Профессиональная компетентность современного педагога невозможна без специальных знаний и умений, связанных с результативной интеллектуально-речевой деятельностью, с жанровыми разновидностями специальных высказываний, в том числе учебным монологом педагога-лектора, что позволяет эффективно решать комплекс коммуникативных, учебно-методических и воспитательных задач, таких как пробуждение жажды творческого поиска, ответ на сложный вопрос, демонстрация возможности неоднозначного и нестандартного восприятия учебно-научной информации и окружающего мира в целом, обучение с помощью интеллектуальных усилий нахождению выхода из проблемной ситуации и т.п.
Дидактические аспекты лекции освещены в научных трудах Г. Ващенко, С. Слепкань, И. Подласого и др. Отдельным аспектам проблемы использования учебной лекции в высших учебных заведениях посвящены труды Н. Голубь, И. Дроздовой, Е. Климовой, Л. Мацько, М. Пентилюк, Е. Семеног, Т. Симоненко и др. Лингводидактические основы использования различных видов лекций на уроках украинского языка в средних общеобразовательных заведениях обосновали Е. Горошкина, И. Кочан, О. Кучерук, М. Львов и др. Ученые обращались к вопросу определения лекции как эффективной формы обучения, классификации лекций, особенностей использования в учебно-воспитательном процессе.
Сложилась традиция считать наиболее эффективными формами организации учебного процесса в высшем учебном заведении беседу, дискуссию и другие диалогические и полилогические способы организации познавательной деятельности. Однако применение таких форм возможно только в том случае, если студенты обладают умениями, необходимыми для поисковой и исследовательской работы. А поскольку такие умения формируются непосредственно в процессе творческой деятельности и связаны с выполнением определенных мыслительных операций, нельзя не признать, что учебная лекция при использовании элементов контроля позволяет подготовить студентов к более высокому уровню познавательной самостоятельности. Все выше сказанное и обусловило актуальность нашей статьи.
В научно-справочных и учебно-методических источниках лекция рассматривается как „дидактическая модель”, „метод обучения”, „технология образования”, „форма и средство обучения”. Наиболее удачным считаем определение С. Гончаренко: „Лекция – это систематическое, последовательное изложение учебного материала, любого вопроса, темы, раздела предмета, методов науки” [1, с. 189]. Такая характеристика побуждает рассматривать лекцию с позиции лингводидактики как профессиональный коммуникативный феномен, научно-педагогический коммуникативный процесс, многоаспектное действие, которое позволяет увлечь студентов „собственными эмоциями, интересом, желанием … по собственной воле приобщиться к предложенной педагогом учебной деятельности” [2, с. 33].
На основании систематизации и обобщения различных научных подходов Е. Семеног считает, что лекция – это своеобразная педагогическая система, совокупность дидактически спрессованных информационных блоков, тесно связанных внутренними системными связями и пронизанных личностным смыслом [3, с. 92]. Ее цель – заложить основы научных знаний, познакомить с методологией научного исследования по соответствующей дисциплине и одновременно обеспечить научно-педагогическое взаимодействие преподавателя и студентов или учителя и учащихся.
В „Словаре-справочнике по методике преподавания украинского языка” И. Кочан и Н. Захлюпаная рассматривают лекцию в трех плоскостях: 1) как форму обучения, 2) как вид публичного выступления, „в ходе которого лектор, взаимодействуя с аудиторией, раскрывает систему представлений о том или ином предмете, явлении, помогает слушателям осмыслить проблему и прийти к определенному выводу, побуждая их к целенаправленной практической деятельности”, 3) как вид монологической речи, „устное изложение темы учебного предмета или проблемы” [4, с. 168].
