Педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
Одним из факторов облегчающим процесс становления связной речи, по мнению С.Л. Рубинштейна, А.М. Леушиной, Д.Б. Эльконина, – это наглядность [1; 2; 3]. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
Наглядное моделирование — воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта создание его заместителя и работа с ним. В дошкольном возрасте наглядный материал усваивается легче, чем словесный. Такие авторы, как Л.А.Венгер, Н.В.Нищеева, Д.Б.Эльконин, считают целесообразным применение наглядного моделирования т.к. он доступен детям и развивает умственные способности, обогащает словарь, дети учатся сравнивать, обобщать [2; 3]. Использование моделей развивает память, уточняет знания детей, развивает активность и самостоятельность в усвоении информации об изучаемом. В освоении моделирования специалисты выделили 3 этапа:
1. Использование готового символа или модели. На этом этапе взрослый демонстрирует готовую модель или символ, дети ее рассматривают и разбирают, а затем воспроизводят информацию с опорой на эту модель.
2. Составление модели педагога совместно с детьми.
3. Самостоятельное составление моделей.
При использовании моделирования на занятиях по развитию речи следует предусмотреть такие задачи:
развивать мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память при использовании схем, заместителей;
учить создавать воображаемые образы и отбирать заместители для обозначения персонажа сказки, узнавать сказочные ситуации по схеме;
формировать умения подбирать заместители по цвету, величине, форме, характеру персонажа произведения;
формировать действия построения двигательной и сериационной моделей сказки как основы для её пересказа;
формировать действия моделирования игрового пространства при проведении игры-драматизации;
формировать действия передачи отношения к персонажам сказок с помощью самостоятельно придуманных символических средств;
формировать умение понимать текст на основе построения наглядной модели.
В работе с детьми используются заместители-кружки по заданным признакам (величина и цвет) и картинно-схематические планы, которые содержат последовательность высказывания. В схеме отображают детальное содержание текста, с помощью которого дети учатся составлять описательные рассказы и пересказывать хорошо знакомые сказки. Дети самостоятельно подбирают кружки к каждому сказочному герою и должны объяснить свой выбор.
В средней группе дети передают своё эмоциональное отношение к сказке не только с помощью таких элементарных средств, как цвет и форма, но и используют характерные атрибуты персонажей, их действия, т. е. происходит усложнение осваиваемых символических средств. При этом в качестве средства, помогающего ребёнку при пересказе, выступает наглядная пространственная модель сериационного или двигательного типа.
Занятия по пересказу сказок целесообразно строить по определённой структуре:
знакомство со сказкой и показ иллюстраций;
беседа по содержанию произведения, в которой дети давали характеристику сказочным персонажам, их действиям и поступкам;
освоение действия замещения: выбор заместителей по заданному признаку (цвету, форме, величине);
пересказ сказки, опираясь на наглядно-пространственную модель.
Так, например, при знакомстве со сказкой «Смоляной бычок» педагог показывает детям большой фланелеграф с вырезанным из бумаги домиком: «Это домик, в котором жила Танюша с дедушкой и бабушкой. А вместо бычка и тех зверей, которые к нему приходили, будут вот эти кружки (черный, коричневый, серый и белый), давайте подумаем, какими кружками мы будем обозначать наших сказочных зверей». После того, как заместители выбраны, дети рассказывают сказку у фланелеграфа, отбирая соответствующие кружки и располагая их на игровом поле, тем самым, создавая пространственную модель двигательного типа.
При знакомстве со сказкой «Рукавичка» дети выбирают заместители не по цвету, а по величине. На фланелеграфе в центр прикрепляется бумажная рукавичка, в угол – семь полосок разной длины. Дети подбирают заместители ко всем персонажам сказки, обосновывая свой выбор, например, так: маленькая полоска – это мышка, полоска побольше – зайчик, самая большая – медведь. Таким образом, в основе пересказа сказки «Рукавичка» выступает наглядная пространственная модель сериационного типа (раскладывание полосок от самой маленькой до самой большой).
Таким образом, в процессе занятий у детей развивается умение пересказывать сказки, опираясь на заместители; они осваивают действия построения наглядной модели сказки как основы для её пересказа.
Важную роль в развитии связной речи детей играют дидактические игры на описание предметов: «Скажи, какой», «Кто больше узнает и назовёт», «Угадай по описанию», «Чудесный мешочек», «Магазин игрушек».
Эти игры помогают научить детей называть характерные признаки, качества, действия; побуждают к активному участию детей высказывать своё мнение; формируют умение связно и последовательно описывать предмет.
Дидактические игры на формирование представлений о последовательности действий персонажей путём разгадывания соответствующих картинок-схем: «Расскажи сказку по картинкам», «Скажи, что сначала, что потом», «Я начну, а ты закончишь», «Кто знает, тот дальше продолжает». Такие игры способствуют связному рассказыванию, последовательному описанию сюжета произведения.
Целесообразно провести занятия по развитию речи, где дети сочиняли бы свои истории с опорой на заместители и передавали бы своё отношение к придуманному персонажу при помощи символических средств. На такие занятия можно принести чудесную шкатулку со сказками: дети получают из шкатулки героев своей сказки – кружочки разного цвета и придумывают интересные истории про них. В процессе этих занятий у детей развивается воображение, совершенствуются действия «опредмечивания» заданных элементов действительности.
Таким образом, использование наглядных схем при пересказе и составлении описательных рассказов заметно облегчает дошкольникам овладение связной речью. Наличие зрительного плана делает рассказы четкими, связными и последовательными. Наглядно-пространственные модели сериационного или двигательного типа помогают ребёнку определять главные структурные компоненты сказки при пересказах. Усвоение дошкольниками различных форм символизации и приемов наглядного моделирования помогают ребенку выражать свою объективную позицию по отношению к действительности, служат основанием для последующего развития познавательных и творческих способностей.
Список литературы
- Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л.Рубинштейн. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 454 с.
- Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И.Яшина. – М..: Академия, 1997. – 219 с.
- Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте: краткий очерк / Д.Б.Эльконин. – М.: АПН РСФСР, 1958. – 116 с.
- Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: пособие для воспитателей детского сада / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 299 с.