Информатизация образования является составной частью глобального процесса информатизации общества и определяет актуальность исследования проблем развития и использования современных информационных и телекоммуникационных технологий. Реализация многих из стоящих перед системой образования задач невозможна без использования современных методов и средств информатизации.
Основными свойствами информационных технологий являются:
- оперативность передачи информации любого объема и вида на любые расстояния;
- хранение информации в памяти компьютера, благодаря этому ее можно редактировать и обработать;
- благодаря всемирной сети Internet доступ к различным источникам информации;
- возможность найти ответ на любой интересующий вопрос;
- возможность организации электронных конференций, в том числе в режиме реального времени, компьютерные аудио- и видеоконференций.
На современном этапе развития образования одним из способов активизации учебной деятельности обучаемых является внедрение в образовательный процесс электронных образовательных ресурсов, например, электронных учебных изданий. Это будет способствовать развитию самостоятельной, поисковой деятельности обучаемых, повышению их познавательного интереса. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что электронные учебные пособия позволяют обогатить учебный процесс и делают его более интересным и привлекательным.
Нельзя не отметить и то, что использование электронных учебных изданий (ЭУИ) открывает новые возможности для реализации творческого потенциала, так как позволяет преподавателю:
- проводить практические занятия в форме самостоятельной работы за компьютерами, оставляя за собой роль руководителя и консультанта;
- быстро и эффективно контролировать знания обучаемых с помощью компьютера, задавать содержание и уровень сложности контрольных мероприятий;
- индивидуализировать работу, особенно в части, касающейся домашних заданий и контрольных мероприятий.
В области информатизации образования опорными являются труды А.А. Андреева, В.П. Беспалько, Б.С. Гершунского, В.М. Дёмина, В.А. Извозчикова, Г.И. Кирилловой, А.В. Кузина, A.M. Новикова, И.В. Роберт, Ю.В. Сенько, А.Ю. Уварова, Е.К. Хеннер и др.
В теории и технологии создания и использования компьютерных средств обучения основополагающими являются работы ученых Г.В. Ившиной, И.В. Роберт, А.Л. Семенова и др.
Век, в который мы живем, уже назван веком доминирования информационных технологий во всех сферах деятельности человека. Информационной считается, прежде всего, такая технология, в которой предметом труда является информационный продукт, а орудием труда – средства электронно-вычислительной техники и связи. В перспективе развитие информационных технологий позволит реализовать главный закон жизни и деятельности человека –закон экономии времени.
Информатизация общества – это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующими видами деятельности в сфере общественного производства становятся сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые с помощью современных средств компьютерной техники, а также разнообразных средств информационного обмена.
Современное развитие телекоммуникационных и информационных компьютерных средств привело к использованию новых средств информационных и коммуникационных технологий в качестве средств обучения, совершенствующих процесс преподавания, повышающего его эффективность и качество.
Основной целью процесса информатизации является: повышение качества образования, сохранение, развитие и эффективное использование научно-педагогического потенциала страны, создание необходимых условий для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационно-компьютерных технологий. Для успешного внедрения этих технологий в учебный процесс, которые способны повысить качество образовательного процесса, необходимо развивать информационную культуру всех участников учебного процесса, и в частности преподавателей.
Информационная культура – умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи информационно-коммуникационные технологии, современные технические средства и методы [1, с. 13].
Изучение опыта отечественных и зарубежных ученых свидетельствует о том, что в современных условиях процесс формирования информационной культуры стал новой парадигмой образования.
Информатизация образования невозможна без соответствующей подготовки педагогических кадров. Преподаватель, владеющий информационной культурой, способен к созданию и эффективному использованию в учебном процессе методического обеспечения изучаемых дисциплин нового поколения.
Развитие информационных технологий существенным образом уменьшило роль географического пространства как одного из основных препятствий для получения качественного высшего образования. При возможности выхода в глобальную сеть Интернет, электронные учебники становятся легкодоступными, их можно просматривать и получать консультации по их изучению, физически находясь на удаленном расстоянии от библиотеки и преподавателей вуза. Таким образом, внедрение и использование электронных учебников способствует процессу диверсификации контингента студентов вузов и является эффективным средством повышения качества получаемых студентами знаний, а также образовательного уровня выпускников вузов. Однако процесс внедрения и применения электронных учебников приводит не только к указанным позитивным аспектам, но и выявляет многочисленные проблемы.
Анализируя и синтезируя опыт применения и внедрения электронных учебников, следует выделить основные специфические проблемы в вузах:
1. На данный момент тема внедрения электронных учебников в образовательный процесс вуза является недостаточно разработанной. Дело в том, что в большинстве вузов отсутствует база для создания таких учебников. Хотя электронные учебники и входят в ЭУМК, делают их немногие, так как на это требуются дополнительные ресурсы, а также специалисты.
2. Среди проблем, связанных с разработкой и внедрением электронных учебников, следует отметить недостаточный уровень подготовки преподавателей для эффективного использования информационных технологий. Возникает необходимость в курсах повышения квалификации или семинарах-практикумах для преподавателей с целью повышения их компетентности, а именно умению использовать информационные технологии для создания электронных учебников, что, несомненно, скажется на качестве образования.
В создавшихся условиях проблема разработки и использования электронных средств обучения приобретает особую актуальность и становится важным направлением современных научных исследований.
В настоящее время уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что в условиях информатизации образования меняется парадигма педагогической науки, изменяется структура и содержание образования. Новые методы обучения, основанные на активных, самостоятельных формах приобретения знаний и работе с информацией, вытесняют демонстрационные и иллюстративно-объяснительные методы, широко используемые традиционной методикой обучения, ориентированной, в основном, на коллективное восприятие информации.
В целях интенсификации учебного процесса, повышения его эффективности и качества, не менее важна задача разработки и внедрения электронных учебников. Электронный учебник, являясь одной из форм компьютерных обучающих систем, в зависимости от заложенных возможностей, может быть отнесен к различным типам. Теперь очевидно, что электронный учебник становится в один ряд с автоматизированными обучающими системами.
На наш взгляд, особого внимания заслуживает описание уникальных возможностей электронных учебников, использование которых создает предпосылки для небывалой в истории педагогики интенсификации образовательного процесса:
• незамедлительная обратная связь;
• компьютерная визуализация учебной информации об объектах или закономерностях процессов, явлений, как реально протекающих, так и «виртуальных»;
• архивное хранение достаточно больших объемов информации с возможностью ее передачи, а также легкого доступа и обращения пользователя;
• автоматизация процессов вычислительной информационно-поисковой деятельности, а также обработки результатов учебного эксперимента с возможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента;
• автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения.
Возможности электронных учебников существенным образом влияют на развитие личности обучаемого, дают качественно иную подготовку специалистов новой формации, вооружают человека навыками комфортной жизни в информационном обществе и обеспечивают условия повышения педагогической культуры:
• развитие мышления, (например, наглядно-действенного, наглядно-образного, интуитивного, творческого, теоретического);
• эстетическое воспитание (например, за счет использования возможностей компьютерной графики, технологии Мультимедиа);
• развитие коммуникативных способностей;
• формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации.
• развитие умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность;
• формирование информационной компетентности и информационной культуры.
Как показывает практика, функциональная характеристика электронных учебников богата и разнообразна. Они применимы не только в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, безусловно повышающего его эффективность и результативность, но и в качестве:
- инструмента познания окружающей действительности и самопознания;
- средства развития личности обучаемого;
- объекта изучения;
- средства информационно-методического обеспечения;
- средства коммуникаций в целях распространения передовых педагогических технологий;
- средства автоматизации процессов контроля, коррекции результатов учебной деятельности, компьютерного педагогического тестирования и психодиагностики;
- средства организации самостоятельной, научно-исследовательской работы и интеллектуального досуга студентов.
Наши исследования показали, что для целенаправленного использования электронных учебников в педагогическом процессе необходимы следующие условия:
- высокий профессионализм педагогического состава;
- соответствующего дидактического и методического обеспечения;
- современных высококачественных программных продуктов, разработанных на основе дистанционных технологий и технологии мультимедиа;
- проведение постоянных мероприятий по повышению квалификации педагогов, использующих электронные учебники учебного назначения на базе дистанционных технологий и технологий мультимедиа;
- подготовка обучающихся для работы в компьютеризированной среде;
- формирование у педагогов постоянной потребности применять информационные и коммуникационные технологии в своей профессиональной деятельности.
Итак, формирование информационной культуры преподавателя является одним из условий оптимизации образовательного процесса. Информационная культура преподавателя вуза характеризуется организацией более активного и интенсивного взаимодействия между преподавателями и студентами.
Список литературы
-
Информатика: учебник / под ред. проф. Н.В. Макаровой. – М.: Финансы и статистика, 1997. – 314 с.