Маркевич Н.Н. СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

Игра — один из тех видов детской деятельности, которая используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Умение играть не возникает путем автоматического переноса в игру усвоенного в повседневной жизни.  Нужно и очень важно приобщать детей к игре. И от того,  какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению [1, c. 150].
Игра имеет огромное значение для развития всех психических функций и личности ребёнка, а также даёт основание считать, что именно эта деятельность является в дошкольном возрасте ведущей.
Проблема развития речевого общения у детей с интеллектуальной недостаточностью не имеет многопланового освещения в психолого-педагогических исследованиях. Специальная психология и педагогика имеют лишь незначительное количество конкретных психолого-педагогических исследований, посвященных вопросам выявления особенностей развития и формирования коммуникативной деятельности детей с различными формами интеллектуального недоразвития.
Одним из средств формирования речевого общения у данной категории детей является игровая деятельность. В игровой деятельности создаются условия для развития потребности в общении, умений взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, организовывать совместные игры [2, c. 76-80].
Психолого-педагогический аспект развития речи опирается на положение Л.С. Выготского. Он говорит о том, что развитие речи тесно связано с развитием мышления и сознания. Рассматривая проблему формирования понятий, Л.С. Выготский считал, что накопление ассоциаций и групп представлений не приводит к их образованию, «понятие невозможно без слов, мышление в понятиях невозможно вне речевого мышления».
Речь имеет полифункциональный характер, ей присущие следующие функции: 1) коммуникативная функция; 2) функция познания; 3) регулирующая функция.
Коммуникативная функция — главная функция или функция общения между людьми. Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств.
Благодаря функции познания, усваивая новые слова, ребенок расширяет свое представление об окружающем мире, о предметах и явлениях действительности и их отношениях.
Регулирующая функция. Речь является средством мышления, носителем памяти, информации, носителем сознания. Слово имеет предметную отнесенность и значение – является носителем общения. Речь является средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения [3, c. 512].
Таким образом, в речи человека можно выделить различные функции.
Они включены в единство, внутри которого они друг друга определяют и опосредуют. Так, речь выполняет свою функцию сообщения на основе ее смысловой, семантической, обозначающей функции. Но не в меньшей, а в еще большей степени и обратно — семантическая функция обозначения формируется на основе коммуникативной функции речи.
Для развития речи дошкольников используются игровые приемы. Они могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий. Игровые приемы отвечают возрастным особенностям детей и поэтому занимают важное место на занятиях.
Приём  активного соучастия и сотворчества педагога и ребёнка. Используя прием действенного соучастия, педагог рассчитывает на активное вхождение детей в развёртывающееся перед их глазами действие. Детям предлагают позвать: например — петушка, напоить цыплят, посадить на веточки птичек. Приём действенного соучастия помогает ребёнку стать как бы соучастником событий, о которых идёт речь.
Приём динамического акцента на фрагментах текста. Например, говоря о петушке — «масляно головушка», приводим в движение именно эту часть игрушки; при чтении строки «Что ты рано встаёшь, голосисто поёшь?» приводим игрушку в движение (петушок как бы встрепенулся) и «подаем голос» (петушок кукарекает, поёт). Это приём помогает понять смысл прочитанной строчки [5, c. 235].
Для развития речи детей с интеллектуальной недостаточностью можно использовать разнообразные дидактические игры с целью активизировать речь детей.
Так, например, дидактическая игра «Птички», помогает упражнять детей в умении согласовывать слова и действия, активизировать речь детей. Взрослый обращается к детям: «Послушайте новое стихотворение про птичек:
Летели две птички,
Собой невелички.
Как они летели,
Все люди глядели.
Как они садились,
Все люди дивились.
Кто хочет быть птичками? (Желающим взрослый  надевает шапочки птичек.) Мы все сядем на стульчики в сторонку и будем смотреть, как птички полетят, а потом сядут, посидят рядышком и полетят назад». Дети и взрослый  произносят слова потешки, а птички выполняют соответствующие действия. Затем они выбирают новых птичек, и игра повторяется. Игру можно повторить несколько раз [7, c. 179].
Дидактическая игра «Курочка-рябушка», развивает у детей речевую активность, отрабатывать с ними вопросительную интонацию. Взрослый показывает картинку с изображением рябенькой курочки и объясняет, почему ее называют «рябушкой», затем предлагает детям поиграть. Считалкой выбирают курочку. Взрослый надевает ей шапочку, ставит перед детьми и начинает задавать вопросы. Курочка отвечает на них по подсказке взрослого:
— Курочка-рябушка, куда ты пошла?
— На речку.
— Курочка-рябушка, зачем ты пошла?
—За водичкой.
— Курочка-рябушка, зачем тебе водичка?
— Цыпляток поить.
— Курочка-рябушка, как цыплятки просят пить?
— Пи-пи-пи-пи!
(Это произносят все дети.)
При повторном проведении игры взрослый предлагает детям: «Давайте все вместе спросим у курочки, куда она пошла?» Дети вместе с взрослым, стараясь воспроизвести вопросительную интонацию, спрашивают: «Курочка-рябушка, куда ты пошла?» и т. д. [7, c. 180].
Дидактическая игра « Про сороку»,  учит детей слушать родное слово, улавливать ритм потешки, понимать, о чем в ней говорится. Дети садятся напротив взрослого. Взрослый указательным пальцем правой руки делает круговые движения по ладони левой руки («варит кашку»), приговаривая:
Сорока, сорока,
Сорока – белобока
Кашу варила,
На порог скакала,
Гостей скликала.
Гости на двор —
Кашу на стол.
Этому на тарелочке,
Этому на блюдечке,
Этому в чашечке,
Этому в мисочке.
Взрослый и дети «варят кашку» вместе. Загибают по очереди пальцы, начиная с мизинца. Большой палец не загибают. Обращается к большому пальцу.
А этому ничего не дала.
Ты дров не таскал,
Ты воды не носил,
Ты каши не варил.
Вот тебе ложечка —
Свари сам себе кашку.
Тут пень, тут колода,
Тут дрова,
Тут горячая вода.
При повторении игры взрослый предлагает детям помогать произносить потешку. После слов «этому» делает паузу, а дети заканчивают фразу: «на блюдечке», «в чашечке», «в мисочке» [7, c. 182].
Таким образом, успешность развития речевого общения детей с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста зависит от уровня их умственного и речевого развития, имеющихся навыков общения и умения участвовать в игре.
Большое значение для формирования речевого общения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью во время игровой деятельности имеет создание положительного эмоционального фона, который существенно важен для установления между детьми дружеских отношений. Когда речь ребенка сочетается с игрой, то он более интенсивно переживает все происходящее в игровой деятельности. В игре ребенок «вживается» в ситуацию, что помогает ему более свободно говорить и лучше понимать речь других детей и взрослых, участвующих в игре.

 
Список использованных источников
  1. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой: книга для учителя /Н. П. Аникеева– М.: Просвещение, 1987. – 150 с.
  2. Аугене, Д. Й. Речевое общение умственно отсталых детей дошкольного возраста и пути его активизации /Д. Й. Аугене//Дефектология — 1987. — № 4. – 76 – 80 с.
  3. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Психология развития ребенка /Л. С. Выготский — М.: Смысл, Эксмо, 2004. — 512с.
  4. Выготский, Л. С. Проблема умственной отсталости. — В кн.: Избранные психологические исследования. М., 1956, с. 453-480.
  5. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В. К. Воробьева- М.2006. – 235c.
  6. Катаева, А.А. Формирование деятельности / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева // Дошкольная олигофренопедагогика : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. – М.: Гуманит. центр ВЛАДОС, 2005. – Гл. 8. – С. 170
  7. Катаева, А. А., Стребелева, Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя.— М.: Просвещение, — 179 — 182с.
Запись опубликована в рубрике Специфика коррекционной работы в УО. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий