Смарига В.Ю. САЙТ РАЙОННОЙ ГАЗЕТЫ «ДЗЯННІЦА» КАК СРЕДСТВО КОММУНИКАЦИИ С АУДИТОРИЕЙ

В конце ХХ – начале ХХI вв. районная пресса вступила в новый период своего развития. Очевидным стало, что газета не должна оставаться прежней, т.к. она не может конкурировать с интернетом ни в оперативности, ни в интерактивности, ни в мультимедийности.
Массовое появление интернет-сайтов у белорусских газет пришлось на начало ХХI века. Исследователи указывают две стратегии развития газеты в интернете. В первом случае «электронная версия представляет собой всего лишь цифровой аналог печатного издания, несколько расширенный вариант, просто существующий несколько в иной форме. Веб-ресурс в таком случае практически идентичен по содержанию газете. Как правило, такие сайты имеют невысокую посещаемость. Для таких СМИ главным показателем успеха является тираж. Во втором случае сайт развивается до уровня самостоятельного интернет-СМИ, которое предлагает оригинальный, отличный от базового издания контент» [2, с. 89]. Контент таких сайтов более разнообразен,  насыщен мультимедиа, интерактивен, что привлекает современного читателя.
Сегодня в Гродненской области 17 районных газет, каждая из которых имеет свой сайт. Первая стадия, когда интернет-версия газеты была формальной необходимостью, пройдена. Сейчас районные газеты активно работают над совершенствованием контента,  над тем, чтобы сайт газеты стал эффективным сегментом коммуникативного пространства региона.
В данной статье сделана попытка анализа эффективности сайта щучинской районной газеты «Дзянніца». В ходе исследования мы стремились определить, в какой форме существует данное издание в интернете и насколько эффективно взаимодействует с читателями.
Исследования проводились в марте 2016 г. Для описания эффективности работы сайта щучинской районной газеты «Дзянніца» был использован ряд критериев, которые предложил белорусский исследователь А. А. Градюшко, в их числе «посещаемость, цитируемость, уникальность интернет-контента, частота обновления, использование мультимедиа (фото, аудио- и видеоматериалов), интерактивность, наличие профилей в социальных  сетях» [3, с. 34].
Посещаемость сайта. На сайте щучинской районной газеты статистика посещаемости находится в открытом доступе, ее может посмотреть каждый. Для определения посещаемости сайта были установлены счетчики LiveInternet, Hotlog, Метрика Яндекса, Рамблер. Исследование показало, что за сутки на сайт заходят около 300 уникальных посетителей, за неделю – примерно 1 500. Данный показатель в сравнении с другими газетами Гродненской области относительно невысок. Например, сайт областной газеты «Гродзенская праўда» посещает около 2200 уникальных посетителей в сутки, сайт «Лідскай газеты» – 1100, сайт мостовской районной газеты «Зара над Неманам» – 120. Данные показатели динамичны, они могут изменяться в зависимости от предпочтений читателя и освещаемых событий.
Цитируемость. Еще одним важным показателем оценки продуктивности работы сайта является индекс цитируемости. Он зависит от того, сколько раз публикации данного сайта были процитированы другими интернет-изданиями. Для оценки цитируемости используется тематический индекс цитируемости (ТИЦ) поисковой системы «Яндекс» и PageRank (PR) поисковой системы Google. Величина цитируемости определяется суммарным значением ссылающихся сайтов. При расчете ТИЦ или PR учитываются только официальные сайты интернет-ресурсов, не используются количественные показатели цитируемости в блогах, социальных сетях, форумах и других источниках, на которые читатель может добавлять свои ссылки.
Для определения цитируемости был использован сервис pr-cy.ru. Измерения проводились в марте 2016 г. Выявлено, что тематический индекс цитируемости у сайта щучинской районной газеты, согласно методологии «Яндекс», составляет 120 единиц. Согласно же рейтингу Google, индекс цитируемости у данного сайта составляет 3/10 (PR). Сравним данные показатели с показателями других СМИ Гродненщины. Согласно методологии «Яндекс», тематический индекс цитируемости у районных и областных изданий отличается: «Гродзенская праўда» (1200), «Лідская газета» (325), «Зара над Неманам» (30). Если сравнивать рейтинг Google, то наибольший показатель у областного издания «Гродзенская праўда» (4/10), затем следуют районные газеты «Лідская газета» (3/10), «Зара над Неманам» (2/10).
Как видим, индекс цитируемости исследуемого районного издания невысок. В то же время показателен тот факт, что газета отслеживает собственный статус в интернет-пространстве и работает над его улучшением.
Уникальность контента. Рассмотрев количественные показатели, перейдем к содержательным критериям.
На сегодняшний день сайт щучинской районной газеты «Дзянніца» представляет собою цифровой аналог печатной газеты с значительно расширенным контентом. В интернет-версии газеты размещаются те же статьи, что и в печатном издании, заголовки также повторяются. Информация на главной странице сайта структурирована в виде разделов для удобства в использовании, так как читателю быстро надоел бы большой несистематизированный объем информации. Для оптимизации поиска в верхнем блоке сайта размещен раздел «Общий каталог новостей», где находится основная информация сайта. Новости, которые читатели просматривают чаще всего, выведены на главную страницу. Для удобства пользователей создан «Календарь новостей» (архив), на котором новости размещены в хронологическом порядке. Также для поиска статей существует раздел «Наши журналисты», где имеется указатель работников редакции и их статей.
Можно заметить, что городской контент на сайте районной газеты представлен достаточно широко. Налажены различные формы поиска информации. Новости можно найти по рубрикам, по дате добавления, по популярности статей, а также по автору статьи.
Сайт анализируемой газеты содержит большой объем информации, не дублирующей содержание печатной версии. На сайте можно найти справочную информацию: цены на топливо, прогноз погоды, курсы валют Нацбанка РБ и др.  Имеются ссылки и на другие сайты: материалы БелТА, виджет на Яндексе, официальный сайт Республики Беларусь, сайт Гродненского областного исполнительного комитета, СМИ Беларуси и др. В отдельных разделах представлена справочная информация о вакансиях, расписании движения транспорта, о памятниках архитектуры, анонс культурных мероприятий и др.
Анализ показал, что по своему содержанию сайт районной газеты «Дзянніца» не просто дублирует содержание печатной версии газеты, но является своеобразным информационным порталом района, что, безусловно, свидетельствует о стремлении редакции привлечь аудиторию.
Использование мультимедиа (фото, аудио- и видеоматериалов). Одним из важных критериев является наличие на сайте мультимедийных материалов. Наиболее распространенным способом визуализации на сайте газеты являются фотографии. Существует отдельный раздел «Наши галереи», в котором размещены фоторепортажи с мероприятий, которые проводились в районе. Преимущество интернет-версии газеты в том, что количество фотографий на страницах сайта не ограничено. Например, 14 февраля 2016 г. был опубликован материал «Щучинский бал», содержащий 30 фотографий. Фотографии на сайт выставлены в оптимальном разрешении 800/600 пикселей, что позволяет лучше рассмотреть детали.
На сайте присутствуют и аудиоматериалы. У районной газеты «Дзянніца» есть собственное радио. На сайте оно размещено в отдельном разделе «Щучинское радио». Здесь можно услышать в прямом эфире главные новости с комментариями специалистов. На радио существуют и специальные рубрики, например, поздравления с Днем рождения.
Частота обновления. Следующий критерий – обновление сайта и его конвергенция. Постоянное обновление и конвергенция – это главный способ успешной деятельности сайта. «В условиях ужесточения конкурентной борьбы на рынке СМИ некоторые региональные газеты отказываются от устаревшей стратегии print-first (сначала на бумаге) и переходят к модели convergent-first (сначала конвергенция)» [4, с. 47]. Этому принципу пытается следовать и районное издание «Дзянніца». Анализ показал, что статьи размещаются в первую очередь на сайте в электронном варианте, а затем редакция публикует новости в газете. Журналистские материалы попадают на сайт на день раньше, чем печатный вариант поступает в продажу. Новые материалы на сайте появляются 4-5 раз в неделю.
Следует отметить, что для районного издания такая стратегия подачи материалов может быть оценена как передовая. Исследователи неоднократно делали критические замечания относительно скорости обновления материалов на сайтах районных газет. По мнению российского исследователя Л.В. Экгардта, «с момента, когда произошло событие, и до момента, когда информация о нем появляется на странице информационного портала, сегодня проходит меньше часа, в то время как сайты районных газет недостаточно оперативны в подаче информации» [6, с. 6]. Анализируемый сайт щучинской районной газеты развивается в направлении увеличения оперативности в освещении событий.
Интерактивность. Преимущество интернет-журналистики перед печатными СМИ – это интерактивность. «В идеале сайт газеты должен стать площадкой для дискуссий по актуальным проблемам, где жители города и района могут собраться вместе, чтобы поделиться чем-то друг с другом, обсудить новости, поспорить» [5, с. 109].
На сайте районной газеты «Дзянніца» мы выявили следующие виды взаимодействия с аудиторией:
  • комментарии;
  • форум;
  • опросы на сайте;
  • письма в редакцию;
  • поздравления;
  • игры;
  • рейтинг новостей;
  • гостевая книга.
Под каждой статьей, размещенной на сайте, зарегистрированный пользователь  может оставить свои комментарии. На сайте имеется раздел «Форум», который для удобства пользователя разбит на подразделы «Городские беседы», «История и краеведение», «Наше творчество», «Развлечения и отдых», «Технический раздел». Зарегистрировавшийся пользователь может писать сообщения на разные темы. На форуме с начала января 2015 г. было оставлено более 570 комментариев.
В разделе «Обратная связь» можно отправить в электронном виде сообщение в редакцию. Уже есть готовый шаблон, который нужно только заполнить.
Еще одна форма ведения диалога с читателем представлена в разделе   «Опрос». Раздел содержит интерактивные опросы на актуальную для жителей района тематику: культура (действует новый опрос «На какой из спектаклей или творческих вечеров вы готовы купить билет?», участвовали 7 человек), политика («Я пойду на выборы, потому что…», участвовали 110 человек), общественная жизнь («Лучшие места отдыха в Щучине», участвовал 241 человек). На сайте был проведен опрос мнений горожан относительно уровня культуры молодежи. В нем приняли участие 645 человек. Как видим, наибольший отклик находят темы, посвященные культурным и социально-значимым событиям.
Помимо комментариев и опросов существует и такой вид интерактивности, как письма в редакцию. Причем письма в редакцию приходят регулярно, некоторые из них публикуют в печатной версии газеты. Есть и другие формы взаимодействия с аудиторией. Например, для написания поздравлений и пожеланий существует отдельный раздел «Поздравляем», проводятся различные игры, в которых разыгрываются ценные призы (мультиварка, электрический чайник и т.д.).
Своеобразным видом взаимодействия редакции с аудиторией является раздел «Популярность статей». В нем собраны статьи, у которых больше всего просмотров. Так, на 27 марта 2016 г. большое количество просмотров (59 человек) набрал материал «Пахне ў доме кулічамі», в котором рассказывается о том, как отмечается Пасха.
На сайте в «Гостевой книге» зафиксированы отзывы посетителей. Следует отметить, что данный вид взаимодействия с аудиторией не является эффективным: всего в разделе опубликовано 25 писем, последнее из которых датируется 23 октября 2013 г.
Социальные сети. Рассмотрим еще один важный критерий – это представленность издания в социальных сетях. Сегодня наблюдается тенденция в распространении информации не только через традиционные каналы коммуникации (пресса, радио, телевидение), но и через социальные сети. «Аудитория становится более гибкой, легче переходит от одного типа СМИ к другому, требует все больше интерактивности» [1, с. 130]. Белорусские интернет-пользователи сосредотачивают свое внимание на следующих социальных сетях: Facebook, Twitter, ВКонтакте, Одноклассники.
Проанализировав данные сети, мы выявили, что профиль щучинской районной газеты создан в таких социальных сетях, как ВКонтакте и Facebook. Стоит отметить, что группы основаны сотрудниками редакции. Обновление групп происходит регулярно, что свидетельствует о заинтересованности администрации группы в ее существовании. Анализ показывает, что число подписчиков невелико, но наблюдается устойчивая тенденция роста. Так, на 21 марта 2016 г. количество подписчиков группы «Дзянніца» составило 195 пользователей социальных сетей. Исходя из вышеперечисленного можно сказать, что газета делает попытки продвижения сайта еще и в социальных сетях, таким образом происходит интеграция сайта с социальными медиа.
Анализ сайта газеты «Дзянніца» показал, что в новых условиях, когда информационное пространство изобилует конкурирующими СМИ, районная газета пытается адаптироваться к требованиям времени и сохранить свое место на рынке информации.
Сайт районной газеты совершенствуется: из электронной копии газеты он постепенно становится многопрофильным информационным ресурсом. Об этом свидетельствуют следующие показатели: статистика посещаемости, индекс цитируемости, уникальность интернет-контента, частота обновлений, использование мультимедиа, наличие интерактивности, присутствие издания в социальных сетях.
В то же время, работа сайта газеты должна постоянно совершенствоваться, редакции следует живо откликаться на интересы аудитории, вести постоянную работу с читателем, используя возможности интернет-СМИ. Совершенствование работы в интернет-пространстве и постоянный мониторинг эффективности коммуникации позволят районной газете сохранить свою аудиторию.

Список использованных источников
  1. Бодрунова, С. С. Медиарынок Великобритании и газетный кризис: стратегии выживания газет в период дигитализации медиапроизводства / С. С. Бодрунова // Экономическое возрождение России. – 2013. – № 4 (38). – С. 129–142.
  2. Вартанова, Е. Л. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики / Е. Л. Вартанова. – М: Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. – 2009. — № 3. – С. 54–173.
  3. Градюшко, А. А. Интернет версия районной газеты в условиях конвергенции медиапространства / А. А. Градюшко // Вестник ГрГУ. Серия Филология. – Гродно, 2014. – № 3. – С. 33–39.
  4. Потятиник, Б. В. Інтернет-журналістика: навч. Посіб / Б. В. Потятиник. – Львів: ПАІС, 2010. – 244 с.
  5. Чабаненко, М. В. Зближення з аудиторією та інші сучасні напрями розвитку українських інтернет-ЗМІ / М. В. Чабаненко // Держава та регіони: Науково-виробничий журнал. Серія «Соціальні комунікації». – Запоріжжя: КПУ, 2012. – № 2 (10). – С. 108–112.
  6. Экгардт, Л. В. Региональная интернет-журналистика: современное состояние и перспективы развития (на материале контент-анализа тверских интернет-ресурсов): автореф. дисс. … кандидат филол. наук: 10.01.10 / Л. В. Экгардт – Твер. гос. ун-т. – Тверь, 2012. – 18 с.
Запись опубликована в рубрике Особенности современного языка. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий