Малько Т.П. ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Национальное самосознание есть общественное и личностное образование, характеризующее осознание людьми своей принадлежности к определенной социально-этнической общности, осознание положения своей нации в системе общественных отношений, понимание национальных интересов, взаимоотношений своей нации с другими этническими общностями, проявляющееся в идеях, чувствах, стремлениях [1].
В старшем дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного народа, нации. Именно в этот период начинают формироваться механизмы этнообъединительных и этноразграничительных представлений. Воспитание же детей дошкольного возраста с позиций национальных нравственных ценностей может предотвратить возможное дальнейшее их отчуждение от национальных идеалов.
Анализ педагогической практики показывает, что в дошкольных учреждениях республики нет целенаправленной системы формирования национального самосознания дошкольников, хотя ознакомление с традициями и культурой народа ведется.
Нами была проведена диагностика сформированности национального самосознания детей старшего дошкольного возраста. Для определения уровня сформированности национального самосознания были разработаны и использованы критерии, в основу которых легли основные структурные компоненты национального самосознания: идентификация, язык, отношение к своей национальности, общая информированность в области национальных вопросов и проблем. Разработанные критерии легли в основу содержания диагностических вопросов. Разработанные вопросы были направлены на выявление владения белорусским языком, знания исторического прошлого своего народа, фольклора, материальной культуры, изучение чувства патриотизма, гордости за свою страну.
Мы приняли во внимание особенности содержания и задач воспитания основ национального самосознания у дошкольников и выделили три уровня проявления национального самосознания у детей этого возраста:
-   устойчивый (владение белорусским языком, наличие системы знаний о родном городе, Беларуси, ее национальных героях и судьбоносных событиях, государственной символике, современной жизни страны, своей этнической принадлежности);
-   ситуативный  (понимание белорусской речи, наличие базовых знаний о родном городе, Беларуси, ее национальных героях и судьбоносных событиях, государственной символике, памятниках истории и культуры, современной жизни страны);
фрагментарный  (непонимание белорусской речи, отрывочность знаний о родном городе, Беларуси, ее национальных героях и судьбоносных событиях, современной жизни страны; отсутствие понимания своей этнической принадлежности).
Внутри каждого уровня в качестве компонентов сформированности национального самосознания выделяются познавательный, мотивационный и поведенческий. Данные характеристики проявления основ национального самосознания у дошкольника носят интегративный характер и позволяют судить о степени подготовленности детей к последующему этапу развития национального самосознания, к позитивному патриотическому поведению в активной или пассивной форме, о перспективах становления их будущей гражданской позиции.
На базе дошкольных учреждений г. Гродно нами при помощи применения методов наблюдения и опроса была проведена диагностика уровней проявления национального самосознания у 20 воспитанников 6–6,5 лет, результаты которой заносились в исследовательский протокол. По результатам диагностической работы были определены уровни проявления старшими дошкольниками национального самосознания (таблица 1).
Таблица 1Уровни проявления национального самосознания дошкольников

 

Компоненты

национального самосознания

Уровни проявления (кол-во чел., в %)
Устойчивый Ситуативный Фрагментарный
  Познавательный 10 40 50
  Мотивационный 15 20 65
  Поведенческий 15 10 75
  Доля детей с данным уровнем проявления НС  

13,3

 

25

 

63,2

Полученные нами данные свидетельствуют о том, что по средним показателям устойчивый уровень проявления основ национального самосознания имеет лишь 13,3 % дошкольников, 25 % детей проявляют ситуативный уровень национального самосознания, и большая часть испытуемых (63,2 %) имеет фрагментарный уровень проявления национального самосознания.
Результаты, полученные в результате диагностики, убедили нас в правильности и актуальности выбранной темы исследования. Дальнейшая исследовательская работа должна быть направлена на обоснование, разработку и апробацию системы воспитания основ национального самосознания у детей старшего дошкольного возраста, позволяющих оптимизировать воспитательную работу в учреждении дошкольного образования.
 
Список литературы
1. Зеленская, О.А. Национальное самосознание как фактор сохранения национальной самобытности / О.А. Зеленская. –  Курск: КГУ, 2002. – 95 с.
Запись опубликована в рубрике Технологии обучения и воспитания дошкольника. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий