Клочко П.В. ОСОБЕННОСТИ ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТИ КУРСАНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ВОЕННЫХ ФАКУЛЬТЕТАХ В ГРАЖДАНСКИХ ВУЗАХ

Создание военных факультетов в гражданских ВУЗах давно практикуется во всем мире. Военный факультет является структурным подразделением университета и осуществляет подготовку кадров по специальностям военного профиля, а также младших командиров и офицеров запаса [1, с. 3]. Такая система подготовки военных специалистов позволяет использовать потенциал профессорско-педагогического состава ведущих ВУЗов, и создает условия для подготовки высококвалифицированных, творчески мыслящих специалистов. При такой форме обучения усиливается инструментальность образования. Оно дает те знания и умения, формирует те качества личности, которые пригодятся в профессиональной деятельности офицера.
Возрастающие требования к качеству подготовки офицерских кадров требуют от командиров и профессорско-преподавательского состава факультета особого внимания к воспитанию и формированию всесторонне развитой личности будущих офицеров, а от курсантов активности, настойчивости и ответственности за полученные знания. В первую очередь речь идет о развитии личности военнослужащего, а не подготовке узких специалистов для конкретной области деятельности. У курсантов необходимо формировать не только профессиональные навыки и умения, но и профессионально значимые качества личности, важнейшим из которых является дисциплинированность, которая характеризуется высокой нравственной устойчивостью, осознанным выбором и соблюдением ценностей и норм военной службы.
Проблема дисциплинированности особенно актуальна с учетом того, что сама среда и условия обучения предъявляют достаточно жесткие требования к личности курсанта, так и возрастающими требованиями к качеству подготовки будущего офицера.
К специфическим особенностям учебно-служебной деятельности курсантов относятся:
‑ жесткая регламентация и соблюдение распорядка дня;
‑ совмещение обучения с исполнение воинских обязанностей, и как следствие ограничение свободного времени у курсантов;
‑ подчинение и субординация, где отношения между курсантами и преподавателями регламентируются Уставом;
‑ преобладание групповых видов деятельности;
‑ относительная узость социальной сферы [2, с. 29].
Таким образом, дисциплинированность является фактором отношения курсанта к службе / обучению; отношение курсанта к командиру / преподавателю; личное поведение курсанта, а также его отношение к самому себе.
Военно-профессиональное обучение на военных факультетах в гражданских ВУЗах имеет благоприятные условия для реализации модели воспитания у курсантов дисциплинированности на основе ценностного отношения к человеку. Гуманизация процесса обучения обеспечивает высокий уровень дисциплинированности, тем самым решая проблему узости общения и способствует успешному обучению.
Гуманистическая направленность обучения позволяет курсанту быть дисциплинированным на занятиях «не потому, что он вносит диссонанс в четкий режим работы, а потому, что не может позволить причинить душевный дискомфорт своим товарищам и наставникам» [2, с. 25].
Специфика положения курсанта в обществе и в ВУЗе определяет и особенности ценностных ориентаций. Формирование дисциплинированности будущего офицера должно базироваться на общечеловеческих ценностях: безупречность поведения на службе и в быту, отношение к человеку как к высшей ценности на Земле, заботе о профессиональной чести, общественной репутации, добросовестно выполнять свой гражданский, служебный и нравственный долг.
Следовательно, курсант должен осознавать социальное функционирование ценностей, видеть вариативность ценностей профессиональной деятельности, соотносить их с культурными нормами [5, с. 117].
Формирование нравственных мотивов и ценностей должно быть только положительным. Страх наказания или любые другие виды репрессий, не могут обеспечить положительной мотивации успешного учения. Эту же мысль уже высказывал М.И. Драгомиров: «Основа дисциплины – страх огорчить начальника, а не страх палки начальника… сын отца боится, потому что его любит, а не потому любит, что боится» [4, с. 19].
Бесконечные разговоры о дисциплине, дисциплинированности менее эффективны, чем дискуссии на интересующие курсантов темы, которые ведут к сотрудничеству. В курсантах необходимо видеть их скрытые способности, а не недостатки развития. На занятиях обучаемым необходимо создавать такие условия, в которых они, опираясь на уже приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему, самостоятельно решают ее. В результате вырабатываются такие качества личности, как самостоятельность и инициативность, которые в свою очередь являются смежными с дисциплинированностью. К сожалению, в воспитании дисциплинированности у курсантов имеет место быть нормативная дисциплинированность. Воспитательная работа с курсантами носит назидательный, авторитетный характер. И как следствие не реализуется отношение к курсанту как личности решая проблему дисциплинированности через призму личности создаются условия для личного самоутверждения и самореализации будущего офицера.
Одно из важнейших направлений дисциплинированности – достоинство личности. Педагогическое общение между командиром / преподавателем и курсантом, проявление интереса к личности курсанта также является средством воспитания дисциплинированности. Общение с подчиненным через призму личного жизненного опыта формирует позитивное отношение к службе. В то время, как высокомерие командира (преподавателя) превращает обучение в слепое исполнение приказов, в беспрекословное подчинение воли командиров (преподавателей) [3, с. 27].
Так, рассматривая дисциплинированность как интегративное качество личности военнослужащего, О.В. Демина разработала модель формирования дисциплинарных качеств военнослужащих с опорой на ценностные ориентации (рис. 1) .
 ris1b
Следовательно, воспитательный процесс необходимо выстроить таким образом, чтобы курсант смог осознать социальное функционирование ценностей, увидеть вариативность ценностей профессиональной деятельности, соотнести их с культурными нормами, дать рефлексивную оценку собственным ценностям, представлениям и ориентациям. Однако, свобода в выборе не есть свобода от ответственности. Ответственность за достижение ожидаемого результата, оценка последствий своего поведения и есть дисциплинированность. Таким образом, дисциплинированность формируется на основе внутреннего побуждения, а не внешнего воздействия. Основу дисциплинированности составляют предъявляемые к курсанту требования наряду с уважением к нему.
Формирование военного специалиста как всесторонне развитой личности не возможна без учета личностных и общественных ценностей. Воспитание дисциплинированности на основе таких ценностей позволяет курсанту решать как служебные, так и гражданские задачи, в том числе и в боевых условиях.
Литература
  1. Инструкция о порядке организации работы военного учебного заведения: утв. Постановлением Министерства обороны Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь от 5 марта 2008 г. № 20/20. – Минск, 2008. – 80 с.
  2. Влияние агрессивности курсантов на уровень их социально-психологической адаптации / О.С. Васильева, Я.Б. Радишевская // Вопросы психологии. – 2005. – № 1. – С. 29 – 37.
  3. Педагогические условия воспитания у курсантов военных ВУЗов дисциплинированности как ценностного отношения к человеку. Педагогика и психология / О.В. Демина // Глобальный научный потенциал. – 2014. – № 2(35). – С. 25–27.
  4. Томашко, О.В. Военно-педагогические заветы М.И. Драгомирова. памятка офицеру / под ред. О.В. Томашко. – М.: «Граница». –1994. – С. 79.
  5. Дисциплинированность как интегративное качество личности военнослужащего / О.В. Демина // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2014. – № 1. – С. 114–118.
Запись опубликована в рубрике Воспитательный потенциал образовательного процесса. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий