Этика – это совокупность норм поведения. Профессиональной этикой в общем называют кодексы поведения, обеспечивающие нравственный характер тех взаимоотношений между людьми, которые вытекают из их профессиональной деятельности. Педагогическое общение – совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся [1].
Практическая деятельность преподавателя не всегда соответствует нормам профессиональной этики, что вызвано сложностью педагогической практики, поэтому одна из важных задач педагогической этики состоит в изучении состояния нравственного сознания педагога [2].
В марте 2014 г. нами было проведено социологические исследование в форме анкетирования преподавателей педагогического факультета ГрГУ им. Янки Купалы с целью выявления, какими правилами они в руководствуются в общении со студентами. Количество опрошенных составило 20 человек.
В числе основных составляющих элементов педагогического такта преподавателя можно назвать: уважительное отношение к личности, высокую требовательность, умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему, уравновешенность и самообладание, деловой тон в отношениях, принципиальность без упрямства, внимательность и чуткость по отношению к людям [3]. По результатам проведенного анкетирования можно отметить: преподаватели считают, что соблюдают основные составляющие элементы педагогического такта. Положительно на все составляющие ответили 55 % респондентов.
На вопрос: «Отметьте 3 правила педагогического такта, наиболее важные для Вас» – 70 % опрошенных отметили такое правило педагогического такта, как умение слушать студентов, учитывать их мнение.
По результатам анкетирования можно выделить основную причину конфликтов между студентами и преподавателями (с точки зрения преподавателей) – бестактность в общении. По мнению преподавателей (50 % опрашиваемых), самым важным направлением в работе педагога является формирование у будущих специалистов высоких мотивов учебной деятельности.
М. Тален предложил типологию профессиональных позиций современного преподавателя. В качестве моделей современного преподавателя он выделяет:
- Модель I – «Сократ». Это преподаватель с репутацией любителя споров и дискуссий, намеренно их провоцирующий на занятиях. Ему свойственны индивидуализм, несистематичность в учебном процессе из-за постоянной конфронтации; обучающиеся усиливают защиту собственных позиций, учатся их отстаивать.
- Модель II – «Руководитель групповой дискуссии». Главным в учебно-воспитательном процессе считает достижение согласия и установление сотрудничества между обучающимися, отводя себе роль посредника, для которого поиск демократического согласия важнее результата дискуссии.
- Модель III – «Мастер». Преподаватель выступает как образец для подражания, подлежащий безусловному копированию, и прежде всего не столько в учебном процессе, сколько в отношении к жизни вообще.
- Модель IV – «Генерал». Избегает всякой двусмысленности, подчеркнуто требователен, жестко добивается послушания, так как считает, что всегда и во всем прав, а студент, как армейский новобранец, должен беспрекословно подчиняться отдаваемым приказам. По данным автора типологии, этот стиль более распространен, чем все вместе взятые, в педагогической практике.
- Модель V – «Менеджер«. Стиль, сопряженный с атмосферой эффективной деятельности группы, поощрением инициативы и самостоятельности студентов. Преподаватель стремится к обсуждению с каждым обучающимся смысла решаемой задачи, качественному контролю и оценке конечного результата.
- Модель VI – «Тренер». Атмосфера общения в группе пронизана духом корпоративности. Обучающиеся в данном случае подобны игрокам одной команды, где каждый в отдельности не важен как индивидуальность, но все вместе они могут многое. Преподавателю отводится роль вдохновителя групповых усилий, для которого главное – конечный результат, блестящий успех, победа.
- Модель VII – «Гид». Воплощенный образ ходячей энциклопедии. Лаконичен, точен, сдержан. Ответы на все вопросы ему известны заранее, как и сами вопросы. Технически безупречен и именно поэтому зачастую откровенно скучен [1].
Из предложенных моделей современного преподавателя 65% опрошенных нами преподавателей выбрали модель «Менеджер».
Большинство опрошенных (65 %) преподавателей считают, что их практическая деятельность всегда соответствует нормам профессиональной этики.
Важно, чтобы педагогическое общение преподавателя и студента было естественным процессом взаимодействия, а не тяжким долгом. Соблюдение правил педагогического общения убережет педагогов (как настоящих, так и будущих) от массы проблем и ошибок, подстерегающих их в практической деятельности.
Список литературы
1. Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.plam.ru/ucebnik/osnovy_psihologii/p7.php. – Дата доступа: 15.11.2013.
2. Курганова, Л.Н. Педагогическая этика в средних профессиональных образовательных учреждениях / Л.Н. Курганова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.informio.ru/publications/id402. – Дата доступа: 15.11.2013.
3. Товажнянский, Л.Л. Основы педагогики высшей школы / Л.Л. Товажнянский [и др.] [Электронный ресурс]. – Харков: НТУ “ХПІ”, 2005. – Режим доступа: http://buklib.net/books/36650/. – Дата доступа: 15.11.2013.