Основная дидактическая цель лекции – обеспечение ориентировочной основы для последующего усвоения учебного материала. Однако в лекции есть определенные слабые стороны, ограничивающие ее возможности в управлении познавательной деятельностью студентов: их относительно меньшая активность, чем во время других видов учебной деятельности, невозможность индивидуального подхода в условиях массовой аудитории, сложность обратной связи и т.д. Однако эти слабые стороны компенсируются другими формами обучения. В целостной системе форм и методов учебных занятий лекции принадлежит важнейшая роль, которая может быть реализована только этой формой обучения. Лекция эффективно воздействует на аудиторию в плане содержания и факта личного общения аудитории с лектором-ученым, педагогом [5, с. 27].
Адресатом учебного лекционного монолога зачастую является аудитория, которая характеризуется разным уровнем сформированности культуры слушания. Результативность лекции зависит не только от степени актуальности рассматриваемого вопроса, неожиданности и противоречивости фактического материала, но и от социально-психологической готовности слушателей воспринимать такую информацию, от уровня сформированности специальной культуры слушания.
Осознание лекции – это осмысление структуры и содержания текста через анализ его вербальной формы. Значительная степень осознания воспринятого зависит от опыта, фоновых знаний личности, оперативной памяти, творческого мышления, степени концентрации внимания на информации, которую необходимо принять. Следствием восприятия текста является понимание смысловой структуры. Речь идет о раскрытии сущности предметов и явлений, описанных в научном тексте, осознание связей, отношений и зависимостей между ними. Это означает, что реципиенту важно уметь сравнить предлагаемое содержание с имеющимися знаниями для того, чтобы изъять новую для себя информацию и, соответственно, новое знание. Мыслительная обработка полученной информации происходит путем разделения текста на смысловые части, выделения ключевых слов; сортировки смысловых частей по их значению и признаками, соотношения удаленной информации с существующими знаниями, определения новизны полученной информации, возможности ее использования в практической деятельности; свертывания информации, сведения к ее основным положениям. Результатом понимания считают интерпретацию текста, т.е. умение слушателя подать собственное видение полученной информации [3, с. 91].
Кроме того, успех лекции зависит от того, сумел ли педагог предусмотреть возможную реакцию слушателей, а также удалось ли ему осуществить контроль процесса и результата восприятия и осознания лекции.
Контроль результатов восприятия осуществляется путем перевода содержания прослушанного (прочитанного) высказывания в ответы на поставленные педагогом вопросы. Ввиду этого, эффективным станет использование таких видов контроля, как опрос, тестирование, выполнение репродуктивных или репродуктивно-креативных упражнений и заданий, что позволит активизировать умственную деятельность студентов. Рассмотрим каждый из предлагаемых видов контроля подробнее.
Опрос во время лекции обеспечит начальный этап для развертывания аналитико-синтетической работы, активизирует сознательное понимание воспринятого учебного материала, и тем самым предотвратит формализм в знаниях студентов, позволит привлечь к активному участию всех или большую часть слушателей, быстро выяснить степень усвоения воспринятого лекционного материала, регулировать и направлять ответы, корректируя их. Ценность опроса состоит и в том, что он приучает студентов формулировать собственное мнение, выражать его своими словами, вырабатывает умение следить за развертыванием материала, выделять в нем основное.
Методисты считают, что результат опроса зависит от мастерства преподавателя проводить его: правильно построенный опрос предполагает логически выдержанную последовательность в постановке вопросов, умение педагога предупреждать отклонения от темы, соблюдение всех дидактических требований к постановке и формулировки вопросов, адресованных студентам.
Важный момент в организации опроса – методика постановки вопросов. Правильно поставленные вопросы способствуют лучшему усвоению информации и помогают слушателям самим ориентироваться даже в сложном материале. Так, во время лекции вопросы выполняют различные функции: актуализация знаний, направление на установление новых связей между языковыми фактами, на раскрытие причинно-следственных зависимостей, помощи в выделении существенных признаков языковых фактов и процессов, содействие формулировке понятий.
Результативность опроса обеспечивает не только система вопросов, но и анализ фактов, дидактического материала, специально подобранного преподавателем, умение студентов делать выводы, систематизировать и обобщать их.
Одним из эффективных средств контроля во время лекции является тест, который предполагает экспресс-проверку усвоенного студентами во время лекции учебно-научного материала; характеризуется валидностью, стандартизированностью, объективностью данных на момент его применения.
Заметим, что тест одновременно является и упражнением (тренировочным или коррекционным), и средством контроля. Ввиду этого, тесты как упражнение выполняют такие учебные функции: корректировка и совершенствование контролируемого материала, формирование профессионально необходимых умений и навыков, стимулирование развития долговременной памяти и логического мышления. Как средство контроля тесты, „кроме контрольной, выполняют учебно-развивающую функцию: разнообразят процесс проверки полученных знаний, умений и навыков; активизируют процесс овладения языковым материалом, который изучается, предусматривают сознательный выбор, анализ, сопоставление; стимулируют активность и внимание студентов на занятии; повышают их ответственность при выполнении задач” [6, с. 43].
Применение тестовой методики на лекции позволяет стимулировать и поддерживать интерес студентов к изучению предлагаемого материала, осуществлять проверку не только конечного продукта учебной деятельности (например, во время модульных или итоговых контрольных работ), но и контролировать сам процесс формирования знаний, умений и навыков, реализуя таким образом две функции контроля – учебную и контрольную, проверять одновременно уровень усвоения лекционного материала всех студентов группы, поскольку во время выполнения теста все они находятся в равных условиях – работают с одинаковым по объему и сложности материалом, исключающим возможность влияния на оценку такого фактора, как везение / невезение [7, с. 7].
Эффективным во время лекции будет использование и таких репродуктивных и репродуктивно-креативных упражнений и заданий:
Запишите 5-6 понятий, которые вы запомнили во время лекции. Можете ли Вы записать их определения?
Проанализируйте прослушанную лекцию по следующим критериям: информативность, новизна, доступность, последовательность, проблемность.
Сформулируйте по содержанию прослушанной лекции 5-6 вопросов для своих одногруппников.
На основе лекции составьте модель или схему.
Итак, правильное и целесообразное использование предлагаемых элементов контроля во время лекции позволит перейти от субъективного оценивания к объективному обоснованному беспристрастному контролю над уровнем сформированности профессионально необходимых знаний, умений и навыков студентов.
Список литературы
-
Гончаренко С.У. Український педагогічний словник / Семен Гончаренко. – К. : Либідь, 1997. – 376 с.
-
Отич О. Розвиток творчої індивідуальності студентів професійно-педагогічних навчальних закладів засобами мистецтва : монографія / О.М.Отич; за ред. І.А. Зязюна. – Чернівці : Зелена Буковина, 2011. – 248 с.
-
Семеног О. Академічна лекція як професійний комунікативний феномен [Електронний ресурс] / О. Семеног // Естетика і етика педагогічної дії: Збірник наукових праць. – 2011. – Вип. 2. – С. 91-101. – Режим доступу : http://www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/Eepd/2011_2/Semenog.pdf
-
Кочан І. М. Словник-довідник із методики викладання української мови / І. М. Кочан, Н. М. Захлюпана. – [2-е вид., випр. і доп.]. – Л. : Видав. центр ЛНУ ім. Івана Франка, 2005. – 306 с.
-
Карклина Л.Д. Методика подготовки к лекции / Л.Д. Карклина. – М. : Знание, 1977. – 18 с.
-
Лернер И. Я. Показатели системы учебно-познавательных заданий / И.Я. Лернер // Новые исследования в педагогических исследованиях. ‒ Вып. 2. ‒ М. : Педагогика, 1990. ‒ С. 3‒74.
-
Бондаренко Г. Методичні передумови використання текстів для контролю рівня засвоєння української фахової термінології російськомовними студентами-економістами Сходу України [Електронний ресурс] / Г. Бондаренко. ‒ Режим доступу : http://wwwcenter.univer.kharkov.ua/vestnik/full/39.pdf