Млыновская К.М. ЭВРИСТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.
Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса. Поэтому познавательные интересы учащихся надо формировать и развивать.
Педагогический процесс как деятельная система находится в постоянном развитии. Процессы изменений педагогической системы, ведущие либо к повышению эффективности использования имеющегося потенциала школы, либо к наращиванию этого потенциала, — это и есть процессы ее развития.
По мнению А.К. Марковой, в классных коллективах младших школьников на развитие их интересов влияет не столько возраст, сколько индивидуальность школьника, обусловленная его жизнедеятельностью, приобретением опыта разнообразной предметной деятельности, общением, влиянием семейных условий, средствами массовых коммуникаций и т. д. У школьников одного и того же класса познавательный интерес может иметь разный уровень своего развития и различный характер проявлений, обусловленных различным опытом, особыми путями индивидуального развития. Элементарным уровнем познавательного интереса можно считать открытый, непосредственный интерес к новым фактам, к занимательным явлениям, которые фигурируют в информации, получаемой учениками на уроке. Поэтому для развития познавательного интереса, на современном этапе, актуально применять эвристические задания [2, с. 32].
Эвристическое задание – важнейший компонент содержания эвристического обучения [1, с.90].
Эвристические задания «открыты», то есть не имеют единого решения. Такие задания раскрывают внутренний потенциал учащегося, формируют и развивают эвристические качества его личности: креативные, когнитивные, организационно-деятельностные, а значит создают платформу для индивидуализации обучения школьника [1, с. 91].
С другой стороны эвристические задания «опираются» на образовательный стандарт и программу – в содержание заданий входит то, что ученик должен знать и уметь [1, с. 91].
Принципы составления эвристических заданий:
  1. Из образовательных стандартов по учебному курсу отбираются такие образовательные объекты, которые становятся основой эвристического задания. Это могут быть фундаментальные понятия (точка, число, таблица, молекула, знак, время), частнопредметные понятия (модальные глаголы, тетраэдр, исторические события, революции, сила тяжести), конкретные реальные объекты (берёза, карандаш, гвоздь, словарь, полиэтиленовый пакет, зеркало), правила или закономерности ( сложение дробей, законы притяжения и отталкивания, принцип единства противоположностей) и др. Образовательные объекты для составляемого задания выбираются из программ, учебников, задачников или других пособий. Важно, чтобы это были действительно базовые объекты курса, а не просто дополнительные или развлекательные элементы.
  2. Выделяются основные виды деятельности учащихся в учебном курсе, по которому проводится занятие. Например, в английском языке такими видами деятельности являются чтение, письмо, говорение, аудирование. Каждый из видов деятельности включает в себя отдельные действия-элементы, которые могут стать основой задания. Выбираются те из них, которые имеют наибольшее отношение к обозначенным образовательным объектам.
  3. Определяется форма возможного образовательного продукта, который будет создан учащимися при выполнении эвристического задания. Например, от учащихся требуется выдвинуть гипотезу, предложить свой способ, найти закономерность, составить таблицу, предложить алгоритм, разработать программу, определить понятие, придумать игру, нарисовать образ. Разумеется, что учащийся будет создавать свой продукт по отношению к одному из образовательных объектов, которые определены п. 1 и с использованием одного из тех видов деятельности, которые обозначены п. 2.
  4. Определяются эвристические методы, с помощью которых предполагается выполнение учеником задания. Иногда эти методы прописываются в задании явным образом, например: «Для решения этой задачи примените метод гиперболизации», но могут быть и в неявном виде. Эвристическое задание может предложить ученикам найти наибольшее количество тех или иных методов решения, например: «Предложите как можно больше способов сложения однозначных чисел с переходом через десяток» или « Придумайте несколько способов определения скорости полета воробья».
  5. Эвристическое задание записывается в общем структурном виде. В формулировке явно указываются: объект задания (закон тяготения, инфляция и др.), предполагаемые виды деятельности ученика (исследование брошенного листа бумаги или роста курса доллара), ожидаемый продукт (закономерность падения листа бумаги или курса доллара) и его форма (предложите формулу взаимозависимости введенных вами величин или экономических факторов).
  6. Текст задания формулируется и шлифуется с учетом его занимательности, увлекательности, доступности для учащихся. Способов формулирования эвристического задания может быть сколь угодно много, например: найдите причину происхождения, разрешите противоречие, «почему так, а не иначе», «исключение вместо правила» «если бы», «пусть невозможное станет возможным», какова закономерность, составьте модель, исследуйте реальность и т. п. «Сухую» формулировку содержательного задания можно предварительно «оживить» сказочным, фантастическим или бытовым сюжетом. Важно, чтобы занимательность или кажущаяся простота задания предполагали возможность проявления способностей ученику с любым уровнем подготовки.
  7. Определяется название задания [1, с.94-95].
Использование эвристических заданий формируют у школьников умение задавать вопросы в процессе учебного познания, наполняет учебный процесс творческой и коммуникативной составляющей (включающий использования ресурсов и технологий сети Интернет), повышает мотивацию детей к учебной деятельности [1, с. 90].
Приведем пример такого задания для русского языка: при изучении твердых-мягких и звонких-глухих согласных, предлагается текст:
И ж…вут в кв…ртире с нами
Два ежа
И два ужа,
Целый день п…ют над нами
Два пр…ятеля-ч…жа.
И про наших двух ежей,
Двух ужей
И двух ч…жей
Знают в нашем нов…м дом…
Все двенадцать этажей.
Задание: Вставьте пропущенные орфограммы. Расскажите о звуках, которые обозначены данными орфограммами. Какие звуки преобладают в этом тексте и почему? Расставьте ударения. Ударные слоги обозначьте знаком  — , а безударные – о. Продолжите запись стихотворение в соответствии со схемой: оо-о-о-о. Укажите строчки стихотворения, создающие рифму. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения. Что нужно сделать для того, чтобы чтение было выразительным?  Школьники выполняют не только традиционные для этого раздела задания, но и творческие [3].
Вопрос ученика — не просто индикатор его познавательной активности. В ученическом вопросе объединены знания (любой вопрос должен опираться на что-ото уже известное ), рефлексия (чтобы задать вопрос необходимо, прежде всего, осознать суть своего внутреннего побуждения к вопросу),творчество (постановка вопроса предполагает усилия по отделению неизвестного от известного и облечение результата этой работы в понятную для собеседника форму) и эмоции ( в вопросе проявляется личностное отношение вопрошающего к предмету его интереса) [1, с. 91].
Таким образом, формирование познавательного интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний посредством эвристических заданий связано с переживанием школьника чувства удовлетворения от своих достижений. Предметом познавательного интереса младших школьников являются новые знания о мире. Поэтому глубоко продуманный, хорошо отобранный учебный материал, который будет новым, неизвестным, поражающим воображение учащихся, заставляющий их удивляться, а также обязательно содержащий новые достижения науки, научные поиски и открытия явится важнейшим звеном формирования интереса к учению.
 
Список использованной литературы:
  1. Король, А.Д. Педагогика диалога: от методологии к методам обучения: монография /А.Д. Король. — Гродно: ГрГУ, 2015. — 195 с.
  2. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.К. Маркова. — М.: Просвещение, 1983. — 96 с.
Запись опубликована в рубрике Теория и методика преподавания языков. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий