Сегодня мировое сообщество приходит к пониманию, что одной из главных причин возникновения глобального экологического кризиса является низкий уровень культуры, в том числе экологической. В 1992 году на конференции по развитию и окружающей среде в Рио-де-Жанейро, ООН предложила идею преодоления глобального кризиса. Она получила название «Концепции устойчивого развития». В 2004 году Беларусь приняла национальную программу по устойчивому развитию (НСУР), направленную на разрешение комплекса социальных, экономических, и экологических проблем современной цивилизации. Устойчивое развитие – это такое развитие, при котором удовлетворение нужд нынешнего поколения происходит без ущемления возможностей будущих поколений удовлетворять свои потребности. Важное место в реализации этой стратегии устойчивого развития отводится образованию [1]. Целью образования в интересах устойчивого развития является помощь учащимся развить такие знания, умения и ценности, которые позволят им принимать индивидуальные и коллективные решения для улучшения качества жизни без угрозы для будущего планеты [2].Сейчас уровень развития страны определяет не элита, а масса людей, обладающих достаточно высоким и разносторонним образованием. От уровня общего образования зависит успешность решения таких глобальных проблем, как экология, энергетика, информатизация, межнациональные отношения.
Ценности человечества нового тысячелетия, если мы хотим, чтобы оно существовало, необходимо согласовывать с законами надсистемы (биосферы). Современные тенденции развития цивилизации нужно направлять через изменение личного поведения и воспитания экологического стиля жизни учащихся, следствием которого становится и новое понимание качества жизни. Образование и устойчивое развитие – два процесса, имеющих много общего. Они направлены в будущее и призваны обеспечить качественную жизнь будущих поколений. И в общей сфере и системе образования в интересах устойчивого развития именно экологическое образование (в широком понимании) может стать реальным образованием для будущего.
Что для нас партнерская сеть Школ устойчивого развития? Это сообщество учреждений и людей, которые объединены идеями и принципами устойчивого развития себя и своей страны. Взаимодействие с ней позволяет выявить и разрешить комплекс разного рода проблем в сфере экономики, экологии и социума. Организовать практики образования в интересах устойчивого развития.
Под этой инициативой нами была предпринята попытка внедрить принципы образования для устойчивого развития в систему высшего образования в учреждении образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы». В настоящее время на кафедре экологии работает ресурсный центр Партнерской сети по устойчивому развитию. Среди результатов проделанной работы по формированию экологического менталитета посредством образования в интересах устойчивого развития стоит отметить следующие:
1. Изучена степень заинтересованности населения Гродненского региона в экологических знаниях и в том числе об устойчивом развитии, что отражает исходный уровень экологической ментальности целевых групп (анкетирование прошли более 300 респондентов). Анкетирование выявило представление респондентов об основных экологических проблемах настоящего времени, устойчивом развитии, а также важности и необходимости участия учебных заведений в создании мотивации для дальнейших действий на благо устойчивого развития государства [3, c.100-102].
2. Повышение экологической грамотности преподавателей. С целью формирования у педагогов экологической компетентности на всех ступенях учебного процесса проведены учебно-методические образовательные семинары, на которых акцентировалась важность образования для личностного роста учащегося, дальнейшего устойчивого развития местного сообщества, государства и биосферы в целом. Среди проведенных мероприятий можно выделить следующие семинары и круглые столы: «О ходе реализации стратегии ЕЭК ООН по образованию в интересах устойчивого развития», «Технологии интерактивного обучения при изучении основ экологии и охраны окружающей среды», «Экологическое образование в контексте решения задач Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь». На проводимых учебно-методических семинарах для преподавателей школ и средних специальных учебных заведений Гродненского региона были рассмотрены следующие вопросы:
− Образование в интересах устойчивого развития Республики Беларусь;
− Роль Гродненского областной научно-технической библиотеки в устойчивом развитии региона;
− Реализация положений Орхусской конвенции в Гродненском регионе;
− Технологии интерактивного обучения;
− Элементы программного обеспечение поддержки системы непрерывного экологического образования в интересах устойчивого развития РБ и др.
Кроме того, в ходе проведения семинаров обсуждены проблемы и перспективы экологического образования в Республике Беларусь [3, c.100-102]. На стратегических сессиях предпринята попытка разработать проект учебной программы по курсу «Охрана окружающей среды» с элементами образования в интересах устойчивого развития для учащихся школ и средних специальных учебных заведений. Материалы выступлений участников семинаров нашли отражение в сборниках VIII и IX международных научно-практических конференций «Актуальные проблемы экологии» 2012 и 2013 годов.
3. Экологическая олимпиада является одним из инструментов формирования экологической ментальности среди молодёжи, выявления талантливых студентов, формирования кадрового потенциала в области охраны окружающей среды для проектной, производственной и научной деятельности. Проведение экологических олимпиад среди студентов небиологических специальностей нашего университета показало, что современное состояние окружающей среды и способы улучшения качества жизни волнуют всех студентов, не зависимо от их специальности [4, c 449-451].
4. Формирование экологического менталитета через организацию деятельности волонтерского движения. На факультете биологии и экологии Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» активно осуществляется процесс внедрения принципов устойчивого развития в воспитательный процесс через организацию волонтерского экологического движения «GreenSun», созданное студентами-активистами, объединившимися на принципах добровольности, партнерства и равноправия. Экологические движение создано для сохранения и оздоровления природы, человека и продвижения идей устойчивого развития в Беларуси.
Целью «GreenSun» было определено улучшение состояния окружающей среды и решение конкретных экологических проблем в Беларуси, увеличение экологической образованности студентов и жителей г. Гродно.
Средством достижения данной цели выступает популяризация в белорусском обществе экологических ценностей и принципов устойчивого развития через такие виды деятельности, как:
― информирование населения в области охраны окружающей среды;
― продвижение экологических ценностей;
― развитие сотрудничества с государственными учреждениями по вопросам экологии;
― защита природы и права людей на чистую окружающую среду.
Работа «GreenSun» осуществляется через тематические рабочие группы: «Беларусь и изменение климата», «Образование для устойчивого развития», «Биоразнообразие», «Возобновляемая энергетика».
Активисты «GreenSun» организуют и принимают участие во многих экологических акциях: всемирной уборке – «Сделаем», день без автомобиля, Международный день вегетарианства, Международный день защиты животных, Международный день энергосбережения, день вторичной переработки, день без покупок и многих других.
Все мероприятия, проводимые студенческим волонтерским экологическим движением, направлены на решение конкретных экологических проблем (таких, как рациональное и бережное использование ресурсов окружающей среды, энергосбережение), способствуют формированию здоровому образу и повышают качество жизни. Результатом участия в акциях и их организации, является осознанная реализация принципов устойчивого развития, рациональное использование природных ресурсов во благо настоящего и будущих поколений.
В результате деятельности волонтерского экологического движения «GreenSun» меняется образ мышления студентов, накапливаются дополнительные знания, реализуются принципы устойчивого развития в конкретных действиях, тем самым формируется экологическая культура:
- у 92 % студентов из «GreenSun» был снижен экологический след более чем на 10%, по сравнению с началом учебного года;
- 87 % респондентов из «GreenSun» отмечают у себя повышение интереса к получаемой профессии;
- у 69 % экоактивистов «GreenSun» прослеживается улучшение успеваемости по профильным предметам;
- 98 % наблюдают за собой более бережное отношение к природе, рациональное использование природных ресурсов и энергосбережение.
Таким образом, даже минимальная вовлеченность студентов в единое эколого-образовательное пространство, сформированное при участии общественной организации, позволяет существенно повысить уровень развития отдельных компонентов положительного отношения к природе, способствует развитию студенческих инициатив, привлечению внимания к экологическим проблемам, устранению информационного дефицита по той или иной экологической проблеме [5].
Список литературы
-
Шимова, О. С. Устойчивое развитие: учеб. пособие / О. С. Шимова. – Минск: БГЭУ, 2010. – 48 с.
-
Кольцов, С. А. Образование для устойчивого развития / С. А. Кольцов. – 1 с.
-
Образование как способ достижения устойчивого развития государства / О.Е. Кремлева [и др.] // Перспективы развития высшей школы: материалы V Международной науч.-медод. конф. / редкол.: В.К. Пестис и [и др] – Гродно: ГГАУ, 2012. – C.100-102.
-
Экологическая олимпиада как элемент образования в рамках устойчивого развития / Г.Г. Юхневич [и др.] // Перспективы развития высшей школы: материалы V Международной науч.-метод. конф. / редкол.: В.К. Пестис и [и др.] – Гродно: ГГАУ, 2012. – С.449-451.
-
Кремлева, О.Е. Формирование экологической культуры студентов через организацию деятельности волонтерского объединения «GreenSun» / О.Е. Кремлева, М.И. Кучинская, Я.В. Сидоренко // Научные стремления: Молодежный сборник научных статей. – Выпуск №7 / под ред. Ю.М. Сафоновой и др / ООО «Лаборатория интеллекта» и Центр молодежных инноваций. – Минск: «Энциклопедикс», 2013. — С 10-14