Курченя Е.Ю. ФУНКЦИИ ТЕСТИРОВАНИЯ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РЕЧЕВОМУ ЭТИКЕТУ

Ребенок с раннего возраста начинает подсознательно овладевать навыками общения, совершенствуя их на протяжении всей жизни. Но, как правило, делает он это интуитивно. Без целенаправленной работы в этом направлении мастерство речи приходит к человеку стихийно, бессистемно и, главное, не к каждому, в то время как свободное владение речью дает людям свободу в самовыражении, облегчает понимание собеседника, способствует общению, создает психологический комфорт, делает их успешными.
Целью занятий по речевому этикету является развитие у учащихся коммуникативных умений и навыков использования формул речевого этикета в различных ситуациях общения.
Соответственно, реализуемые задачи:
  • научить правильному речевому поведению в различных речевых ситуациях;
  • формировать уважительное и тактичное отношение к личности другого человека;
  • способствовать успешному взаимодействию учащихся со сверстниками и взрослыми;
  • сформировать устойчивый интерес ребенка к наблюдениям за собственной речью;
  • сформировать устойчивую положительную самооценку ребенка[1, с. 2].
Остаётся вопрос: при помощи каких средств мы достигнем поставленных целей и задач?
В основе обучения лежит ролевой принцип, в условиях которого собеседники должны осознавать свои ролевые позиции. Поскольку возрастным особенностям учащихся начальной школы соответствует игровой принцип обучения, то среди основных форм работы: ролевые игры, рисование, конкурсы, викторины. Кроме того, используются такие методы и приемы работы, как тесты, беседы, анализ художественного произведения, раскрытие этимологии формул речевого этикета; обсуждение речевой ситуации, составление собственных высказываний с использованием формул речевого этикета, выявление различий в употреблении синонимичных формул речевого этикета, работа над проблемной ситуацией.
На занятиях по речевому этикету, по нашему мнению, должен осуществляться диалог «учитель – учащийся», «учащийся – учащийся». В роли собеседника может выступать любимая игрушка, мультипликационный герой и даже вымышленный персонаж. В гости к ребятам могут прийти сказочные герои: Чебурашка, Буратино, Незнайка, Винни-Пух, Пятачок и др. Они часто просят помощи, совета у ребят. Как помочь, например, Винни-Пуху разгадать ребус, загадку и многое другое.
Одной их форм контроля, позволяющей оперативно и эффективно проверить результаты обучения речевому этикету, является тестирование.
Педагогическое тестирование – это форма контроля знаний обучающихся, основанная на применении педагогических тестов. Включает в себя подготовку качественных тестов, проведения тестирования и последующую обработку результатов, которая дает оценку обученности тестируемых.
Основные взаимосвязанные функции тестирования:
  1. Диагностическая функция – выявление уровня знаний, умений и навыков обучающегося.
  2. Обучающая функция – мотивирование обучающегося к активизации работы по усвоению учебного материала.
  3. Образовательная функция – закрепление и систематизация знаний, практических умений и навыков, в повышении их качества.
  4. Воспитательная функция – формирование положительных мотивов учения, способов самостоятельной познавательной деятельности, в выработке умений постановки и достижения целей; умении самоконтроля и самооценки, следствием которых является становление адекватной самооценки.
  5. Развивающая функция – развитие сенсорной сферы, памяти, мышления, воображения, речи, творческих способностей, эмоциональной сферы и качеств личности: трудолюбие, умение слушать другого, исполнительность и обязательность, самостоятельность, активность, аккуратность и т. д.
  6. Визуализация тестирования – словесное описание результатов тестирования [2].
Использование тестов на занятиях по речевому этикету позволяет организовать обратную связь в системе «учитель – ученик», обеспечивает объективность оценки, быстроту контроля знаний и широкий охват материала.
Тестирование может проводится на разных этапах занятия: проведение вводного тестирования (получение сведений об исходном уровне знаний учащихся), текущее тестирование (ликвидация пробелов и коррекции умений и знаний), итоговый тест (систематизация, обобщение учебного материала, проверка сформированности знаний иумений).
Для определения исходного уровня знаний в области речевого этикета у младших школьников нами был разработан тест в картинках, в котором сказочные герои попадали в различные речеэтикетные ситуации и не могли справиться с ними самостоятельно.
Тест состоит из 20 вопросов. Обычно называют более десяти важнейших этикетных позиций (ситуаций), отчетливо различающихся и имеющих свой этикетный словарь, который характеризуется разнообразием вариантов: обращение и привлечение внимания, знакомство, приветствие, прощание, извинение, благодарность, поздравление, пожелание, комплимент, сочувствие, приглашение, просьба, согласие, отказ.
По содержанию вопросы были направлены на выявление владения нормами речевого этикета как в общении со взрослыми (знакомыми и незнакомыми) людьми, так и со сверстниками. В тесте уделяется внимание каждой ситуации.
В нашем тесте учащимся предлагается несколько вариантов ответа, но правильным является только один из них. В условиях спонтанного общения от коммуникантов требуется «автоматизм» в выборе и употреблении «вежливых слов». При выполнении теста на занятии у учащихся есть время на обдумывание ответа. Этикет речи усваивается как в практической речевой деятельности, так и в процессе специального, целенаправленного обучения или самообучения.
Тест был апробирован на базе Инновационного образовательного центра педагогического факультета Гродненского государственного университета имени Янки Купалы.
Диагностика результатов теста позволяет выстроить учебную траекторию для каждого учащегося индивидуально. По результатам тестирования у учащихся был выявлен средний уровень владения нормами речевого этикета.
Наибольшее количество ошибок было допущено при ответе на вопросы о речевом этикете в ситуациях знакомства со сверстниками и с людьми старшего возраста, извинения и комплимента. В соответствии с этим нами разработан комплекс методических материалов по обучению речевому этикету в данной ситуации, включающий:
1) серию уроков классного часа по темам: «Волшебные слова», «Здравствуйте», «Правила этикета», «Извините» и т.п.;
2) фрагменты уроков литературного чтения.
При разработке уроков классного часа мы использовали следующие приемы и методы: беседа, анализ художественных произведений, составление и разыгрывание диалогов.
При обучении младших школьников формулам речевого этикета, характерным для той или иной речевой ситуации, могут быть предложены следующие методические приемы: введение понятия «уровень общения»; работа со словарем; запись определений понятий; подготовка сообщений учащимися; игровые приемы; анализ художественного произведения; моделирование речевой ситуации; распределение формул речевого этикета по уровням общения; инсценировка заданных речевых ситуаций; раскрытие этимологии формул речевого этикета; обсуждение речевой ситуации; составление собственных высказываний с использованием формул речевого этикета; выявление различий в употреблении синонимичных формул речевого этикета; работа над проблемной ситуацией. Набор методических приемов обучения речевому этикету универсален для рассмотрения любой речевой ситуации, выбор того или иного приема зависит от возраста, интересов, уровня знаний и умений учащихся.
Степень усвоения учащимися формул речевого этикета зависит от многих факторов, среди которых можно выделить: особенности семейного воспитания, характер и темперамент, половую принадлежность ребенка.
Таким образом, теоретические знания не гарантируют правильного речевого поведения в той или иной практической ситуации. В связи с этим следует уделять больше внимания расширению теоретической базы и формированию практических навыков младших школьников в области речевого этикета.

Список использованных источников
  1. Пустошило, Е. П. Речевой этикет для успешных: учеб. программа / Е.П.Пустошило. – Гродно: ГрГУ им. Я. Купалы, 2015. – С. 3-5.
  2. Тестирование как средство организации контроля формирования УУД младших школьников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: \http://profesiniciative.ru/index.php/shm1/289-muhina-lp110415.  – Дата доступа : 24.03.2016.
Запись опубликована в рубрике Технологии обучения и воспитания дошкольников и учащихся. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий