Александрова Т.Л. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Обучение представляет собой процесс с заранее определенными целями и  результатом. И потому неизбежно возникают вопросы: чему учить, зачем учить, как учить, а также самый важный вопрос: как учить результативно. Традиционные педагогические технологии были актуальны в прошлом веке и решали задачи прошлого тысячелетия (информирования, просвещения учащихся, организации их репродуктивных действий). Современное общество изменило свои приоритеты: оно в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно: активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям и обстоятельствам жизни.
Для достижения данных целей в современном образовательном процессе используются современные образовательные технологии. К таковым относятся: деловая игра, технология критического мышления, проектная технология, технология исследовательского обучения, а также кейс-технология или метод кейс-стади. В данной статье мы уделим внимание кейс-технологии (мы будем использовать данный термин), использование которой способствует формированию аналитических, коммуникативных навыков, развивает критическое мышление, творческие способности учащихся.
Кейс-технология впервые была применена в Гарвардской бизнес-школе в 20‑х годах XX века. Преподаватели школы очень быстро поняли, что не существует учебников, подходящих для аспирантской программы в бизнесе. Их первым решением данной проблемы было интервью с ведущими практиками бизнеса и написание подробных отчетов о том, чем занимались эти менеджеры, а также о факторах, влияющих на их деятельность. Слушателям давались описания определенной ситуации, с которой столкнулась реальная организация в своей деятельности, для того чтобы ознакомиться с проблемой, найти самостоятельно и в ходе коллективного обсуждения решение [1, ].
В России кейс-технология начала внедряться в 70‑е годы прошлого века в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова. При этом значительный вклад в разработку и внедрение метода внесли Ю. Д. Красовский, Д. А. Поспелов, О. А. Овсянников, В. С. Рапопорт и др. История кейс-технологии в России в определенной степени связана с поддержкой международных образовательных программ и фондов.
В настоящее время использовать кейс-технологию имеет возможность практически каждый преподаватель (как в университете, так и в школе) и не только в рамках дисциплин, обучающих менеджменту, экономике. Достаточно обладать набором кейсов и методикой проведения урока с использованием кейс-технологии. Что же такое кейс? С одной стороны, это описание реальной ситуации, как «кусочек» реальной жизни (в английской терминологии true life). Более общее определение звучит как события, реально произошедшие в той или иной сфере деятельности и описанные авторами [2]. А с другой стороны, это способ решения проблемы изложенной в этом самом материале (метод анализа ситуации и поиска решения проблемы).
Таким образом, сущность данной технологии состоит в том, что учебный материал подается обучаемым в виде микропроблем, а знания приобретаются в результате их активной исследовательской и творческой деятельности по разработке решений [3].
Несомненными плюсами кейсов являются: практическая направленность; возможность адаптировать ситуацию к реальной ситуации; активность участников в относительно безопасной ситуации; возможность создать рабочую доброжелательную мотивирующую обстановку, позволяющую участникам задействовать имеющийся опыт, проявить креативность; возможность получения позитивной обратной связи от ведущего и участников, возможность для участников повысить свою уверенность в том, что они могут справиться в реальности с задачами такого плана или, наоборот, выявить свои недостатки; возможность для участников делать ошибки в ситуации, приближенной к реальности, а потом их анализировать.
А. М. Гуревич выделяет следующие аспекты кейсов: умение структурировать время, делегировать полномочия, уверенность и умение отстаивать свое мнение, слушать и быть услышанным, развитие навыков презентации, а также творческий и креативный подход [4, 29].
Важной особенностью кейс-технологии является его эффективная сочетаемость с такими методами обучения, как анализ (анализ ситуации), мысленный эксперимент (способ получения знания о ситуации посредством ее мысленного преобразования), метод классификации (создание перечня свойств, значимых в контексте данной ситуации), игровой метод (представление вариантов поведения героев), мозговой штурм (генерирование новых идей относительно рассматриваемой ситуации), дискуссия (обмен взглядами по поводу решения данной проблемы) [5, 108].
Источники кейсов – это практическая общественная жизнь, образование и наука. В образовательном процессе можно использовать как готовые кейсы (существуют сборники готовых кейсов как на бумажном, так и на электронном носителе), так и разработанные самим преподавателем. Кейсы могут быть представлены в виде текстовых, аудио или видео материалов. В процессе разработки кейсов преподавателю необходимо, прежде всего, определить образовательную цель данного кейса. Затем следует построение или выбор модели самой ситуации, создание описания непосредственной проблемной ситуации. Материал кейса должен характеризоваться, с одной стороны, доступностью, но при этом необходимо избегать ненаучного и просторечного изложения ситуации.
Кейсы должны отвечать следующим требованиям:
— быть приближенными к жизни,
— предоставить возможность интерпретации с точки зрения участников,
— содержать проблемы и конфликты,
— быть обозреваемым и решаемым в условиях временных рамок и индивидуальных знаний, умений и навыков обучающихся,
— должен допускать различные варианты решения.
Необходимо наличие определенных условий эффективности использования кейс-технологии:
— базовых теоретических знаний у учащихся (пустая голова думать не может)
— умения анализировать ситуацию
— навыков участия в дискуссии и работы в малых группах
— предварительной самостоятельной подготовки.
Приведем пример кейса, который может быть использован в контексте темы по английскому языку «Meansofcommunication»:
The internet service providers offer their clients different plans. Which internet service provider will be chosen by each of the three loyal clients?
Интернет-провайдеры предлагают клиентам выбрать вариант подключения (выгодный тарифный план). Какую компанию выберут себе три постоянных клиента?
Для решения проблемы подготовлен кейс, в котором предложены информация об интернет-провайдерах, информация о постоянных клиентах и их требованиях к тарифным планам интернет-провайдеров. Учащиеся должны ознакомиться с предложенной информацией и, опираясь на нее выбрать наиболее подходящего интернет-провайдера для клиента и обосновать свой выбор.
Этапы организации обсуждения:
  1. Подготовительный. Учитель конкретизирует цели, разрабатывает соответствующую «конкретную» ситуацию и составляет план урока.
  2. Ознакомительный. Текст кейса может быть роздан студентам до занятия для самостоятельного изучения и подготовки ответов на вопросы. В начале занятия обнаруживаются знание слушателями материала кейса и заинтересованность в обсуждении.
  3. Аналитический. Деятельность может быть организована в малых группах или индивидуально. Слушатели распределяются по временным малым группам для коллективной подготовки ответов на вопросы в течение определенного преподавателем времени. В каждой малой группе (независимо от других групп) идет сопоставление индивидуальных ответов, их доработка, выработка единой позиции, которая оформляется для презентации. В каждой группе выбирается или назначается «спикер», который будет представлять решение.
  4. Итоговый. Спикеры представляют решение группы и отвечают на вопросы (оценивается как содержательная сторона решения, так и техника презентации и эффективность использования технических средств). Преподаватель выполняет роль тьютора: организует и направляет общую дискуссию.
  5. Анализ и рефлексия. Основная задача — проявить образовательные и учебные результаты работы с кейсом. Кроме того, на этом этапе анализируется эффективность организации занятия, проявляются проблемы организации совместной деятельности, ставятся задачи для дальнейшей работы. Действия преподавателя могут быть следующими: преподаватель завершает дискуссию, анализируя процесс обсуждения кейсов и работы всех групп, рассказывает и комментирует действительное развитие событий, подводит итоги.
Кейс-технология имеет очень широкие образовательные возможности. Многообразие результатов, возможных при использовании данной технологии, можно разделить на две группы: учебные результаты — как результаты, связанные с освоением знаний и навыков, и образовательные результаты — как результаты, образованные самими участниками взаимодействия, реализованные личные цели обучения. Учебные результаты — это освоение новой информации, методов анализа, умение работать с текстом, а также соотнесение теоретических и практических знаний. При этом образовательные результаты — создание авторского продукта, образование и достижение личных целей, появление опыта выступления перед аудиторией, опыта решения проблем [6].
Использование кейс-технологии в рамках школьного  обучения видится целесообразным и актуальным, так как практическая направленность, приближенность образовательной ситуации к жизненной, возможность учащихся активно участвовать в обсуждении и самим принимать решение несомненно повысит интерес и мотивацию учащихся к изучаемому предмету. Однако, прибегая к новым образовательным технологиям, не стоит забывать и о традиционных методах обучения. Ведь только при разумном сочетании традиционных и инновационных технологий можно достичь наибольшего образовательного эффекта.
Список использованных источников
  1. Багирова, И.Х., Бурыхин, Б.С.Кейс-сади как интерактивный метод в образовании студентов-экономистов в процессе изучения дисциплины «Управление персоналом» [Электронный ресурс].  http://cyberleninka.ru/article/n/
  2. Смолянинова О. Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case Study // Инновации в российском образовании: СПб.; М.: ВПО, 2000.
  3. Метод кейсов [Электронный ресурс]. URL: http: // ru.Wikipedia.org./wiki/ Ernst_&_Young (дата обращения: 10.03.2016).
  4. Гуревич, А. М. Ролевые игры и кейсы в бизнес-тренингах. СПб., 2006.
  5. Михайлова, Е. И. Кейс и кейс- метод: общие понятия / Маркетинг. 1999. № 1. С. 107–111.
  6. Интерактивные методы обучения в образовательных учреждениях высшего профессионального образования [Электронный ресурс]. URL: http://www.academjust.ryazantelecom.ru/ service/omumr/material_int_form.html (датаобращения: 13.03.2016).
Запись опубликована в рубрике Образовательные технологии в учебном процессе школы и университета. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

2 комментария: Александрова Т.Л. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

  1. SvetlanaBurakova говорит:

    Очень поучительная статья и сама технология. В каких классах (в школе) возможно применение данного метода? Можно ли связать кейс-стади с методом проектов? Стоит ли формулировку самой проблемы создавать самому учителю или можно поручить сформулировать учащимся?

    • Tania Alexandrova говорит:

      Спасибо за вопрос. Использование данной технологии я бы рекомендовала в старших классах, так как у данных учащихся накоплен достаточный словарный запас, а также есть элементарные исследовательские навыки. Формулировать проблему лучше, конечно, учителю, так как именно учитель ставит цели в образовательном процессе и видит пути их достижения.Но, с другой стороны, ученики бывают разные. И если вы, как учитель, считаете, что это в их силах, то сформулировать проблему могут и они, но под вашим руководством.
      Что касается метода проектов и кейс-технологии, то это, конечно, разные технологии, хотя сходство, несомненно, есть: и в первом, и во втором случае развиваются исследовательские способности учащихся. Но проектная методика направлена на развитие творческого мышления учащихся, тогда как кейс-технология фокусируется на развитии критического мышления.

Добавить комментарий