтобы успешно сдать экзамены.
 Для студенческого возраста характерны показатели:
- устойчивое внимание,
- развитое воображение,
- большая интегрированность памяти. В этот период интенсивно идет формирование личности, стиля поведения. Не секрет, что большинство студентов ставят перед собой «большие» задачи. В связи с этим на первое место выходит проблема самообразования и самовоспитания. Поэтому при организации любой деятельности студента необходимо учитывать его психологию, которая меняется с каждым новым курсом.
 Старший юношеский или студенческий возраст (17–23 года) как специальный объект психолого-педагогических исследований выделен сравнительно недавно (в 70-е годы XX века), когда интенсифицировались исследования в области педагогики и методики преподавания в высшей школ.
 В студенческие годы формируются характер и мировоззрение молодых людей, а ценности дружбы и любви становятся определяющими.
Студенческий возраст характеризуется наиболее благоприятными условиями для психологического, биологического и социального развития:
1. В этот период самая высокая скорость памяти, реакции, пластичность в формировании навыков.
2. В личности на этом этапе доминантным является становление характера и интеллекта.
3. Активно развиваются морально-ценностные и эстетические чувства.
4. Быстро осваиваются социальные роли взрослого: гражданские, профессиональные, экономические, семейные.
5. Формируются и закрепляются склонности, интересы.
6. Определяются жизненные цели и стремления.
7. Достигается высокий уровень развития физических и интеллектуальных сил, активно растут творческие возможности, обогащается эмоционально-чувственный содержание, расцветает внешняя привлекательность.
8. Все это часто приводит к несколько эйфорические, иллюзорные представления о неисчерпаемости и безграничность такого состояния и приводит к нерациональному, бесцельного, бесплодного расходов физических и духовных сил.
Именно в студенческом возрасте происходит пересмотр ценностно-духовных категорий, аксиологическая переориентация. Усиливается осознанность, объективная позитивизация мотивов поведения. Формируются и укрепляются положительные личностные качества — ответственность, чувство долга, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность, умение регулировать свои чувства, желания, склонности. Вместе с тем надо иметь в виду, что до 20 лет способность человека к полноценной регуляции своего поведения окончательно еще не сформирована. Поэтому иногда имеют место немотивированные, флотационные явления негативного поведения, неадекватных действий, противоправных поступков.
В период юности происходит формирование:
- самосознания, как целостного представления о себе, эмоционального отношения к собственному «я», самооценки своей внешности, поведения, умственных, волевых, нравственных качеств, осознание своих положительных и отрицательных черт, на основе чего возникают мотивы совершенствования личности и самовоспитания;
- мировоззрения, как системы взглядов, знаний, убеждений, собственной жизненной философии, которая опирается на усвоенную ранее систему знаний и способность к абстрактно-теоретическому мышлению;
- индивидуальности, что находит проявление в создании собственных теорий смысла жизни, любви, счастья и т.д.
В период юности становления самосознания, мировоззрения и самоутверждения индивидуальности происходит по следующим направлениям:
1. Рефлексии, самоанализа внутреннего мира, возникновение чувства собственной неповторимости, индивидуальности, непохожести на других, в результате чего возможно появление чувства одиночества, непонимание со стороны окружающих.
2. Осознание неповторимости времени, понимание необходимости завершения своего существования, побуждает к размышлениям над проблемами жизни и смерти, жизненными перспективами, целями и смыслом земного бытия.
3. Формирование целостного представления о самом себе, отношение к себе Самооценка начинается с анализа своего тела, внешности, ее привлекательности, а затем происходит оценка моральных, интеллектуальных и, волевых качеств. Следует отметить, что в юношеском возрасте самооценка часто бывает достаточно противоречивой. На основе сопоставления мнений других людей, самонаблюдения, самоанализа своих качеств и способностей у молодого человека формируется обобщенное отношение к себе [4, c. 221–222].
Самооценка может быть объективной, завышенной, заниженной. Для человека с заниженной самооценкой характерны низкое самоуважение, неустойчивая мысль о собственном я. Молодые люди с заниженной самооценкой чувствительны и ранимы (чаще всего, это меланхолики по темпераменту), они болезненно реагируют на критику, пренебрежение, осуждение, требуют к себе особенно тактичного отношения. Молодые люди с завышенной самооценкой, напротив, чрезмерно самоуверенны, некритичны, продолжают настаивать на собственной точке зрения даже если она заведомо не правильная.
4. Осознание сексуальной чувственности. В юношеском возрасте активно формируется отношение к ней. Следует знать, что юношеская сексуальность отличается от сексуальности взрослого человека, а сексуальное становления юношей и девушек происходит по разному. У девушек потребность в романтических чувствах, нежности, ласке, эмоциональном тепле выражена сильнее, чем в физической близости. У юношей типично раньше появляется сексуальное влечение к интимной близости и лишь потом возникает потребность в духовном смысле. Эти проблемы требуют понимания, отбора таких методов полового воспитания, которые могли бы помочь молодым людям создать качественную семью, ориентировали на здоровый образ жизни, способствовали избеганию риска заражения болезнями, передающимися половым путем.
Характерными чертами юношеского возраста является максимализм суждений, своеобразный эгоцентризм: выдвигая свои теории, юноша довольно часто ведет себя так, будто окружающие должны подчиняться его теориям, а не теориям – объективной действительности. Стремление доказать свою независимость и самобытность могут сопровождаться типичными поведенческими реакциями, в частности пренебрежительным отношением к советам родителей, недоверием и критиканством старших поколений, иногда откровенной немотивированно противодействием. И в то же время для юношества характерны внушаемость и конформизм относительно влияния сверстников, единообразие интересов, вкусов, стилей поведения (жаргон, музыка, мода и т.д.). Среди молодежи могут иметь проявления группового экстремизма, на что следует обращать внимание, организуя воспитательную работу среди студенчества [5, c. 128].
Психолого-педагогические особенности студентов в воспитательной работе университета необходимо учитывать, поскольку работа выполняется в сфере «человек – человек» и если специалист, который хорошо будет знать особенности студентов, такие как темперамент, характер, морально-нравственные качества, мировоззрение, ценности, интересы студентов, то ему будет легче работать с данной категорией людей и результат работы оправдает ожидания.
Литература
  1. Ананьев, Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста / Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы / Б.Г. Ананьева. – Л. : ЛГУ, 1974. – С. 3–15.
  2. Денисова, С.В. Валеологические аспекты современного высшего образования / С.В. Денисова // Состояние биосферы и здоровье людей: Сборник международной научно-практической конференции – Пенза : РИОПГСХА, 2003. – С.138 – 139.
  3. Ахвердова, О.А. К исследованию феномена «культура здоровья» в области профессионального физкультурного образования / О.А. Ахвердова // Теория и практика физической культуры. 2002. № 9. С. 5 – 7.
  4. Августова, Л.И. Психология здоровья / Л.И. Августова. – СПб. : «Питер», 2006. – 606 с.
  5. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: уч. для студентов по пед. и психол. направ. и спец / И.А. Зимняя. – М. : Логос, 2000. – С. 384.
Запись опубликована в рубрике Воспитательный потенциал образовательного процесса. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий