Курас Д.Е. СТУДЕНЧЕСКОЕ РАДИО КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ

Культурная социализация молодёжи испытывает на себе влияние новых коммуникативных ресурсов. Молодые люди вовлекаются в лабиринты виртуального пространства с его разнообразием моделей и стилей жизни (в том числе и маргинальных), что грозит утратой традиционных ценностей, потерей идентичности [1, с.315].
Всё большее количество молодых людей выступает в сети Интернет в качестве авторов, создавая и распространяя для массовой аудитории собственные видеосюжеты, аудиозаписи, фотографии и т.д.  Общение в различных чатах, социальных сетях нередко не только происходит на низком культурном уровне и заменяет живое человеческое общение, но и выполняет функции ценностного воспитания, способствует формированию различных молодёжных субкультур отрицательной направленности. Поэтому вопросу формирования информационной культуры как составляющей культуры личности необходимо уделять пристальное внимание.
Один из путей решения данной проблемы – активное вовлечение студенческой и учащейся молодёжи в создание собственных СМИ,  реализация  её  интеллектуального и  творческого потенциала на основе инновационных технологий, соответствующих требованиям информационного общества и общества «экономики знаний» [1, с.316].
На сегодняшний день во многих крупных вузах России и Беларуси функционируют студенческие радиостанции, причём численность подобных радиостанций возрастает с каждым годом. В связи с этим мы считаем возможным рассмотреть студенческое радио как новый тип СМИ.
Студенчкое радио – это разновидность комьюнити радио –  тип радиовещания, который отвечает информационным запросам конкретной территории, передаёт сообщения, в которых максимально заинтересована локальная аудитория [2, с.5]. Это явление появилось во многих странах благодаря сети Интернет.
Особенность комьюнити радио в том, что оно создаётся сообществом, для этого сообщества и об этом сообществе. Такая радиостанция не стремится получать прибыль от своей деятельности, хотя не исключается возможность попадания под опеку коммерческого вещателя.
Главной отличительной чертой комьюнити радио является максимальная вовлечённость его участников в процесс создания контента и управления станцией. Более того, участники сообщества и местные институты – единственно необходимые источники поддержки для существования радиостанций.
Для того чтобы обнаружить тенденцию в формировании концепции, формата и контента современного комьюнити радио, нами было проанализировано пятнадцать студенческих радиостанций России и Беларуси.
Радиостанция «Факультет» МГУ (Москва) вещает под слоганом «Живи своей идеей» в формате CHR, MOR, News/Talk и позиционирует себя как «источник знания для всех, кому они интересны». Все передачи условно можно разделить на три блока: новостной, образовательный и развлекательный. Имеется собственный сайт (fmgu.ru), группы в социальных сетях и LiveJournal. Программы можно прослушать в низком, среднем и высоком качестве, они размещаются в виде подкастов, есть архив. Каждую неделю на сайте составляется рейтинг из пяти самых популярных передач (по количеству прослушиваний и комментариев). Концепция радиостанции изложена в разделе «О радио», там же указаны контакты главного редактора и звукорежиссера. Сетка вещания отсутствует.
«Открытое студенческое радио» ИГУМО (Москва) работает под слоганом: «Включите звук». Вещает в формате CHR, News/Talk, Comedy. Все передачи условно можно разделить на три блока: новостной, познавательный и развлекательный. Имеется собственный сайт (studencheskoe.ru), группа в социальной сети. Программы размещаются в виде подкастов, есть архив и бегущая строка «Новое в эфире». Концепция радиостанции и сетка вещания отсутствуют. Ведущие презентуют себя через фотоколлаж.
Радиостанция «Останкино-FM» ОИТР (Москва) вещает под слоганом: «Настало время новых идей». Вещает в формате CHR, AC, News/Talk, Comedy. Аудитория «крайне разная, но её объединяет желание слушать позитивные и правдивые передачи». Все передачи условно можно разделить на пять блоков: информационный, образовательный, музыкальный, культурно-просветительский и детское вещание. Имеется собственный сайт (ostankino-fm.ru). Осуществляется круглосуточное он-лайн вещание через JWPlayer. Концепция радиостанции изложена в разделе «О радио». Составлена программа передач на каждый день с указанием возрастных ограничений. В разделе «Сотрудники» члены редакции рассказали о себе в неформальной форме.
Радиостанция «Вышка» УрГУ (Екатеринбург) вещает в формате CHR, News/Talk, Comedy без конкретного слогана для студентов. Все передачи условно можно разделить на три блока: новостной, образовательный и развлекательный. Имеется собственный сайт (radio.usu.ru). Круглосуточное вещание через плеер находится в стадии разработки. Концепция радиостанции сетка вещания и презентация ведущих отсутствуют.
Радиостанция «RagionK» образована вузами Санкт-Петербурга и работает под слоганом: «Для тебя – всё, что угодно». Вещает в формате CR, Modern Rock oriented CHR, NAC/Smooth Jazz. Характеристики аудитории подробно изложены на сайте: «молодые люди, которым присуща активная жизненная позиция, позитивный взгляд на мир, успешность, устремлённость в будущее;  от 19 до 25 лет; студенты, учащиеся, служащие, работающие, руководители». Все передачи условно можно разделить на два блока: музыкально-разговорный и информационный. Имеется собственный сайт (ragionk.com), группы в социальных сетях и LiveJournal. Программы размещаются в виде подкастов, возможна ретрансляция через Icecast, составлен музыкальный плэйлист. На сайте размещена полностью разработанная концепция. Составлена программа передач на неделю. Есть фотографии ведущих в работе.
Радиостанция «Че» СГУ (Саратов) работает под слоганом: «Студентов волнует всё». Вещает для студентов в формате CHR, News/Talk, Comedy. Все передачи условно можно разделить на три блока: новостной, познавательный и развлекательный. Имеется собственный сайт (radioche.ru), группы в социальных сетях. «Че» представляет собой еженедельный радиожурнал в виде подкастов. Концепция радио и сетка вещания отсутствуют. Ведущие презентуют себя с помощью фотоколлажей и рекламных видеороликов.
Расдиостанция «УПС» УрГУПС (Екатеринбург) работает под слоганом: «Учиться, так с музыкой». Вещает для студентов в формате CHR, News/Talk, Comedy. Все передачи условно можно разделить на три блока: новостной, познавательный и развлекательный. Имеется группа в социальной сети и почтовый ящик (radioups.yandex.ru). Программы размещются в виде подкастов. Концепция радио изложена в оригинальной форме: «студенческое как сосиски, открытое как Америка, свободное как ветер, доброе как сок, полезное как шпаргалка». Сетка вещания отсутствует. Ведущие презентуют себя с помощью фотографий, корпоративных видеороликов и организацию совместного досуга со слушателями.
Радиостанция «PI-FM», СФУ (Красноярск) работает под слоганом: «Твоё радио». Вещает для студентов в формате CHR, News/Talk, Comedy. Все передачи условно можно разделить на три блока: новостной, познавательный и развлекательный. Имеется собственный сайт (pi-fm.ru), группы в социальных сетях. Осуществляется круглосуточное он-лайн вещание через Muses Radio Player. Концепция радио отсутствует. Составлена программа передач на неделю. Оригинальная презентация сотрудников: в  плавающем окне друг друга сменяют анкеты ведущих с фотографиями.
Радиостанция НовГУ (Великий Новгород) пока не имеет названия, работает под слоганом: «слушайте нас во всех приёмниках вашего вуза». Вещает для студентов в формате CHR, News/Talk, Comedy. Все передачи условно можно разделить на три блока: новостной, образовательный и развлекательный. Имеется собственный сайт (radiostud.ru) и группа в социальной сети. Вещает с 8.30 до 17.00 в фойе университетов. Концепция радио, сетка вещания и презентация ведущих отсутствуют.
Радиостанция БГИИК (Белгород) пока не имеет названия, работает под слоганом: «Долой серые будни». Вещает для студентов в формате CHR, News/Talk, Comedy. Все передачи условно можно разделить на три блока: новостной, познавательный и развлекательный. Имеется собственный сайт (bgiki.ru) и группа в социальной сети. Представляет собой еженедельный радиожурнал в виде подкастов. Концепция радио и сетка вещания отсутствуют. Ведущие презентую себя через фотографии.
Радиостанция РГРТУ (Рязань) пока не имеет названия, работает под слоганом: «Только лучшая музыка, которая нравится вам». Вещает для студентов в формате CHR, Talk. Все передачи условно можно разделить на два блока: музыкальный и развлекательный. Имеется собственный сайт (rgrtu-fm.ru) и группа в социальной сети. Программы размещаются в виде подкастов. Концепция радио, сетка вещания и презентация ведущих отсутствуют.
Радиостанция «Radio» БГУ (Минск) работает под слоганом: «Самое счастливое время – наше». Вещает для студентов в формате CHR, News/Talk, Comedy. Все передачи условно можно разделить на три блока: новостной, познавательный и развлекательный. Имеется собственный сайт (radio.bsu.by) и группы в социальных сетях. Прослушать передачи можно через любой аудио-плеер, который поддерживает mp3. Вещание круглосуточное. Концепция радио находится в стадии разработки. Сетка вещания и презентация ведущих отсутствуют.
«SAMOE радио» БГЭУ (Минск) работает под слоганом: «Бери от жизни всё самое». Вещает для студентов в формате CHR, News/Talk, Comedy. Все передачи условно можно разделить на три блока: новостной, познавательный и развлекательный. Имеется собственный сайт (studadio.org). Программы размещаются в виде подкастов. Есть проект концепции студенческого радио при поддержке БРСМ. Сетка вещания и презентация ведущих отсутствуют.
Радиостанция «Five» МИТСО (Минск) работает под слоганом: «Это не просто радио, это ритм жизни». Вещает для студентов в формате CHR, News/Talk, Comedy. Все передачи условно можно разделить на три блока: новостной, развлекательный и организация досуга. Вещает в Интранете на странице официального сайта своего вуза (mitso.by/studencheskoe-radio-five) и в социальной сети. Осуществляется вещание через плеер. Концепция радио, сетка вещания и презентация ведущих отсутствуют.
«RadioStart» БрГТУ (Брест) работает под слоганом: «Верим в себя и свои силы». Вещает для студентов в формате CHR, News/Talk, Comedy. Все передачи условно можно разделить на три блока: новостной, познавательный и развлекательный. Имеется собственный сайт (radiostart.by) и группы в социальных сетях. Осуществляется он-лайн вещание через  FMP minicaster. Концепция радио отсутствует. Составлена программа передач на неделю. Каждый ди-джей ведёт свой блог, есть фотографии и видеоролики.
Из всего вышесказанного мы делаем вывод о том, что на сегодняшний день чётко формируется определенная тенденция в развитии студенческой радиостанции. Это креативное и короткое название (максимум два слова), возможно использование молодёжного сленга. В слогане обыгрывается название радиостанции либо используется активный призыв к чему-либо (предложение носит восклицательный характер). Большинство радиостанций вещает для студенческой аудитории, в том числе для магистрантов и аспирантов, но не ограничивается лишь внутренним пространством вуза. То есть создаются передачи для более массового слушателя, по сути, для всей молодёжи региона. Формат вещания везде смешанный, что подтверждает желание редакции не ограничивать контент и аудиторию радиостанции. Как правило, формат зависит от характера вещания. В проанализированных студенческих радиостанциях все передачи делились на три блока: информационный, образовательный (познавательный) и музыкально-развлекательный. В связи с этим наиболее часто выбираемый формат – это CHR, News/Talk, Comedy.
Каждая радиостанция имеет собственную площадку для вещания – это отдельно проработанный сайт, подкрепляемый группами в различных социальных сетях, или страничка на официальном сайте вуза. Большинство радиопередач размещаются в Интернете в виде подкастов. В крупных центральных вузах осуществляется круглосуточное вещание через различные музыкальные плееры.
Чётко разработанную концепцию радиостанции трудно найти в широком доступе, как правило, редакции ограничиваются разделом «О радио», где подаётся краткая информация об истории создания и деятельности радиостанции. Программа передач, составленная на неделю, обнаружена только у четырёх радиостанций из пятнадцати проанализированных. Презентация ведущих, в основном, осуществляется с помощью фотографий, видеороликов  и заполненных анкет. В данном пункте большую роль играет сама подача материала, например, не просто фотоальбом «Мы в работе», а плавающие окна со снимками ведущих в определённом образе.
Вещатели комьюнити радио несут полную ответственность за имидж своей радиопрограммы, радиостанции и сопутствующих структур. Каждое комьюнити радио должно совершенствовать свою этическую программу, оно должно еще более чётко стоять на принципах качественного и ответственного вещания, чем коммерческие радиостанции.
Список литературы

1. Пивоварчик, Т.А. Студенческий медиацентр как инструмент формирования информационной культуры и навыков проектной деятельности / Т.А. Пивоварчик // Человек в системе коммуникации: проблемы инновационных трансформаций: материалы Х Международной научно-практической конференции «Человек в системе коммуникации», Нижний Новгород, 23-24 марта 2011 г. / Нижегородский гос. лингвистический ун-т им. Н.А. Добролюбова; редкол.: Е.П. Савруцкая [и др.]. – Нижн. Новгород, 2011. – 315–320 с.
2. Dunaway, D.K. Communiti radio at the beginning of the 21 century: commercialism vs. community power / D.K. Dunaway. – Albuquerque: The Public, 1998. – 5–11 р.
Запись опубликована в рубрике Развитие коммуникативных навыков у учащихся (студентов). Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий