Квасовка А.Ю. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОСРЕДСТВОМ РИСУНКОВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Тесты для измерения личностных особенностей стали появляться лишь в середине тридцатых годов прошлого столетия в США.
Психологические тесты по рисункам или рисуночные тесты специалисты относят к проективным методикам исследования личности. История развития данных методик берёт своё начало со времени расцвета психодиагностики, становление которой происходит в конце XIX века. Это связано с чётким осознанием потребности в оценивании индивидуально-психологических особенностей людей для нахождения решений разного рода психологических задач.
Стало традиционным вести счёт проективным методикам с теста словесных ассоциаций Карла Юнга, созданного им в 1904–1905 гг. Карлу Юнгу принадлежит открытие и доказательство феномена, что бессознательные переживания личности доступны объективной диагностике. Следует остановиться на работах Лоуренса Фрэнка 1939–1948 гг., в которых автором были впервые сформулированы принципы проективной психологии. Ему же принадлежит приоритет в использовании термина «проекция» для обозначения особой группы методов исследования личности [4, с. 16].
В настоящее время рисуночные проективные методики, направленные на экспериментальное исследование тех особенностей личности, которые наименее доступны непосредственному наблюдению или опросу [2, с. 78], получают всё большую популярность среди психологов, педагогов и других специалистов [2, с. 79].
Как детская игра, так и детский рисунок являются важным фактором развития личности ребёнка. В рисунке ребёнок находит возможность самовыражения, в нём он пробует свои силы и развивает свои способности. Конечно, процесс рисования доставляет ему удовольствие, но, прежде всего, он служит средством познания окружающего мира [3, с. 26].
В рисунках детей отражается их жизненный опыт, их видение окружающего мира, их отношение к внутреннему и внешнему миру, который в виде некоего образа откладывается как в их сознании, так и в их бессознательном. Ребёнок переносит на свой рисунок «истинную» картину своего внутреннего мира, наполненность и пустоту этого мира, его свет и тени, его умиротворенность и конфликты [3, с. 36].
Маленький ребёнок посредством рисунка может рассказать о проблемах, которые не смог бы выразить в словах, – таких, как, например, конфликт родителей или плохое обращение с ним окружающих взрослых. Рисунок может использоваться и как средство, позволяющее переработать страхи, возникающие из проблем ребёнка.
Таким образом, детский рисунок становится уникальным методом тестирования, нескончаемым источником наблюдений и в высшей степени полезным способом коррекции отношений ребёнка с окружающим миром
[3, с. 37].
Всё, что удаётся почерпнуть о ребёнке с помощью проективных тестов, обязательным образом сопоставляется с другими результатами, полученными с помощью других методов, в частности наблюдений. Дабы интерпретация была более объективной, она должна быть сделана с учётом максимально полной информации об окружении ребёнка, о его прошлом, особенно о его конфликтах, проблемах в отношениях с окружающими, различного рода душевных травмах и т. д., и о его личности.
Рисуночные тесты, как правило, состоят из двух этапов. Первая фаза – создание ребёнком рисунка. Вторая фаза – беседа, в процессе которой ребёнок описывает, характеризует и интерпретирует нарисованные объекты и то, что их окружает, а также высказывает возникшие у него в связи с ними ассоциации
[3, с. 39 – 40].
Обсуждение теста «Рисунок семьи» появилось в литературе в 1958 году. В этом тесте испытуемого просят нарисовать его семью. Интерпретация теста основывается на том, как оформлен этот рисунок, какие члены семьи изображены на нём, как они располагаются на листе бумаги.
Считают, что идея использования рисунка семьи для диагностики внутрисемейных отношений возникла у ряда исследователей, среди которых упоминают работы В. Хьюлса, А. И. Захарова, Л. Кормана, С. Кауфмана и др
[4, с. 110].
Целью применения данной проективной методики является выявление особенностей внутрисемейных отношений. Она помогает прояснить отношение ребёнка к членам своей семьи, то, как он воспринимает их и свою роль в семье, а также те характеристики отношений, которые вызывают в нём тревожные и конфликтные чувства.
Семейную ситуацию, которую родители оценивают со всех сторон положительно, ребёнок может воспринимать совершенно иначе. Узнав, каким он видит окружающий мир, семью, родителей, себя, можно понять причины возникновения многих проблем у ребёнка и эффективно помочь ему при их разрешении.
При проведении данного теста ребёнку дают простой карандаш средней мягкости и стандартный чистый лист бумаги формата А 4. Использование каких-либо дополнительных инструментов исключается.
Инструкция заключается в следующем: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». Не следует давать какие-то указания или уточнения. На возникающие у ребёнка вопросы, такие, как «Кого надо рисовать, а кого не надо?», «Надо нарисовать всех?», «А дедушку рисовать надо?» и т. д., отвечать следует уклончиво, например: «Рисуй так, как тебе хочется».
