Развитие коммуникативных навыков стало актуальной проблемой в развитии старших дошкольников. Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультфильмов или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.
Формирование коммуникативности – важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Детям дошкольного возраста нужно понимать, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, отдавать себе отчет в том, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника.
Коммуникативные способности – это способность к общению, которые необходимо развивать с раннего возраста. Коммуникативную компетентность в дошкольном возрасте можно рассматривать как:
- совокупность умений, определяющих желание субъекта вступать в контакт с окружающими;
- умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника,эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию;
- умение решать конфликтные ситуации;
- умение пользоваться речью;
- знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими [1].
Перечисленные критерии могут развиваться у дошкольников при наличии совместной деятельности.
От того, как организованно общение детей зависит результат обучения, которое зачастую требует постоянного взаимодействия детей с взрослыми. В свою очередь ход и успешность обучения постоянно и неотвратимо воздействует на коммуникативно-речевую активность и многие характеристики коммуникативной деятельности детей. Стало очевидно, что нельзя обучать речи, не учитывая воспитательные возможности общения [2]. Важным условием успешного формирования культуры речевого общения и поведения дошкольников является соответствующая воспитанность их эмоциональной сферы, которая проявляется в том, умеет ли ребёнок сопереживать другим людям, чувствовать чужую боль или радость; находить общий язык и взаимодействовать с окружающими; добиваться успеха, сообразуя свои интересы с интересами и потребностями других.
Необходимо постоянно побуждать у детей подлинный интерес к окружающим их людям, их потребностям, обучать совместному поиску взаимовыгодных решений в конфликтных ситуациях, поддерживать стремление всё время оставаться в контакте, извлекая опыт из неудачного общения. Все эти навыки и позволяют ребёнку управлять своим эмоциональным состоянием, что является условием дружественного и плодотворного общения с окружающими [3].
Установлению доброжелательных отношений способствует умение детей общаться, приветливо разговаривать друг с другом. Определяющее влияние на детей оказывает пример общения взрослых. Необходимо использовать естественно возникающие ситуации, связанные с приходом в группу заведующей, медсестры и их общением с воспитателем, няней. Полезно обратить внимание детей на то, как приветливо, по-доброму разговаривают взрослые друг с другом, побуждать их так же общаться между собой.
Как известно, ведущий вид деятельность дошкольников – это игра, в частности сюжетно ролевая.В игре находят выражение основные потребности ребенка-дошкольника. Прежде всего, как уже говорилось выше, ребенку свойственно стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. В игре ребенок берет на себя роль, стремясь подражать тем взрослым, образы которых сохранились в его опыте. Играя, ребенок действует самостоятельно, свободно выражая свои желания, представления, чувства. Сюжетно-ролевая игра, требует от детей умения договариваться о ролях, подготавливать условия для игры, общаться соответствующим образом, соблюдать правила, согласовывать свои действия с действиями других участников.
Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных нравственных качеств личности старшего дошкольного возраста. В процессе сюжетно-ролевых игр создаются условия для дальнейшего упрочнения нравственных представлений, чувств, качеств детей. Совместная игровая деятельность стимулирует развитие организованности и ответственности каждого ребенка: нужно выбрать место для игры, сделать атрибуты, правильно распределить роли. В игре закрепляется умение вести себя так, как это принято: подать стул вошедшему, поблагодарить за услугу и т.д. [4].
В игре, созданной под руководством воспитателя, создается новая жизненная ситуация, в которой ребенок стремится полнее реализовать формирующуюся с возрастом потребность в общении с другими детьми, раскрыть себя. Постепенно в результате воспитательного воздействия у детей формируется умение распределять роли и обязанности с учетом интересов и желаний каждого из участников, решать конфликтные ситуации.
Одна из любимых детских игр – игра в «магазин». Детям нравится чувствовать себя продавцом, обслуживать покупателей. Сюжетно-ролевая игра «Магазин» подразумевает участие нескольких игроков, обучающий и познавательный характер. Наличие у ребёнка необходимых для аксессуаров: товары, денежные знаки, «монеты» и «купюры», а также касса – отличное дополнение для игры! Реализм – отличительная черта игры в подобный супермаркет. Таким образом, сюжетно-ролевая игра «Супермаркет» носит важный обучающий характер, позволяя детям лучше понять современные финансово-денежные отношения, научиться расплачиваться в магазине и получить «опыт» работы продавцом. Но самое главное, что деть могут научиться вступать в контакт с окружающими, пользоваться речью, с уважением обращаться друг к другу, разговаривать вежливо, благодарить за помощь и закреплять навыки поведения в общественных местах. Сюда также можно отнести следующие игры: «Магазин», «Больница», «Почта», «Кафе», «Библиотека» и многие другие.
Участие педагога в сюжетно-ролевых играх детей не может ограничиться организацией обстановки, подбором игрового материала. Он должен проявлять интерес к самому процессу игры, способствовать развитию коммуникативных навыков, разговаривать с ними по существу их игр, влиять на обогащение их языка.
В игровом коллективе, длительное время увлеченном интересной деятельностью, устанавливаются свои законы: «все делить поровну, а не хватает — сделать», «если товарищ не справляется с заданием, окажи помощь» и т.д . Дети на практике видят нормы коллективной жизни: уступать, делиться, сдерживать себя, проявлять чуткость. Дети своими силами воздействуют на поведение своих товарищей, нарушающих дисциплину. Это еще раз подчеркивает тот факт, что игра способствует развитию дошкольников, в том числе и развитию у них коммуникативных навыков.
Таким образом, сюжетно-ролевая игра является для дошкольников своеобразным средством развития реальных взаимоотношений, формирования навыков общения, коммуникативных умений со сверстниками и взрослыми.
Список использованных источников
-
Стародубова, Н.А.Теория и методика развития речи дошкольников / Н.А.Стародубова. – М., 2006.
-
Селиванов, С. Основы общей педагогии / С. Селиванов. – М., 2006.
-
Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М., 1999.
-
Формирование речи у дошкольников в сюжетно-ролевой игре [Электронный ресурс.]. – Режим доступа: http://www.vevivi.ru/best/Formirovanie-rechi-u-doshkolnikov-v-syuzhetnorolevoi-igre-ref154111.html – Дата доступа 15.03.2016 г.