Долобей О.Ю. ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТИВНЫХ МЕТОДИК

В наше время возрастает актуальность использования проективных методик. До недавнего времени они широко не использовались, но в последнее время усилился интерес к данным методикам и появилось много авторских разработок по их использованию. Проективные методики предназначены для исследования тех глубинных индивидуальных особенностей личности, которые менее всего доступны непосредственному наблюдению или опросу и широко используются в практике исследования личности во всех областях современной психологии и педагогики [1].
Главная особенность проективных методик может быть обозначена как относительно неструктурированная задача, т.е. задача, допускающая почти неограниченное разнообразие возможных ответов. Для того чтобы фантазия индивида могла разыграться, даются довольно краткие инструкции.
Традиционно считается, что исследованиями, предвосхитившими создание проективных тестов, были работы В. Вундта и Ф. Гальтона [2]. Именно им принадлежит честь первого использования метода свободных «словесных» ассоциаций. Также в этом направлении работали такие психологи как: К.Г. Юнг, Г. Кент, А. Розанов, Д. Рапапорт, Г. Роршах, В. Абрамов,
Дж. Келли, Д. Кроут, Т. Канн [2].
Проективные методики – тестовый материал, организованный особым образом и применяемый для исследования личности в целом или отдельных ее сторон. В основе действия данных методик лежит механизм проекции. Этот механизм был впервые обнаружен З. Фрейдом и описан как процесс приписывания своих чувств, желаний, являющихся неприемлемыми для человека, объекту, находящемуся во вне [3].Проекция носит неосознаваемый характер и выполняет защитную функцию, смягчая противоречия между истинными (неосознаваемыми) стремлениями человека и социальными нормами, оценками, сознательными убеждениями. Непосредственно сам термин «проективные» был введен американским психологом Л.Франком в 1939 г. для обозначения целого ряда методик, уже известных к тому времени [3]. Ему удалось также на основании выделенных свойств построить их классификацию, которая с некоторыми дополнениями используется и в наше время.
По теории Л. Франка проективные методики различают на: конститутивные – структурирование, оформление стимулов, придание им смысла (тест Роршаха); конструктивные – создание из оформленных деталей осмысленного целого (тест Мира); интерпретативные – истолкование какого-либо события, ситуации (тест Тематической апперцепции); катартические – осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях («Психодрама»); экспрессивные – рисование на свободную или заданную тему («Дом-Дерево-Человек»); импрессивные – предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим (тест Люшера); аддитивные – завершение предложенного рассказа, истории («Предложение завершения») [1, c. 107].
Следует отметить, что некоторыми учеными предпринимались неоднократные попытки менять обозначения обсуждаемых методик. Так,
Р. Кеттелл предпочитает называть их «тестами ошибочного восприятия» [4],
Л. Бланк – «тестами апперцептивного искажения». Однако большинство исследователей принимают их исторически сложившееся обозначение как проективных.
Проективные методики изучения личности, на наш взгляд, имеют большие диагностические возможности и дают исследователю богатую информацию об испытуемом. Поэтому нами было проведено исследование с помощью проективной экспрессивной методики «Несуществующее животное» (Друкаревич М.З.), целью которого явилось изучение личностных качеств студентов 17–18 лет с помощью проективных методик.
При проведении методики «Несуществующее животное» испытуемым раздавались листы формата А4 и предлагалось следующее задание: придумать и нарисовать несуществующее жи­вотное и назвать его несуществующим именем. Все испытуемые успешно справились с выполнением задания. Например, одна студентка 17 лет изобразила в рисунке животное, контур которого был едва виден, что свидетельствует о боязливости, робости. Другая студентка 18 лет нарисовала животное с клыками, что свидетельствует об агрессии.
После того, как были обработаны данные, выявилось, что большинству испытуемых характерны следующие качества личности: агрессивность, чувственность, женственность, болтливость, уверенность в себе, робость. Этому свидетельствуют такие элементы рисунка, как: зубы, округлые формы рисунка, волосы, открытый рот, нечеткий контур рисунка и т.д.
Особенно интересны и своеобразны предложенные испытуемыми названия «несуществующих животных». Так, названия «Летающий медведь», «Ротоглав» свидетельствуют о наличии таких качеств личности, как прагматизм и реалистичность; а названия «Крококи» и «Барабук» – о легкомыслии.
В ходе нашего исследования были получены следующие выводы: наибольшему количеству респондентов присущи такие качества личности, как: чувственность, болтливость, открытость, доступность, любопытство, склонность к фантазированию, уверенность в себе. Однако в интерпретации полученных диагностических данных нередко наблюдается склонность испытуемых к агрессивности, замкнутости, неуверенности в себе, скованность, чувство собственной малоценности и незначительности. Можно предположить, что психологическими причинами этому является адаптация к новому учебному заведению, новому коллективу и социальному статусу в нем.Полученные данные в ходе проведённого нами исследования заслуживают внимания, являются актуальными для дальнейшей разработки проблемы изучения личностных качеств студентов ВУЗов посредством продуктивных методик.
Литература
  1. Бурлачук, Л.Ф. Словарь справочник по психодиагностике // Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. – СПб: Питер, 2000. – 528 с.
  2. Солдатова, Е.Л. Проективные методы психодиагностики / Под ред. Е.Л. Солдатовой. – Челябинск УрГУ, 2005. – 71 с.
  3. Лыкова, А.А. «Проективные методики в психологии» / А. А. Лыкова. – М., 2005. –256 с.
  4. Капустина, А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла / А.Н. Капустина. – СПб. : Речь, 2004. – 104 с.
Запись опубликована в рубрике Воспитательный потенциал образовательного процесса. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий