Матусевич Ю.Г. ВИДЫ И СОДЕРЖАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТРАНСПОРТЕ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

Информатизация системы образования на данном этапе развития общества предполагает «процессы создания единого информационного пространства системы образования и внедрения информационных технологий во все виды и формы деятельности структур образования, трансформация на этой основе существующих и формирование новых образовательных моделей» [1, с. 11]. Характеризуя тенденции развития специального образования Республики Беларусь на современном этапе, А.М. Змушко в качестве одной из перспективных тенденций отмечает разработку и внедрение компьютерных программных продуктов для обучения учащихся с особенностями психофизического развития [2, с. 340].
В настоящее время в процессе обучения учащихся с особенностями психофизического развития педагоги все чаще используют электронные средства обучения, что дает возможность успешнее решать образовательные и коррекционные задачи. Поэтому применение в коррекционно-образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих особенности и закономерности развития детей, позволит повысить эффективность обучения [3, с. 32].
Организовывая работу с использованием электронных средств обучения, педагогу необходимо учитывать специфику нарушений обучающихся. Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью характеризуются малым объемом представлений об окружающем мире. Это обусловлено узостью и недифференцированностью зрительного восприятия, малым объемом памяти, стереотипностью и тугоподвижностью процессов мышления, трудностью осуществления анализа, синтеза, сравнения и обобщения, повышенной отвлекаемость и неспособность произвольно сосредотачивать внимание. Использование электронных средств обучения позволит повысить у учащихся с интеллектуальной недостаточностью мотивацию, вызвать у них интерес, что в целом окажет положительное влияние на усвоение материала.
Цель данной статьи – охарактеризовать виды и содержание компьютерных заданий для формирования представлений о транспорте у учащихся с интеллектуальной недостаточностью в III классе.
У учащихся с интеллектуальной недостаточностью в III классе формирование представлений о транспорте происходит на уроках по учебным предметам «Человек и мир» и «Социально-бытовая ориентировка» и предполагает реализацию трех направлений: формирование представлений о видах транспорта и их назначении; усвоение правил поведения в общественном транспорте; усвоение правил поведения пешеходов на дороге. Реализация данных направлений возможна при использовании электронных средств обучения.
С целью формирования представлений о видах транспорта и их назначении могут быть использованы следующие виды заданий:
  • найти среди предложенных картинок картинки с изображением наземного (водного, воздушного) транспорта;
  • найти картинку с изображением транспорта, которая не подходит к остальным;
  • соотнести картинку с изображением транспорта с его названием;
  • разделить картинки с изображением транспорта на группы;
  • выбрать картинки с изображением транспорта, который соответствует обозначенному назначению, и т.д.
Можно использовать игру-лото «Соотнеси картинку». Учащемуся на экране предлагается карта с вырезанными окошками и предлагается заполнить их соответствующими картинками. Для заполнения окошек необходимо знать виды транспорта (водный, воздушный, наземный).
Формирование и закрепление правил поведения в общественном транспорте можно осуществлять с использованием следующих заданий.
Задание «Исправь ошибку». Учащимся на экране демонстрируются сюжетные картинки с изображением ситуаций в общественном транспорте. Если эта ситуация соответствует правилам поведения, то учащийся нажимает на зеленую кнопку, если нет – то на красную.
Задание «Подбери предметы». На экране демонстрируются картинки с изображением предметов (часы, билет, телефон, ручка, книга, деньги и т.д.). Учащимся необходимо выбрать только те, которые обязательно нужны при совершении поездки в предъявляемом виде транспорта.
Для формирования представлений о правилах поведения пешеходов на дороге можно использовать следующие задания.
Задание «Правила пешеходов». На экране демонстрируются сигналы светофора (красный, желтый и зеленый). Одновременно с этим появляется сюжетная картинка, отражающая позицию пешехода на пешеходном переходе. Учащемуся необходимо нажать на соответствующий сигнал светофора. Сюжетные картинки последовательно меняются.
Задание «Верно – неверно». На экране последовательно появляются сюжетные картинки, изображающие ситуации перехода проезжей части или местности. Если ситуация соответствует правилам поведения пешеходов, то учащийся нажимает на значок согласия (галочка на зеленом фоне), если не соответствует, – то на знак несогласия (крестик на красном фоне).
Задания по каждому направлению могут быть разработаны с использованием компьютерной программы Power Point. Обязательными условиями, на наш взгляд, являются: интерактивность (возможность для учащихся самостоятельно выполнять задания и получать информацию о результате выполненных действий), голосовое предъявление инструкции и информирование о результативности действий, красочность наглядного материала и соответствие его действительности.
Использование предлагаемых заданий может быть направлено на решение разного рода задач в процессе обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью:
  • изучение сформированности представлений учащихся о транспорте и его видах, объема словарного запаса учащихся по теме «Транспорт», знаний учащимися правил поведения в транспорте и правил поведения пешехода на дороге;
  • определение основных затруднений, которые испытывают учащиеся при выполнении практических заданий по данной теме, и умений, формирование которых предусматривается в коррекционно-развивающей работе;
  • расширение у учащихся представлений о транспорте, видах транспорта и их назначении;
  • закрепление знаний и умений, формируемых на уроках и коррекционно-развивающих занятиях.
Организация процесса обучения с использованием предлагаемых заданий обеспечит в целом формирование у учащихся с интеллектуальной недостаточностью умений, необходимых для их социальной адаптации, возможности самостоятельно решать определенный круг социальных проблем, связанных с дорожно-транспортными задачами. При этом мы опираемся на понимание умений как «результата овладения новым действием (или способом деятельности), основанным на каком-либо знании и использовании его в процессе решения определенных задач» [4, с. 94].
Формирование представлений о транспорте у учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках по учебным предметам «Человек и мир» и «Социально-бытовая ориентировка» в III классе будет эффективным, если при разработке электронных средств обучения соблюдать следующие рекомендации:
  • игры должны проводиться на основе использования наглядных, практических и словесных методов обучения;
  • наглядный материал может быть представлен как в виде картинок, так и реалистичных изображений (фотографий);
  • в компьютерные игры необходимо включать задания, направленные на расширение и обогащение словарного запаса учащихся;
  • при разработке компьютерных игр необходимо учитывать важность опоры на зрительный и слуховой анализаторы;
  • при выполнении игр необходимо внести соревновательный момент;
  • важно заинтересовать и охватить выполнением игр каждого учащегося;
  • для предотвращения усталости детей применяются пальчиковые гимнастики, зрительные гимнастики, физкультминутки, дыхательные разминки.
Таким образом, при соблюдении предложенных требований, электронные средства обучения могут принести значительный эффект в формировании представлений о транспорте у учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Уроки и коррекционные занятия превращаются в интересные для учащихся игры и путешествия, которые положительно мотивируют учащихся данной категории к учебной деятельности.

Список использованных источников
  1. Кравченя, Э. М. Основы информатики, компьютерной графики и педагогические программные средства : учеб. пособие / Э. М. Кравченя. – Минск : ТетраСистемс, 2004. – 320с.
  2. Змушко, А. М. Тенденции развития специального образования на современном этапе / А. М. Змушко // Современная образовательная среда: приоритетные направления развития : материалы Международной научной конф., Минск, 22-23 октября 2009 г. : в 4 ч. / Национальный институт образования ; гл. ред. Г. В. Пальчик. – Минск, 2010. – Ч. 2. – С. 339–344.
  3. Савенок, Н. В. Современные педагогические технологии в обучении детей с особенностями психофизического развития : учебно-методическое пособие / Н. В. Савенок. – Минск : АПО, 2006. – 58 с.
  4. Левитес, Д. Г. Практика обучения : современные образовательные технологии / Д. Г. Левитес. – М. : Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1998. – 288 с.
Запись опубликована в рубрике Специфика коррекционной работы в УО. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий