Коженевская В.С. НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Дошкольный возраст является важным периодом психического развития ребенка. Это обусловлено необходимостью подготовки к предстоящему обучению в школе. Одним из существенных компонентов подготовки ребенка к школе является формирование тонко координированных движений пальцев руки, зрительно-моторной координации, а также развитие и совершенствование пространственного восприятия и формирование умений ориентироваться в расположении элементов на плоскости (листе). Кроме этого развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением, поэтому уровень развития мелкой моторики является одним из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.
Для успешного овладения учебными предметами при поступлении в школу у ребенка формируются умения: проводить горизонтальные и вертикальные линии без линейки, не выходить за линии для хорошего овладения письмом; рисовать геометрические фигуры, соотносить их с формой предметов для дальнейшего овладения математическими науками; аккуратно штриховать карандашом, закрашивать, оставаясь в пределах контура предметов [1].
Дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи характеризуются недостаточной сформированностью показателей зрительно-моторной координации. У них отмечаются: неточная координация и общая недостаточность движений; несформированность умений ограничивать свои движения пределами строки, чертить ровные линии; трудности  в правильном держании карандаша или ручки; трудности в осуществлении зрительного контроля за выполняемыми рукой действиями.
Для профилактики возникновения трудностей при овладении учебными предметами с детьми с общим недоразвитием речи осуществляется коррекционная работа по формированию зрительно-моторной координации. Для обеспечения эффективности данной работы проводится диагностика, направленная на выявление сформированных умений выполнять точные движения под контролем зрения, а также тех трудностей, которые испытывают дети в процессе практической деятельности.
Цель данной статьи: охарактеризовать направления коррекционно-развивающей работы по формированию зрительно-моторной координации у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Для достижения поставленной цели нами было проведено исследование на базе специального дошкольного учреждения г. Гродно. В исследовании приняли участие 11 детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи. Выявление сформированности зрительно-моторной координации осуществлялось с использованием диагностических заданий: «Обводка и нахождение фигур», «Нахождение сходных образцов», «Соединение линий по точкам» и «Дорисовывание недостающих линий».
Проведенный анализ результатов показал, что 30% детей имеют средний уровень развития зрительно‐моторной координации, а 70% – низкий. У большинства детей с общим недоразвитием речи имеются трудности обведения по контуру геометрических фигур, неспособность провести прямую линию (вертикальную, горизонтальную), неровные штрихи, различная высота и протяжённость графических элементов, трудности копирования цифр, геометрических фигур. У многих детей наблюдается неадекватная степень давления на карандаш: очень слабые, почти невидимые линии или с очень сильным нажимом, рвущим бумагу, многократными проведениями по одному и тому же месту. При выполнении всех диагностических заданий отмечаются быстрая утомляемость и потеря интереса.
На основе полученных результатов были выделены основные трудности, которые испытывают дети с общим недоразвитием речи при выполнении заданий с опорой на зрительно-моторную координацию:
  • непродолжительность интереса к заданию;
  • трудности копирования цифр и геометрических фигур;
  • трудности проведения линий по заданным параметрам и в ограниченной плоскости;
  • быстрая утомляемость;
  • несформированность умений оценить правильность выполнения задания, трудности опоры при оценке результата на первоначальные условия.
Наличие перечисленных трудностей создаст основу для снижения успеваемости детей с общим недоразвитием речи при последующем обучении в школе. Постоянная ситуация неуспеха приведет к формированию негативного эмоционального состояния и снижению положительной мотивации учебной деятельности.
В основе перечисленных характеристик зрительно-моторной координации, на наш взгляд, находятся следующие показатели развития детей с общим недоразвитием речи:
  • несформированность зрительного восприятия;
  • недостаточная координированность мелкой моторики рук;
  • непроизвольность и повышенная истощаемость внимания;
  • мышечная напряжённость или снижение мышечного тонуса;
  • несформированность пространственных представлений.
Выделенные показатели и проявляющиеся на их основе трудности зрительно-моторной координации позволили выделить направления коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
  1. Формирование зрительного восприятия. Задачами данного направления являются: формирование целостного восприятия, умений различать форму предметов, узнавать предметы по контуру. Детям могут быть предложены следующие виды заданий: разделить изображения предметов на группы в зависимости от формы; разделить геометрические фигуры на группы в зависимости от формы и величины; сложить картинку, разрезанную на несколько частей; узнать предмет, изображенный по контуру пунктирными линиями; узнать контурные изображения предметов, наложенные друг на друга; узнать предметы и цифры, предъявленные в перевернутом виде. Применение данных заданий сформирует у ребенка умение всматриваться, узнавать предлагаемые изображения, прослеживать контур изображенных предметов, что в дальнейшем обеспечит возможность удерживать взгляд на предлагаемом изображении при выполнении предлагаемых заданий.
  2. Формирование произвольного внимания. Задачами данного направления являются: умение подчинять свое внимание требованиям воспитателя, принятие постепенно усложняющихся инструкций, удержание инструкции на протяжении выполнения всего задания, развитие навыков самоконтроля. Детям могут быть предложены следующие виды заданий: находить отличия по предметных и сюжетных картинкам; графические диктанты; прослеживание перепутанных линий; нахождение закономерности расположения фигур; нахождение замаскированных изображений. Применение данных заданий сформирует у ребенка умение концентрировать своё внимание на определённой инструкции, переключать его при изменении инструкции.
  3. Развитие мелкой моторики рук. Задачами данного направления являются: развитие точности и координации движений, ритмичности и гибкости рук, тактильной чувствительности рук детей. Детям могут быть предложены следующие виды заданий: пальчиковая гимнастика; игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками; лепка из пластилина, глины и соленого теста; шнуровки; рисование, раскрашивание; песочная терапия. Применение данных заданий повысит тонус коры головного мозга, подвижность пальцев, возможность переключения с одной позиции на другую, нормализирует мышечный тонус, сформирует элементарные графические умения.
  4. Формирование пространственных представлений. Задачами данного направления являются: развитие умения ориентироваться в схеме собственного тела, формирование представлений о расположении предмета по отношению к схеме собственного тела, обучение умению ориентироваться в пространстве и на плоскости, ориентироваться по основным пространственным направлениям. Детям могут быть предложены следующие виды игр: «Что где находится?»; «Что стоит внизу, наверху?»; «Назови соседей»; «Лабиринт»; «Геометрический диктант»; «Что где стоит?»; «Расставь правильно!»; «Собери узор из кубиков». Применение данных заданий поможет правильно ориентироваться в собственном теле, научит переносить пространственные отношения между предметами с объема на плоскостное изображение, закрепит умение ориентироваться в направлениях пространства, на листе бумаги.
  5. Формирование умения выполнять движения под контролем зрения. Задачами данного направления являются: развитие навыка прослеживания глазами за действием руки, развитие умения удерживать в поле зрения зрительный стимул при выполнении зрительной задачи, формирование координации зрительно-двигательных функций, формирование зрительно-пространственного восприятия. Детям могут быть предложены следующие виды заданий: срисовывание графических образцов; конструирование и работа с мозаикой; обведение рисунков по контуру и соединение по точкам; продолжение рисунков (по клеточкам); дорисовывание картинок; штриховка; закрашивание изображенных предметов; закрашивание части изображенного предмета; обведение только заданной части изображенного объекта; вписывание нужного символа в заданную фигуру. Применение данных заданий поможет формировать умение точно воспроизводить графические образцы, овладеть точными движениями, необходимыми в различных видах учебной и трудовой деятельности, закрепить и автоматизировать графические навыки.
Под влиянием целенаправленного обучения и воспитания с использованием предложенных средств развивается и совершенствуется зрительно-двигательная и моторная координация. Ребёнок овладевает сложными, тонко дифференцированными движениями, у него вырабатываются навыки пользования такими инструментами, как, карандаш, кисть, ножницы. Только сформировав зрительно-моторную координацию, можно переходить к следующему, более сложному направлению – формированию навыков написания элементов письма.

Список использованных источников
  1. Аксенова М. В. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушениями речи / М. В. Аксенова // Дошкольное воспитание. – 1990. – № 8. – С. 62–65.
Запись опубликована в рубрике Специфика коррекционной работы в УО. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий