Бэкман Е.В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭВРИСТИЧЕСКОГО ДИАЛОГА ПРИ РАБОТЕ НА УЧЕБНОМ САЙТЕ СО СТУДЕНТАМИ-ИНОСТРАНЦАМИ

Прошло то время, когда считалось, что по достижении определенного уровня образования человек готов к работе, когда процесс формального образования заканчивался с началом работы. Сегодня актуально непрерывное образование на протяжении всей жизни человека. Так, например, необходимо регулярно следить за технологическими новшествами и новыми подходами в бизнесе. Для того чтобы оставаться конкурентоспособным, человеку необходимо самостоятельно постоянно учиться [1, с. 385].
В последнее время исследования, связанные с изучением возможностей повышения эффективности обучения иностранным языкам и, в частности, русскому языку как иностранному (РКИ) посредством Интернет, приобретают особую актуальность. Активное развитие в Интернет современных телекоммуникационных технологий (сегодня – это уже идеи и реализации Веб 2.0), с одной стороны, и популярность и повсеместное распространение всемирной компьютерной сети Интернет – с другой, начинают реально, на практике определять изменения в подходах к организации учебного процесса в сфере РКИ. Этот поиск может быть спешным, если организация обучения и продвижение методик обучения в новое технологическое окружение будет опираться на сложившиеся традиции в обучении РКИ [2, с. 323].
В рамках проекта «Моя будущая профессия» студеном-иностранцем факультета математики и информатики специальности «Програмное обеспечение информационных технологий» Анаклычевым Амангелды был разработан учебный сайт по дисциплине «Русский язык как иностранный» www.rjki.ru.
Данный сайт содержит следующие разделы:
  1. Статьи;
  2. Новости;
  3. Опросы;
  4. Словарь.
Материалы на сайте размещаются в соответствии со структурой эвристического диалога, состоящей из трех вопросов: «Что? Как? Почему?». Данная триада вопросов обуславливает этапы работы:
  1. Модельная группа вопросов «Что?» предполагает, что студент познает исследуемую область реальности и описывает свойства объекта.
  2. Модельная группа вопросов «Как?»: на данном этапе студенты сравнивают свой собственный образовательный продукт с уже существующим эталоном в этой области и находят связи между выделенными свойствами. Культурно-исторический аналог – это основы изучаемых наук, искусств, традиций, технологий, которые отразились в различных образовательных областях, а также понятия, законы, принципы, считающиеся фундаментальными достижениями человечества [3, С. 13.].
  3. Модельная группа вопросов «Почему?»: диктует переход к этому этапу и означает переход на творческий уровень переработки своего собственного образовательного продукта, после изучения эталона в данной образовательной области. На данном этапе происходит установление и объяснение закономерностей. В итоге студент получает «обобщенный образовательный продукт». Студент не только формирует личностные знания, которые становятся глубже и шире, но и приобретает более качественный опыт и способности [3, с. 13.].
При работе по предмету «Русский язык как иностранный» огромные возможности содержатся в образовательном сайте. Поскольку на занятиях по русскому языку образовательным продуктом чаще всего выступает именно текст, мы используем его возможности и на сайте. Задания, используемые на сайте определяются триадой, заключенной в сущности эвристического диалога.
  1. Модельная группа вопросов «Что?», или предтекстовые задания. На первом этапе студент познает исследуемую область реальности и описывает свойства объекта [3, с. 11]. В данной группе вводятся и закрепляются новые слова (раздел «Словарь»), анализируются функциональные типы используемых в тексте высказываний, осуществляется проверка ранее изученного лексического и грамматического материала (раздел «Статьи»). Особое внимание отводится заданиям на постановку вопросов.
Следует отметить, что при работе на сайте студенты-иностранцы создают первичный образовательный продукт, например, в виде заданных студентами вопросов и диалогов. Примером задания, помогающего создать первичный образовательный продукт, может быть «Задание-интервью»: Сто лет назад Жюль Верн заслужил славу гениального фантаста. Сегодня его называют провидцем. В самом деле научные предсказания француза сбываются одно за другим. Уже давно вошли в нашу жизнь придуманные им скафандры для пребывания под водой, вертолеты, автоматические ружья, электромобили, подводные лодки, телевизоры, телефоны и многое другое. Но даже скептики больше не пытаются объяснить подобные «попадания» прозаика лишь его широким кругозором и образованностью. Запишите не менее 5 вопросов для интервью с Жюлем Верном. Попробуйте поставить себя на место великого фантаста. Что придумали бы вы? Подумайте, какие вопросы вам мог бы задать писатель? Логичным продолжение «Задания-интервью» может стать «Задание-диалог». Пример «Задания-диалога»: Вы уже записали 5 вопросов для интервью с Жюлем Верном и знаете, какие вопросы он задаст вам. Сформулируйте предполагаемые ответы на эти вопросы. Приведите диалог в виде вопросов и ответов. Запишите его. Укажите значимые лично для вас части этого диалога.
  1. Модельная группа вопросов «Как?», или собственно текст, студенты-иностранцы могут найти в разделах: «Статьи» и «Новости». Работа с текстами нацелена на развитие навыков репродуктивных и репродуктивно-продуктивных видов речевой деятельности. Все эти виды деятельности предусматривают активную работу со словарями (раздел «Словарь»).
  2. Модельная группа вопросов «Почему?», или переход на творческий уровень переработки своего собственного образовательного продукта, после изучения эталона в данной образовательной области [3, с. 11]. Студенты обобщают информацию по прочитанному тексту. В итоге студент-иностранец получает «обобщенный образовательный продукт». В помощь студентам-иностранцам даны задания типа «Веб-обсуждение» и «Веб-сочинение». Студенты размещают свои «образовательные продукты» в комментариях и обсуждают их on-line c другими студентами. Примеры задания «Веб-сочинение»: Напишите сказку по иллюстрации к туру (Несвижский замок). Какая сказочная история могла произойти в таком древнем и загадочном месте? Какие герои участвуют в вашей истории? Это сказочные герои, такие, как феи, или совершенно обыкновенные люди, попавшие в переделку? Сопоставьте вашу сказку со сказками других студентов. Примеры заданий «Веб-обсуждение»: 1. Перед вами дилемма – затруднительный выбор одного из двух возможных решений. Обсудите ее. Сопоставьте ваше мнение с мнением других студентов. Что для вас оказалось приемлемым, а что нет? Дилемма: «Атомная станция, которая дает работу большинству населения вашего города, сильно загрязняет атмосферу». 2. а) Обсудите на форуме вопрос: «Можно ли было избежать Второй мировой войны?». б) Обсудите на форуме высказывание Антуана де Сент-Экзюпери: «Война – не приключение. Война – болезнь. Как тиф». Сопоставьте ваше мнение с мнением других студентов. Что для вас оказалось приемлемым, а что нет? При работе на сайте студенты-иностранцы также занимаются развитием навыков аудирования. Отличительной особенностью работы над аудированием является самостоятельность его выполнения. Студент-иностранец может прослушать текст в любое удобное для него время (современный уровень развития Интернета позволяет это делать) и все задания после прослушивания выполняются on-line. Пример задания «Веб-аудирование»: Посмотрите видео «Если бы животные питались фаст-фудом» [4] и скажите, не преувеличивает ли автор ролика последствия питания такой едой? Аргументируйте свой ответ. Предположите, что было бы, если бы животные: 1. Вели сидячий образ жизни; 2. Курили; 3. (ваша ситуация). Образовательный сайт дает возможность посещать и проводить занятия по дисциплине «Русский язык как иностранный» любому преподавателю и любому студенту-иностранцу, у кого есть подключение к сети Интернет и браузер, где бы он ни находился.
Список использованных источников
  1. Маматов, Д.Н. Электронное обучение в образовании / Д.Н. Маматов // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. – 2014. – №1. – С. 385 – 3
  2. Тряпельников, А.В. Современные информационные и коммуникационные технологии в виртуальной среде обучения русскому языку как иностранному / А.В. Тряпельников // Образовательные технологии и общество. – 2007. – № 2. – С. 323 – 3
  3. Король А.Д. Эвристическое обучение как средство индивидуализации образования // Народная асвета – 2013. – № 10. – С. 10-13.
  4. Если бы животные питались фаст фудом // Ютьюб [Электронный ресурс]. – 2000. – Режим доступа: https://youtu.be/ZSibGQqA3EE. – Дата доступа: 12.03.2016.
Запись опубликована в рубрике Образовательные технологии в учебном процессе школы и университета. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий