Прежде всего отметим, что диалог (от греч. Dialogos – разговор, беседа) – форма речи, которая характеризуется сменой высказываний (реплик) двух или нескольких говорящих и непосредственной связью высказываний с ситуацией. Именно диалог, по мнению А.Д. Короля, является той формой речи, которая наиболее явно и непосредственно актуализирует социальную сущность языка, его коммуникативную функцию [1].
Мы согласны с позицией В.Ф. Беркова, что диалог – это коммуникативный процесс, при котором люди взаимодействуют выраженными в словах смысловыми позициями [2, с. 198]. Ситуация диалога представляет собой идеальные условия для совершенствования у младших школьников умений творчески и самостоятельно работать.
В традиционном учебном диалоге «учитель – ученик» инициатором выступает учитель, он же и предлагает то количество вопросов, на которые ученику необходимо дать ответ [3] .
Система реализации эвристического обучения на основе диалога предполагает продуктивную деятельность учащегося по созданию им совокупного образовательного продукта. Подобная продуктивная деятельность учащегося как основа его творческой самореализации неэффективна без коммуникативной составляющей: деятельность учащегося по созданию образовательного продукта на каждом ее этапе включает в себя возможность демонстрации образовательных продуктов учащихся, их сравнения, что придает особую значимость системе коммуникаций, основанной на горизонтальных («учащийся-учащийся») и вертикальных («учащийся-учитель») диалогах. Вопрос учащегося и его производные выступают и в качестве средства сравнения образовательных продуктов других учащихся, и в качестве самого продукта эвристической деятельности учащегося [4].
Методика эвристического диалога в образовательном процессе предполагает отказ от готовых знаний, от их репродукции, основываясь на добыче и поиске информации, которые в условиях научно-технического прогресса, информатизации общества, когда быстрыми темпами увеличивается объем информации, стремительно устаревают знания, предъявляют новые требования к личностному и профессиональному развитию человека.
Урок литературного чтения с использованием метода эвристического диалога включает в себя задание на собственное творчество учащихся. Приведем примеры таких заданий:
- изобрести свои буквы;
- отыскать историческую закономерность;
- сочинить сказку, задачу, поговорку, пословицу, зазывалку, считалку, небылицу, рифму, стихотворение, песню, современные виды текста (интервью, реклама);
- составить словарь, кроссворд, игру, викторину, сценарий спектакля, свое задание для других учеников;
- придумать образ – рисуночный, словесный;
- “оживить” буквы, слова;
- перевести образ с одного языка на другой: нарисовать словестную картину природы;
- изготовить газету, журнал, берестяную грамоту;
- разработать цели своих занятий по всем предметам на день, четверть, год; разработать план домашней, классной или творческой работы;
- написать самооценку, рецензию, индивидуальную программу занятий по предмету [5, c.145-147].
Урок-диалог – один из способов решения проблемы монологичности существующего образования и одновременно средство эффективного обучения любым способом [6, c. 114]. При проведении урока с использованием метода эвристического диалога важным является постановка целей при изучении темы. Учителю здесь отведена задача передачи ученикам заранее известного ему материала. Предоставление учителем возможности для целеполагания ученикам – важнейший этап при планировании урока – диалога.
На уроках-диалогах литературного чтения учитель может предложить детям задать вопросы к теме, цитатам, сюжету произведения. «Запишите в тетрадь пять вопросов, которые у вас возникают при прочтении темы занятия. Какие бы вы дали ответы? Сформулируйте на основе ваших вопросов основные цели изучения темы занятия» [1, c. 116]. Таким образом, постановка целей урока как для учителя, так и для ученика эффективна в виде вопросов, имеющих личностный окрас по отношению к изучаемой теме.
Цикл эвристической образовательной ситуации включает в себя основные технологические элементы эвристического обучения: мотивацию деятельности, ее проблематизацию, целеполагание, личное решение проблемы участниками ситуации, демонстрацию образовательных продуктов, их сопоставление друг с другом, рефлексию результатов [1, c. 117].
Проведение урока-диалога включает в себя несколько этапов: вступительная речь-объяснение; эвристический диалог по сценарию учителя; знакомство с культурно-историческим аналогом; обобщение продукта; рефлексия.
- Начало урока.
Подготовка учеников к проведению уроков с помощью эвристического диалога. Учитель должен объяснить школьникам, как и в какой степени лучше задавать вопросы.
Первый урок по методу эвристического диалога может быть целиком посвящен сути метода, а последующие уроки могут начинаться с небольшой вступительной речи-объяснения.
- Начало диалога.
Учитель предлагает каждому учащемуся составить собственные цели при изучении темы занятия в виде вопросов.
Второй этап урока – эвристический диалог по сценарию учителя.
Перед учениками ставится главная проблема, а также приводятся ключевые слова, значение которых ученик должен узнать с помощью своих вопросов.
- Знакомство с культурно-историческим аналогом.
На этой стадии учитель дает задания прочесть соответствующий раздел учебника либо сам рассказывает, что об изучаемых на этом уроке вещах уже известно человеку.
- Обобщение продукта.
Завершающая стадия урока: каждый ученик составляет фрагмент диалога, один участник которого стремится доказать, другой – опровергнуть какое-либо утверждение.
В конце урока учитель подытоживает работу учащихся и выстраивает логическую цепочку вопросов и ответов.
- Рефлексия урока.
Образовательная деятельность учащихся заключается в осуществлении им рефлексии собственных действий.
Андрей Дмитриевич Король предлагает следующие примеры типов рефлексивных заданий:
Рефлексия «Классическая»
- Каковы были ваши цели перед занятием и насколько их удалось реализовать?
- Перечислите трудности, с которыми вы столкнулись.
- Каким образом вы преодолели трудности? За счет чего?
- Каков главный результат для вас лично?
- Чему вы научились лучше всего?
- Что вам удалось лучше всего при изучении темы и почему?
- Что не получилось и почему?
- Опишите динамику ваших чувств и настроений при изучении темы.
Рефлексия «Дневник открытий»
Заполните страничку вашего дневника открытий, который вы начнете вести с сегодняшнего дня. В нем зафиксируйте все ваши открытия, которые вы сделали во время изучения темы.
Рефлексия «Трактат»
Представьте, что у вас есть возможность написать трактат будущим школьникам. В трактате опишите ваши основные достижения и результаты, дайте названия, «советы бывалого»… [1, c. 173 — 175].
Таким образом, использованием метода эвристического диалога на уроках литературного чтения повышает интерес учащихся к теме занятия по сравнению с обычным объяснением материала, позволяет самостоятельно формулировать цели урока и затем раскрывать их в течение всего занятия. На таких уроках дети учатся правильно задавать вопросы, уметь их сформулировать, организовать последовательность, логичность задаваемых вопросов, а затем и уметь отвечать на них, что способствует развитию мышления, самостоятельности и творческим способностям ребенка.
Список использованных источников
-
Король, А. Д. Педагогика диалога: от методологии к методам обучения: моногр./А.Д. Король. – Гродно: ГрГУ, 2015. – 195 с.
-
Берков, В.Ф. Логика и проблемы обучения / В.Ф. Берков // Логика и риторика. Проблемы преподавания. Методический бюллетень. – Мн.: РИВШ БГУ. 1998.
-
Амонашвили Ш.А. Культура педагогического общения. М., 1990.
-
Король А.Д. Зачем и как организовывать коммуникации в учебном процессе? (вопросы реализации эвристического обучения на основе диалога). // Интернет-журнал «Эйдос». – 2009. – 21 октября. http://www.eidos.ru/journal/2009/1021-2.htm. – В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос».
-
Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М.Н. Кожиной – М.: Флинта: Наука, 2003.
-
Фоминых, М.М. Взгляд на эвристические методы обучения математике как средство личностного развития студентов [Текст] /М.М. Фоминых // Качество классического университетского образования: теория и практика: Тезисы всероссийской научно-практической конференции. – Екатеринбург, ноябрь 2004.