Толочко М.Н. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ЭВРИСТИЧЕСКОГО ДИАЛОГА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В МЛАДШИХ КЛАССАХ

Прежде всего отметим, что диалог (от греч. Dialogos – разговор, беседа) – форма речи, которая характеризуется сменой высказываний (реплик) двух или нескольких говорящих и непосредственной связью высказываний с ситуацией. Именно диалог, по мнению А.Д. Короля, является той формой речи, которая наиболее явно и непосредственно актуализирует социальную сущность языка, его коммуникативную функцию [1].
Мы согласны с позицией В.Ф. Беркова, что диалог – это коммуникативный процесс, при котором люди взаимодействуют выраженными в словах смысловыми позициями [2, с. 198]. Ситуация диалога представляет собой идеальные условия для совершенствования у младших школьников умений творчески и самостоятельно работать.
В традиционном учебном диалоге «учитель – ученик»  инициатором выступает учитель, он же и предлагает то количество вопросов, на которые ученику необходимо дать ответ [3] .
Система реализации эвристического обучения на основе диалога предполагает продуктивную деятельность учащегося по созданию им совокупного образовательного продукта. Подобная продуктивная деятельность учащегося как основа его творческой самореализации неэффективна без коммуникативной составляющей: деятельность учащегося по созданию образовательного продукта на каждом ее этапе включает в себя возможность демонстрации образовательных продуктов учащихся, их сравнения, что придает особую значимость системе коммуникаций, основанной на горизонтальных («учащийся-учащийся») и вертикальных («учащийся-учитель») диалогах. Вопрос учащегося и его производные выступают и в качестве средства сравнения образовательных продуктов других учащихся, и в качестве самого продукта эвристической деятельности учащегося [4].
 Методика эвристического диалога в образовательном процессе предполагает отказ от готовых знаний, от их репродукции, основываясь на добыче и поиске информации, которые в условиях научно-технического прогресса, информатизации общества, когда быстрыми темпами увеличивается объем информации, стремительно устаревают знания, предъявляют новые требования к личностному и профессиональному развитию человека.
Урок литературного чтения с использованием метода эвристического диалога включает в себя задание на собственное творчество учащихся. Приведем примеры таких заданий:
  • изобрести свои буквы;
  • отыскать историческую закономерность;
  • сочинить сказку, задачу, поговорку, пословицу, зазывалку, считалку, небылицу, рифму, стихотворение, песню, современные виды текста (интервью, реклама);
  • составить словарь, кроссворд, игру, викторину, сценарий спектакля, свое задание для других учеников;
  • придумать образ – рисуночный, словесный;
  • “оживить” буквы, слова;
  • перевести образ с одного языка на другой: нарисовать словестную картину природы;
  • изготовить газету, журнал, берестяную грамоту;
  • разработать цели своих занятий по всем предметам на день, четверть, год; разработать план домашней, классной или творческой работы;
  • написать самооценку, рецензию, индивидуальную программу занятий по предмету [5, c.145-147].
Урок-диалог – один из способов решения проблемы монологичности существующего образования и одновременно средство эффективного обучения любым способом [6, c. 114]. При проведении урока с использованием метода эвристического диалога важным является постановка целей при изучении темы.  Учителю здесь отведена задача передачи ученикам заранее известного ему материала.  Предоставление учителем возможности для целеполагания ученикам – важнейший этап при планировании урока – диалога.
На уроках-диалогах литературного чтения учитель может предложить детям задать вопросы к теме, цитатам, сюжету произведения. «Запишите в тетрадь пять вопросов, которые у вас возникают при прочтении темы занятия. Какие бы вы дали ответы? Сформулируйте на основе ваших вопросов основные цели изучения темы занятия» [1, c. 116].  Таким образом, постановка целей урока как для учителя, так и для ученика эффективна в виде вопросов, имеющих личностный окрас по отношению к изучаемой теме.
Цикл эвристической образовательной ситуации включает в себя основные технологические элементы эвристического обучения: мотивацию деятельности, ее проблематизацию, целеполагание, личное решение проблемы участниками ситуации, демонстрацию образовательных продуктов, их сопоставление друг с другом, рефлексию результатов [1, c. 117].
Проведение урока-диалога  включает в себя несколько этапов: вступительная речь-объяснение; эвристический диалог по сценарию учителя; знакомство с культурно-историческим аналогом; обобщение продукта; рефлексия.