Когда ребёнок рисует семью, в его рисунке отражается то, как он себя чувствует, как оценивает своё место в ней. Оценка эта сказывается уже на отношении к заданию. Так в случае неудовлетворённости семейной ситуацией у ребёнка может появиться защитная реакция «хочу рисовать другое».
Тест-рисунок прост в проведении, но очень сложен для расшифровки, так как здесь требуются не только знания и опыт, но и наличие некоторой проницательности. Иногда даже специалисты-психологи затрудняются при расшифровке рисунка. Но некоторые несложные интерпретации доступны и для педагогов, и для родителей, которые хотят помочь своему ребёнку преодолеть трудности [1, с. 52–53].
Нами было проведено исследование по изучению особенностей семейных отношений в семьях, где воспитывается ребёнок старшего дошкольного возраста. В процессе эксперимента были проанализированы рисунки детей, средний возраст которых составил 6 лет. Интерпретация осуществлялась на основе рекомендаций К. Тейлор [3, с. 53–59].
В процессе изображения человека у детей были трудности в рисовании пальцев. Так, например, Карина А. (6 лет) сначала пересчитывала пальцы на своей руке, а потом изображала их на рисунке. На рисунках Влада Ч. (6 лет)  и Лео В. (7,5 лет) у изображённых людей отсутствуют уши, что не удивительно для рисунка дошкольника. Особый интерес вызывают рисунки, на которых сначала были «забыты» некоторые члены семьи. Так, Карина А. (6 лет) рисует себя, дорисовывает маме серёжки, папе уши, затем отмечает: «Ой, ещё забыла брата. Он высокий, в училище ходит».
По результатам интерпретации рисунков можно сказать следующее. Нами было выявлено две семьи, схожие по проблемам: дети в двух семьях ощущают обстановку дома как враждебную себе; их волнуют конфликты, происходящие дома; детям уделяется мало внимания; они являются тревожными и испытывают нарушения в сфере общения.
Интересно было посмотреть на одну и ту же семью с двух позиций, так как в семье воспитываются двойняшки. Так по рисунку Яны Б. (6 лет) трудно определить, какой психологический климат царит в семье. Однозначно можно утверждать, что ребёнок находится в тревожном состоянии. А рисунок Вани (6 лет) повествует нам о том, что ребёнок ощущает обстановку в семье как враждебную, его волнуют семейные конфликты, имеются проблемы в общении и ребёнок тоже тревожен. На двух рисунках двойняшки изображены вместе держащимися за руки, а также они нарисовали между мамой и папой какого-то человека, которого никак не назвали.
Особого внимания заслуживает рисунок Карины А. (6 лет). С первого взгляда может показаться, что ребёнок нарисовал счастливую семью, где мама и папа держатся за руки, но в ходе последующих бесед с воспитателями группы было установлено, что родители давно не живут вместе. Этот рисунок является примером того, что дети могут изображать не только действительную ситуацию в семье, но и своё желание видеть семью дружной, сплочённой.
В ходе анализа детских рисунков нами был отмечен один из них, рисунок Саши К. (5 лет), на котором первой была изображена старшая сестра, что свидетельствует о том, что этот член семьи является значимым, главным, наиболее близким человеком для ребёнка.
В процессе изучения литературы по данной проблеме удалось найти следующий интересный факт – около 38% детей первой рисуют мать, 35% себя, 17% отца и только 8% братьев и сестёр [4, с. 120].
По результатам нашего исследования 50% детей нарисовали маму первой; 33% – папу и 16,7% – брата или сестру.
На рисунке ребёнок отражает свой внутренний мир таким, каков он есть на данный момент, причём многое из нарисованного он не может объяснить словами. Поэтому профессиональное толкование рисунка может дать лишь специалист. Но и для родителей, педагогов рисунки ребёнка могут стать индикатором состояния семьи, и соответственно ребёнка, его душевного благополучия и состояния [1, с. 52–57].
Таким образом, хотелось бы отметить в проведённой нами работе практическую значимость, которая заключается в том, что материалы исследования помогают определить внутрисемейные отношения, а также могут быть использованы психологом или педагогом при проведении консультаций и индивидуальных тематических бесед с родителями, позволить своевременно помочь ребёнку в преодолении кризисных ситуаций.
Литература
  1. Клюева, Н.В Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов / Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. – Ярославль : «Академия развития», 1997. – 240 с.
  2. Основы психологии. Практикум / Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. Ростов н/Д : изд-во «Феникс», 2000. – 576 с. – 96 с.
  3. Тейлор, К. Психологические тесты и упражнения для детей. Книга для родителей и воспитателей / К. Тейлор. – М., 2005. –114 с.
  4. Шапарь, В.Б.Практическая психология. Проективные методики. / В.Б. Шапарь, О.В. Шапарь. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 480 с.
Запись опубликована в рубрике Воспитательный потенциал образовательного процесса. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий