Прошло то время, когда считалось, что по достижении определенного уровня образования человек готов к работе, когда процесс формального образования заканчивался с началом работы. Сегодня актуально непрерывное образование на протяжении всей жизни человека. Так, например, необходимо регулярно следить за технологическими новшествами и новыми подходами в бизнесе. Для того чтобы оставаться конкурентоспособным, человеку необходимо самостоятельно постоянно учиться [1, с. 385].
В последнее время исследования, связанные с изучением возможностей повышения эффективности обучения иностранным языкам и, в частности, русскому языку как иностранному (РКИ) посредством Интернет, приобретают особую актуальность. Активное развитие в Интернет современных телекоммуникационных технологий (сегодня – это уже идеи и реализации Веб 2.0), с одной стороны, и популярность и повсеместное распространение всемирной компьютерной сети Интернет – с другой, начинают реально, на практике определять изменения в подходах к организации учебного процесса в сфере РКИ. Этот поиск может быть спешным, если организация обучения и продвижение методик обучения в новое технологическое окружение будет опираться на сложившиеся традиции в обучении РКИ [2, с. 323].
В рамках проекта «Моя будущая профессия» студеном-иностранцем факультета математики и информатики специальности «Програмное обеспечение информационных технологий» Анаклычевым Амангелды был разработан учебный сайт по дисциплине «Русский язык как иностранный» www.rjki.ru.
Данный сайт содержит следующие разделы:
- Статьи;
- Новости;
- Опросы;
- Словарь.
Материалы на сайте размещаются в соответствии со структурой эвристического диалога, состоящей из трех вопросов: «Что? Как? Почему?». Данная триада вопросов обуславливает этапы работы:
- Модельная группа вопросов «Что?» предполагает, что студент познает исследуемую область реальности и описывает свойства объекта.
- Модельная группа вопросов «Как?»: на данном этапе студенты сравнивают свой собственный образовательный продукт с уже существующим эталоном в этой области и находят связи между выделенными свойствами. Культурно-исторический аналог – это основы изучаемых наук, искусств, традиций, технологий, которые отразились в различных образовательных областях, а также понятия, законы, принципы, считающиеся фундаментальными достижениями человечества [3, С. 13.].
- Модельная группа вопросов «Почему?»: диктует переход к этому этапу и означает переход на творческий уровень переработки своего собственного образовательного продукта, после изучения эталона в данной образовательной области. На данном этапе происходит установление и объяснение закономерностей. В итоге студент получает «обобщенный образовательный продукт». Студент не только формирует личностные знания, которые становятся глубже и шире, но и приобретает более качественный опыт и способности [3, с. 13.].
При работе по предмету «Русский язык как иностранный» огромные возможности содержатся в образовательном сайте. Поскольку на занятиях по русскому языку образовательным продуктом чаще всего выступает именно текст, мы используем его возможности и на сайте. Задания, используемые на сайте определяются триадой, заключенной в сущности эвристического диалога.
- Модельная группа вопросов «Что?», или предтекстовые задания. На первом этапе студент познает исследуемую область реальности и описывает свойства объекта [3, с. 11]. В данной группе вводятся и закрепляются новые слова (раздел «Словарь»), анализируются функциональные типы используемых в тексте высказываний, осуществляется проверка ранее изученного лексического и грамматического материала (раздел «Статьи»). Особое внимание отводится заданиям на постановку вопросов.
Следует отметить, что при работе на сайте студенты-иностранцы создают первичный образовательный продукт, например, в виде заданных студентами вопросов и диалогов. Примером задания, помогающего создать первичный образовательный продукт, может быть «Задание-интервью»: Сто лет назад Жюль Верн заслужил славу гениального фантаста. Сегодня его называют провидцем. В самом деле научные предсказания француза сбываются одно за другим. Уже давно вошли в нашу жизнь придуманные им скафандры для пребывания под водой, вертолеты, автоматические ружья, электромобили, подводные лодки, телевизоры, телефоны и многое другое. Но даже скептики больше не пытаются объяснить подобные «попадания» прозаика лишь его широким кругозором и образованностью. Запишите не менее 5 вопросов для интервью с Жюлем Верном. Попробуйте поставить себя на место великого фантаста. Что придумали бы вы? Подумайте, какие вопросы вам мог бы задать писатель? Логичным продолжение «Задания-интервью» может стать «Задание-диалог». Пример «Задания-диалога»: Вы уже записали 5 вопросов для интервью с Жюлем Верном и знаете, какие вопросы он задаст вам. Сформулируйте предполагаемые ответы на эти вопросы. Приведите диалог в виде вопросов и ответов. Запишите его. Укажите значимые лично для вас части этого диалога.
- Модельная группа вопросов «Как?», или собственно текст, студенты-иностранцы могут найти в разделах: «Статьи» и «Новости». Работа с текстами нацелена на развитие навыков репродуктивных и репродуктивно-продуктивных видов речевой деятельности. Все эти виды деятельности предусматривают активную работу со словарями (раздел «Словарь»).
- Модельная группа вопросов «Почему?», или переход на творческий уровень переработки своего собственного образовательного продукта, после изучения эталона в данной образовательной области [3, с. 11]. Студенты обобщают информацию по прочитанному тексту. В итоге студент-иностранец получает «обобщенный образовательный продукт». В помощь студентам-иностранцам даны задания типа «Веб-обсуждение» и «Веб-сочинение». Студенты размещают свои «образовательные продукты» в комментариях и обсуждают их on-line c другими студентами. Примеры задания «Веб-сочинение»: Напишите сказку по иллюстрации к туру (Несвижский замок). Какая сказочная история могла произойти в таком древнем и загадочном месте? Какие герои участвуют в вашей истории? Это сказочные герои, такие, как феи, или совершенно обыкновенные люди, попавшие в переделку? Сопоставьте вашу сказку со сказками других студентов. Примеры заданий «Веб-обсуждение»: 1. Перед вами дилемма – затруднительный выбор одного из двух возможных решений. Обсудите ее. Сопоставьте ваше мнение с мнением других студентов. Что для вас оказалось приемлемым, а что нет? Дилемма: «Атомная станция, которая дает работу большинству населения вашего города, сильно загрязняет атмосферу». 2. а) Обсудите на форуме вопрос: «Можно ли было избежать Второй мировой войны?». б) Обсудите на форуме высказывание Антуана де Сент-Экзюпери: «Война – не приключение. Война – болезнь. Как тиф». Сопоставьте ваше мнение с мнением других студентов. Что для вас оказалось приемлемым, а что нет? При работе на сайте студенты-иностранцы также занимаются развитием навыков аудирования. Отличительной особенностью работы над аудированием является самостоятельность его выполнения. Студент-иностранец может прослушать текст в любое удобное для него время (современный уровень развития Интернета позволяет это делать) и все задания после прослушивания выполняются on-line. Пример задания «Веб-аудирование»: Посмотрите видео «Если бы животные питались фаст-фудом» [4] и скажите, не преувеличивает ли автор ролика последствия питания такой едой? Аргументируйте свой ответ. Предположите, что было бы, если бы животные: 1. Вели сидячий образ жизни; 2. Курили; 3. (ваша ситуация). Образовательный сайт дает возможность посещать и проводить занятия по дисциплине «Русский язык как иностранный» любому преподавателю и любому студенту-иностранцу, у кого есть подключение к сети Интернет и браузер, где бы он ни находился.
Список использованных источников
-
Маматов, Д.Н. Электронное обучение в образовании / Д.Н. Маматов // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. – 2014. – №1. – С. 385 – 3
-
Тряпельников, А.В. Современные информационные и коммуникационные технологии в виртуальной среде обучения русскому языку как иностранному / А.В. Тряпельников // Образовательные технологии и общество. – 2007. – № 2. – С. 323 – 3
-
Король А.Д. Эвристическое обучение как средство индивидуализации образования // Народная асвета – 2013. – № 10. – С. 10-13.
-
Если бы животные питались фаст фудом // Ютьюб [Электронный ресурс]. – 2000. – Режим доступа: https://youtu.be/ZSibGQqA3EE. – Дата доступа: 12.03.2016.