Веренич Г.В. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Человек всю свою жизнь совершенствует речь, овладевает богатствами языка. В раннем детстве у него возникают потребности общения, которые он удовлетворяет посредством простейших элементов речи. Потребность выражать свои мысли с возрастом расширяется. Развиваясь, ребенок пользуется все более сложными языковыми единицами. Обогащается словарь, усваивается фразеология, ребенок овладевает закономерностями словообразования, словоизменения и словосочетания, многообразными синтаксическими конструкциями. Эти средства языка он использует для передачи своих все усложняющихся знаний.
Современная программа начальной школы предъявляет высокие требования к развитию речи учащихся. Одним из методов развития речи в начальной школе является проектная деятельность.
Изучением проектной деятельности младших школьников занимались Баталов А.С., Гатилова Т.В., Гомжина З.А., Дидоренко Т.В., Ковальчук Т.А., Петухова Е.В., Шликене Т.Н. [1; 2; 3].
Проектная деятельность в последнее время активно используется в системе образования, в том числе и в обучении и воспитании младших школьников. Суть такой деятельности состоит в следующем: школьники относительно самостоятельно решают проблему, применяя необходимые знания, чтобы получить реальный, наглядный образовательный продукт. Решение проблемы, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (в виде плаката, таблицы, программы) и презентаций полученных результатов.
В педагогической литературе проектная деятельность рассматривается как метод и как технология. Как метод это совокупность учебно- познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную  проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Как проектная технология это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути (по Е.С. Полат).
Метод (или технология) способствует стимулированию в обучении интереса учащихся к изучаемому материалу, своей познавательной деятельности, обеспечивает рациональное сочетание теоретических знаний и их практическое применение для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников, способствует развитию их самостоятельности, творческих способностей, создает условия для самореализации личности, формирования активной социальной позиции, личностных  качеств.
Достоинство проектной работы в том, что она не нуждается в традиционной оценке, т.к. выполнение проекта — это уже достижение. Проект — это деятельность по созданию какой-либо системы. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности учеников на результат [4].
В проекте различают внутренний и внешний результаты. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической жизни. Внутренний результат — опыт деятельности — становится достоянием учащегося. Это знания и умения, компетенции и ценности.
Различают следующие виды проектов: персональный, групповой. Каждый их них имеет свои преимущества. Педагог и ученики выбирают проект в зависимости от поставленных целей, желания.
Методика работы над проектом: подготовка, выбор проблемы, сбор информации, разработка собственного варианта решения проблемы, реализация плана действий, презентации проекта, рефлексия.
Элементы проектной деятельности: — мыследеятельностные: выдвижение идеи, проблематизация, целеполагание и формулировка заданий, выдвижение гипотезы, постановка вопроса, формулировка предложений, путь к деятельности, планирование деятельности, рефлексия; — презентационные: создание устного доклада о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации; — коммуникативные: ребята должны уметь слушать и понимать других, выражать себя, находить консенсус; — поисковые: поиск информации по каталогам, контекстный поиск; — информационные: структурирование информации, выделение главного, прием и передача информации, представленной в различных формах; — инструментальные: организация рабочего места, измерение параметров, осмысление полученных результатов.
Оценивая процесс и результаты проектной деятельности, учителю необходимо обратить внимание на значимость и актуальность выдвинутых проблем, глубину проникновения в проблему, умение аргументировать свои выводы, заключения, отвечать на вопросы оппонентов, эстетику оформления результатов выполненного проекта, а также привлекали ли авторы знания из других областей.
На наш взгляд, проектный метод активизирует познавательную деятельность учащихся, формирует креативные компоненты мышления, такие как быстрота, гибкость, точность, оригинальность мышления, богатое воображение, чувство юмора.
Считаем, что проектный метод в школе сегодня актуален, востребован и необходим. Но педагогу необходимо помнить, что существуют риски при выполнении проекта: недостаток времени у педагога и учеников, низкий уровень проектных навыков у учащихся, иногда отсутствие интернет-ресурсов и так далее.

Список литературы

  1. Дидоренко, Т.В. Проектно-исследовательская работа / Т.В. Дидоренко // Пачатковая школа . – 2008. — № 12 . – С . 41 – 43
  2. Ковальчук, Т.А. Проектная деятельность в обучении и воспитании младших школьников / Т.А. Ковальчук // Пачаткова навучанне : сям`я , дзічячы сад , школа. – 2010. — № 2 . – С . 23 – 29
  3. Шликене, Т.Н. Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся / Т.Н. Шликене // Начальная школа . – 2008. — № 9. – С . 34 – 38
  4. Шишкина, Т.В. Новые методы и приемы в работе по развитию речи / Т.В. Шишкина // Начальная школа . – 2006 . — № 9 . – С . 44 – 47
Запись опубликована в рубрике Развитие коммуникативных навыков у учащихся (студентов). Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий