Современный уровень развития образования требует от учителя концентрации интеллектуальных ресурсов для удовлетворения социальных запросов. Именно педагоги, способные системно мыслить и действовать, обладающие творческой активностью, лидерскими качествами, отличающиеся инициативностью и самостоятельностью, то есть обладающие ключевыми компетенциями, способны удовлетворить потребности общества во всесторонне развитой личности выпускника школы. В связи с этим термины «компетентность» и «компетенция» приобретают все более широкое распространение в образовательной среде.
В психолого-педагогической литературе широкое распространение понятие «компетентность» получило сравнительно недавно. Так, в конце 1960-х – начале 1970-х гг. в западной, а в конце 1980-х гг. в отечественной литературе зарождается специальное направление – компетентностный подход в образовании.
На современном этапе развития педагогической науки не существует однозначной трактовки понятий «компетентность» и «компетенция». При этом отметим, что сами понятия «компетентность», «компетенция» и производное «компетентный» широко использовались и ранее – в быту, литературе, их толкование приводилось в словарях. Так, например, согласно словарю Merriam-Webster, первые упоминания термина «компетенция» относятся к 1605 году. Авторы толкового словаря под редакцией Д.И. Ушакова 1935 года впервые пытались указать на различия между понятиями компетентность и компетенция: «Компетентность – осведомлённость, авторитетность; компетенция – круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом, кругом полномочий» [8]. В кратком словаре иностранных слов 1971 года приводится следующее определение: «Компетентный (от лат. competens, competentis – надлежащий, способный) – знающий, сведущий в определенной области; имеющий право по своим знаниям или полномочиям делать или решать что-либо, судить о чем-либо» [5]. Толковый словарь С.И. Ожегова 1987 года дает следующее определение понятий: «Компетентный – знающий, осведомленный, авторитетный в какой-нибудь области; обладающий компетенцией; компетенция – это круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен или круг чьих-нибудь полномочий, прав» [6].
Различные взгляды имеют учёные и на определение понятий «компетентность» и «компетенция». Одни авторы их отождествляют, другие дифференцируют.
Рассмотрим первый вариант представления их соотношений. Данная позиция характерна для большинства зарубежных авторов. Она представлена в Глоссарии терминов Европейского фонда образования, где отмечается, что компетентность используется в тех же значениях, что и компетенция, а именно: «1) способность делать что-либо хорошо или эффективно; 2) соответствие требованиям, предъявляемым при устройстве на работу; 3) способность выполнять особые трудовые функции» [2].
Анализ отечественной научной литературы показывает, что эти два понятия имеют различия в содержании.
Е. Петренко предлагает использовать термин «компетенция» для обозначения совокупности знаний, умений, качеств личности и опыта деятельности, а под компетентностью понимается его личностное отношение к деятельности, мотивы и ценностные ориентации, способности и характеристики личности, т. е. личностные качества [4].
И.С. Сергеев и В.И. Блинов в своей работе, посвящённой реализации компетентностного подхода, рассматривают компетенцию как особый результат образования, выражающийся в готовности к мобилизации внутренних и внешних ресурсов для эффективной деятельности в ситуации неопределённости. Компетентность же трактуется как уровень образованности и/или опытности, достаточный для успешного выполнения той или иной социальной или профессиональной функции [7].
В работах Э.Ф. Зеер, Н.Н. Абакумовой и И.Ю. Малковой компетенция определяется в качестве интегративной целостности знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность, способность человека реализовывать на практике свою компетентность. Компетентность включает в себя как результаты обучения, так и систему ценностных ориентаций, привычек и т. п. [1, 3].
Анализируя содержания понятий «компетенция» и «компетентность», Д.А. Иванов говорит о том, что необходимо учитывать перевод английских терминов «competence» и «competent». Первый термин имеет значение «способность, умение». Второй термин переводится как «компетентность» и имеет значения «полноправный, правомочный, установленный, законный». Все значения последнего термина относятся к юридическим выражениям [4].
А.В. Хуторской раскрывает эти понятия следующим образом: «Компетенция – отчуждённое, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определённой сфере; компетентность – владение учеником соответствующей компетенцией» [9].
Несмотря на то, что зарубежная педагогика имеет тенденцию отождествления данных понятий, в отечественной научной литературе чётко прослеживаются попытки их разделить. По итогам проведённого анализа можно сделать вывод о том, что компетенция – это результат образования, который выражается в системе знаний, умений, навыков, качеств личности, опыта деятельности, которая позволяет эффективно и продуктивно выполнять деятельность в определённой сфере. Компетентность – уровень образованности и опытности, включающий в себя личностное отношение к деятельности, мотивы, ценностные ориентации и определённые личностные качества, позволяющие успешно выполнять профессиональную функцию.
Список литературы
-
Абакумова, Н.Н. Компетентностный подход в образовании: организация и диагностика / Н.Н. Абакумова, И.Ю. Малкова. – Томск: Томский государственный университет, 2007. – 368 с.
-
Глоссарий терминов рынка труда, разработки стандартов образовательных программ и учебных планов. – Турин: Европейский фонд образования, 1997. – 160 c.
-
Зеер, Э.Ф. Психолого-дидактические конструкты качества профессионального образования / Э.Ф. Зеер // Образование и наука. – 2002. – № 2. – С. 14.
-
Иванов, Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании / Д.А. Иванов. – М.: Чистые пруды, 2007. – 32 с.
-
Краткий словарь иностранных слов / под ред. С.М. Лошкина – М.: «Советская энциклопедия», 1971. – 102 с.
-
Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. – 18-е изд., стер. – М.: Русский язык, 1987. – 853 с.
-
Сергеев, И.С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности / И.С. Сергеев, В.И. Блинов. – М.: АРКТИ, 2007. – 132 с.
-
Толковый словарь русского языка: в 4 т. / Под ред. Д.И. Ушакова. – М., 1935. – 1 т.
-
Хуторской, А.В. Современная дидактика / А.В. Хуторской. – М.: Высшая школа, 2007. – 639 с.