  1. Начало урока.
Подготовка учеников к проведению уроков с помощью эвристического диалога. Учитель должен объяснить школьникам, как и в какой степени лучше задавать вопросы.
Первый урок по методу эвристического диалога может быть целиком посвящен сути метода, а последующие уроки могут начинаться с небольшой вступительной речи-объяснения.

  1. Начало диалога.
Учитель предлагает каждому учащемуся составить собственные цели при изучении темы занятия в виде вопросов.
Второй этап урока – эвристический диалог по сценарию учителя.
Перед учениками ставится главная проблема, а также приводятся ключевые слова, значение которых ученик должен узнать с помощью своих вопросов.

  1. Знакомство с культурно-историческим аналогом.
На этой стадии учитель дает задания прочесть  соответствующий раздел учебника либо сам рассказывает, что об изучаемых на этом уроке вещах уже известно человеку.

  1. Обобщение продукта.
Завершающая стадия урока: каждый ученик составляет фрагмент диалога, один участник которого стремится доказать, другой – опровергнуть какое-либо утверждение.
В конце урока  учитель подытоживает работу учащихся и выстраивает логическую цепочку вопросов и ответов.

  1. Рефлексия урока.
Образовательная деятельность учащихся заключается в осуществлении им рефлексии собственных действий.
Андрей Дмитриевич Король предлагает следующие примеры типов рефлексивных заданий:
Рефлексия «Классическая»
  1. Каковы были ваши цели перед занятием и насколько их удалось реализовать?
  2. Перечислите трудности, с которыми вы столкнулись.
  3. Каким образом вы преодолели трудности? За счет чего?
  4. Каков главный результат для вас лично?
  5. Чему вы научились лучше всего?
  6. Что вам удалось лучше всего при изучении темы и почему?
  7. Что не получилось и почему?
  8. Опишите динамику ваших чувств и настроений при изучении темы.
Рефлексия «Дневник открытий»
Заполните страничку вашего дневника открытий, который вы начнете вести с сегодняшнего дня. В нем зафиксируйте все ваши открытия, которые вы сделали во время изучения темы.
Рефлексия «Трактат»
Представьте, что у вас есть возможность написать трактат будущим школьникам. В трактате опишите ваши основные достижения и результаты, дайте названия, «советы бывалого»… [1, c. 173 — 175].
Таким образом, использованием метода эвристического диалога на уроках литературного чтения повышает интерес  учащихся к теме занятия по сравнению с обычным объяснением материала, позволяет самостоятельно формулировать цели урока и затем раскрывать их в течение всего занятия. На таких уроках  дети учатся правильно задавать вопросы, уметь их сформулировать, организовать последовательность, логичность задаваемых вопросов, а затем и уметь отвечать на них, что способствует развитию мышления, самостоятельности и творческим способностям ребенка.

Список использованных источников
  1. Король, А. Д. Педагогика диалога: от методологии к методам обучения: моногр./А.Д. Король. – Гродно: ГрГУ, 2015. – 195 с.
  2. Берков, В.Ф. Логика и проблемы обучения / В.Ф. Берков // Логика и риторика. Проблемы преподавания. Методический бюллетень. – Мн.: РИВШ БГУ. 1998.
  3. Амонашвили Ш.А. Культура педагогического общения. М., 1990.
  4. Король А.Д. Зачем и как организовывать коммуникации в учебном процессе? (вопросы реализации эвристического обучения на основе диалога). // Интернет-журнал «Эйдос». – 2009. – 21 октября. http://www.eidos.ru/journal/2009/1021-2.htm. – В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос».
  5. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М.Н. Кожиной – М.: Флинта: Наука, 2003.
  6. Фоминых, М.М. Взгляд на эвристические методы обучения математике как средство личностного развития студентов [Текст] /М.М. Фоминых // Качество классического университетского образования: теория и практика: Тезисы всероссийской научно-практической конференции. – Екатеринбург, ноябрь 2004.
Запись опубликована в рубрике Технологии обучения и воспитания дошкольников и учащихся. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий