Клишина Ю.П. ОСОБЕННОСТИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ С ПОВЫШЕННЫМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ СПОСОБНОСТЯМИ

Глобальные изменения во всех сферах жизни общества обострили потребность в одарённых людях, способных отвечать на вызовы нового времени, поставив перед системой образования проблему организации эффективного обучения детей с повышенными интеллектуальными способностями.
Дети с повышенными интеллектуальными способностями  отличаются:
  • более высокой, чем у сверстников, восприимчивостью к учению и более выраженными творческими проявлениями;
  • наличием внутренней установки, направленности личности на занятие интересующей его деятельностью;
  • необычайно высокой познавательной активностью, высокой потребностью в деятельности;
  • ранней готовностью к целеустремленному умственному напряжению [1].
Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера: проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные, основанные на различных формах индивидуальной и групповой работы.
Наиболее эффективными являются технологии, которые реализуют идею индивидуализации обучения и дают простор для творческого самовыражения и самореализации учащихся.
Одна из таких технологий – исследовательская работа, или «метод проектов». В основе системы проектного обучения лежит творческое усвоение школьниками знаний в процессе самостоятельной поисковой деятельности, то есть проектирования. Продукт проектирования – учебный проект, в качестве которого могут выступать текст выступления, реферат, доклад и т. д. В настоящее время большую значимость приобретают проекты, направленные на решение конкретных практических задач. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект»,  его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Одним из важных компонентов является поощрение. Оно может проявляться в похвальных листах, принятии участия в различных конкурсах, в оценивании по балльной системе.
Учебно-исследовательская деятельность школьников может развиваться в трех направлениях: на уроках, во внеурочное время (факультативные занятия), во внеклассной работе (организация научного общества учащихся). Современная организация урока позволяет использовать исследовательский метод  обучения на различных возрастных этапах при изучении самых различных предметов. Факультативные занятия предполагают углубленное изучение предмета и дают большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности. Внеклассная работа – научное общество учащихся (НОУ) – сочетает в себе работу над учебным исследованием, организацию интеллектуальных игр, публичных защит своих работ, школьные конференции, сотрудничество с НОУ других школ [2].
В марте 2013 г. в СШ № 32 г. Гродно в 4 «А» классе нами был использован «метод проектов» при обучении учащихся олимпиадной группы.
Цель использования данной технологии — повышение мотивации к изучению русского языка и формирование углубленных знаний по теме «Местоимение» у учащихся с повышенными интеллектуальными способностями.
Для достижения этой цели была организована исследовательская работа учащихся с повышенными интеллектуальными способностями в 4-ом классе по теме «Местоимение». Данная работа включала следующие этапы:
1. Выбор интересующей проблемы по теме «Местоимение».
2. Самостоятельный подбор информации.
3. Редактирование доклада при помощи учителя.
4. Подготовка к выступлению на уроке перед классом.
5. Выступление и оценивание по балльной системе (предмет «Русский язык»).
Например, Валерией С., ученицей 4 «А» класса было проведено исследование по теме «Местоимения в комплиментах». Материал для доклада был подобран ученицей самостоятельно. Помощь учителя заключалась лишь в его редактировании. Задача, которая ставилась перед учащейся, состояла в изучении правил использования местоимения в комплиментах. Задача учителя – в умелом поощрении такой работы. Доклад был оценен отметкой «десять» по предмету «Русский язык».
Важным условием для успешной исследовательской работы является профессионализм учителя и его самооб­разование в рамках поставленной цели.
Для эффективной организации иссле­довательской деятельности в школе необ­ходимо тесное сотрудничество между учеником и учителем с использованием различных методов и приёмов организа­ции научно-исследовательского процес­са. Его цель — воспитание образован­ной, гармонично развитой, творческой личности, выявление и поддержка одарённых детей — достигается только в том случае, если сочетаются урочная и внеурочная виды учебно-исследовательской деятельности.
Целенаправленная организация исследовательской деятельности учащихся способствует ускорению развития интеллектуальных способностей школьников. При этом школьники обучаются работе с дополнительной и научной литературой, совершенствуют умения писать сначала доклады, потом рефераты по интересующей их теме, приобретают опыт публичных выступлений и в итоге выполняют исследовательскую работу, которую представляют на научно-практической конференции или конкурсе. Исследовательская деятельность, как никакая другая, позволяет учащимся с повышенными интеллектуальными способностями реализовать свои возможности, продемонстрировать весь спектр своих способностей, раскрыть таланты, получить удовольствие от проделанной работы.
Список литературы

  1. Белова, Е. С. Проявление одаренности в дошкольном возрасте / Е. С. Белова. – СПб: Новое окно, 1995. – С. 29–32.
  2. Тарасова, Л. А. Организация научной деятельности одарённых учащихся / Л. А. Тарасова // Химия. Методика преподавания в школе. – 2001. – № 3. – С. 3–4.
Запись опубликована в рубрике Развитие коммуникативных навыков у учащихся (студентов). Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий