Шимук М.П. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В настоящее время  роль информационных технологий чрезвычайно важна, они занимают сегодня центральное место в процессе интеллектуализации общества, развития его системы образования и культуры. Их широкое использование в самых различных сферах деятельности человека диктует целесообразность наискорейшего ознакомления с ними, начиная с ранних этапов обучения и познания. Система образования и наука являются одним из объектов процесса информатизации общества.
Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. Эффективное владение новыми информационными технологиями помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях. Информационный ресурс становится одним из важнейших, определяющих показателей развития общества.
Под информационной технологией, в одних случаях, понимают способ и средства сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте, в других – совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами [1, с 37].  По Г. К. Селевко, информационная технология обучения – это педагогическая технология, применяющая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио и видеотехнику, компьютеры) для работы с информацией.
Компьютеризация проникла практически во все сферы жизни и деятельности современного человека. Причина тому — повышение роли информации, превращение её в одну из важнейших движущих сил всей производственной и общественной жизни. Стремительный скачок в развитии собственно компьютеров и прочих технических устройств сделал эту технику достаточно доступной. Поэтому внедрение компьютерных технологий в образование – логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом. Кроме того, компьютерные материалы, в силу их высокой специфичности, вызвали к жизни огромное количество разнообразнейших методических новаций.
Вхождение детей в мир знаний начинается в дошкольном возрасте. Использование информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении – это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике [1, с 124].
Следует отметить, что дошкольные учреждения применять новации, как правило, не спешат или не могут в силу отсутствия необходимых средств. Различного рода исследования показали, что компьютер может служить мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии дошкольников. Однако,  несмотря на то, что большинство людей имеют дома компьютер, мало кто использует его потенциал для развития и обучения детей. Так, по результатам анкетирования родителей оказалось, что около 70 % семей имеют дома компьютер, однако в лучшем случае он используется ребёнком для просмотра мультфильмов и игр. Мы видим, что компьютер уже давно вошёл в нашу жизнь, но ни в дошкольном учреждении, ни в семье не используется даже малая часть его возможностей для развития детей дошкольного возраста. Помочь преодолеть интеллектуальную пассивность, нежелание ребёнка искать и получать новые знания, на наш взгляд, может использование информационно-коммуникативных технологий,в том числе за счёт увеличения потенциала восприятия, приобретения познавательной нагрузки, развития воображения и эмоций.
Компьютерные технологии обучения – это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления, которого является компьютер. «Мультимедиа» – это компьютерные интерактивные интегрированные системы, обеспечивающие работу с анимированной компьютерной графикой и текстом, речью и высококачественным звуком, неподвижными изображениями и движущимся видео.
По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников мультимедийный способ подачи информации обладает рядом преимуществ.
  • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей интерес к деятельности с ним;
  • компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, которые пока не умеют читать и писать. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребёнка;
  • это отличное средство поддержания задач обучения и развития.
  • компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полёт ракеты или спутника и другие неожиданности, необычные эффекты).
Новизна компьютера и интерактивного оборудования отражаются в расширении и обогащении содержания знаний, умений и навыков ребёнка, в интенсификации образования структурных комплексов интеллектуального и мотивационно-эмоционального характера, в изменениях динамики процесса психического развития. В психологических исследованиях отмечается, что компьютерные технологии влияют на формирование теоретического, творческого и рефлексивного мышления обучаемых [2, с 69].  Исследования также показали, что у детей, знакомых с компьютером, уровень их интеллектуально-творческого развития существенно выше, чем у их сверстников, не общавшихся с этой техникой.
Выделяют следующие дидактические принципы применения компьютерных технологий [3, с 5]:
♦ принцип научности определяет содержание, требует включения в него не только традиционных знаний, но и фундаментальных положений науки;
♦ принцип систематичности и последовательности связан как с организацией учебного материала, так и с системой действий обучаемого по его усвоению: восприятием информации с экрана, разъяснениями воспитателя, самостоятельной работой;
♦ принцип поэтапного преодоления трудностей предусматривает переход от всеобщей доступности задания для определённой возрастной группы в принцип индивидуальной доступности;
♦ принцип прочности закрепляет усвоение знаний и развитие познавательных способностей дошкольников;
♦ принцип преемственности предусматривает сохранение связи стадий обучения – различных по содержанию и способам осуществления;
♦ принцип наглядности называется также принципом интерактивной наглядности. С представленными в компьютерной форме объектами можно осуществить разные действия, изучить не только их статичное изображение, но и динамику развития в различных условиях, вычленить главные закономерности исследуемого предмета, явления или рассмотреть их вдеталях. Процессы, моделируемые компьютером, могут быть разнообразными по форме и содержанию, демонстрировать физические, социальные, исторические, экологические и другие явления действительности;
♦ принцип мультимедийности предполагает способность транслировать аудиовизуальную информацию в любой форме (текст, графика, анимация и др.), реализовывать интерактивный диалог ребёнка с компьютером;
♦ принцип когнитивности коммуникации заключается в организации диалога между компьютером и ребёнком. Неслучайно компьютерные обучающие системы называют интерактивными (диалоговыми). Диалог человека и ПС имеет свои особенности, его можно определить как обмен информацией между вычислительной системой и пользователем, проводимый с помощью интерактивного терминала по определённым правилам;
♦ принцип активизации познавательной деятельности детей позволяет включить в организационную схему занятия компьютерные технологии для расширения кругозора, интеллектуальному обогащению;
♦ принцип межпредметных связей способствует целостному восприятию системы знаний, формированию логического мышления. Объём учебного материала успешно может быть освоен воспитанниками больше с помощью логики мышления, чем памяти, сознательно, творчески, обобщённо, а не механически и фрагментарно. Усвоение знаний требует использования сведений из других разделов программы, базируется на системе понятий.
Таким образом,можно сделать следующие выводы:
Во-первых, информационные технологии используются для преодоления интеллектуальной пассивности, для разнообразия интеллектуальных впечатлений, интересов детей и их роль чрезвычайно важна и актуальна сегодня. Во-вторых, информационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека.  Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.

Список использованных источников
  1. Горвиц, Ю.М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании / Ю.М. Говиц. – М., 1998. – 154 с.
  2. Леонтьев, А.Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец. – Минск, 2007. – 144 с.
  3. Новоселова, С. Л. Проблемы информатизации дошкольного образования / С.Л. Новоселова // Информатика и образование. – – № 2.
Запись опубликована в рубрике Технологии обучения и воспитания дошкольников и учащихся. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий