Кушалин Е.Г. СРАВНИТЕЛНЫЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ КОММУНИКАТИВНЫХ СКЛОННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ

В настоящее время во всех сферах общественной деятельности работнику недостаточно быть только хорошим исполнителем. Наряду с высокими профессиональными умениями важными для успешной профессиональной деятельности являются такие черты как инициативность, способность быстро адаптироваться к ситуации, рациональность, динамичность, умение работать в команде. Все эти качества не могут развиваться без наличия у человека коммуникативных способностей. В профессиях, которые по своему содержанию связаны с активным взаимодействием человека с другими людьми, в качестве стержневых выступают коммуникативные способности, без которых не может быть обеспечен успех в работе.
Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то, прежде всего, имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией. [1, с. 384]
Учеба в университете – начало карьеры и, следовательно, коммуникативные навыки и способности должны развиваться и быть на высоком уровне в период обучения.  Умение вести себя с людьми надлежащим образом является одним из важнейших факторов, определяющим возможности добиться успеха. Высокий уровень развития коммуникативных способностей студента обеспечивает реальный психологический контакт со сверстниками, преподавателями, преодоление различных психологических барьеров, которые возникают в процессе взаимодействия, плодотворность в межличностных взаимоотношениях, посредством которых сочетаются деловой и личностный уровни общения. [2, с.1]
Коммуникативные способности проявляются в ходе реализации индивидом всех трех сторон общения: коммуникативной – в средствах передачи информации; интерактивной – в способах и приемах психологического воздействия и активного взаимодействия в совместной деятельности; перцептивной – в межличностном восприятии, оценке и взаимопонимании людей. Способность к общению предполагает также высокую степень социально-психологической адаптации, умение оказывать психологическое воздействие на окружающих, убеждать их и располагать к себе. [3, с.11]
Во врачебной деятельности коммуникативные навыки являются основой профессии. На первом этапе коммуникации врачу  важно правильно строить свое общение с пациентом, а именно максимально точно и быстро собрать всю нужную информацию для постановки диагноза. На втором этапе необходимо суметь качественно донести до пациента всю необходимую информацию.
К обследованию и лечению больного привлекается большое количество узких специалистов, техника, диагностические кабинеты и лаборатории. Зачастую врача больше интересуют показания приборов и анализов, а субъективные ощущения больного уходят на второй план. Использование большого количества техники, соответствующей медицинскому прогрессу, к сожалению, иногда заслоняет пациента от врача, приводит к «потере» больного. Внимание врача должно быть целиком сосредоточено на больном человеке, на его личности. Врач перегружен заполнением историй болезни, чтением анализов, результатов технических обследований и отчетов других специалистов. То небольшое количество времени, которое врач уделяет общению с пациентом, зачастую тратится неэффективно из-за несформированности коммуникативных навыков и умений.
Будущим врачам всегда нужно  помнить, что ни один врач не сделает хорошей карьеры и не сумеет  заслужить доверия и уважения своих коллег и пациентов, если не умеет корректно общаться. [4, с. 2]
Принимая во внимание тот факт, что коммуникативные навыки будущего врача являются неотъемлемой составляющей успешной профессиональной  деятельности, представляет интерес  исследование развития этих навыков у студентов-медиков разных курсов и проведение сравнительной характеристики полученных данных. Для этого была использована методика «Коммуникативные и организаторские склонности»  (В.В. Синявский, В.А. Федорошин). Экспериментальную выборку составили студенты Гродненского Государственного Медицинского Университета. В анкетировании принимали участие 20 студентов 2 курса медико-диагностического  и  20 студентов 6 курса  педиатрического факультетов.
Согласно методике, определяемые коммуникативные склонности могут иметь определённый уровень. Как показали  результаты исследования, у студентов  второго курса уровень коммуникативных склонностей находится на уровне ниже среднего. Согласно методике, этот уровень характеризуется низким стремлением к общению, скованностью в новом коллективе; трудностями в установлении контактов с людьми и при выступлении перед аудиторией; недостаточной ориентации в незнакомой ситуации;  неумением отстаивать своё мнение; крайне сниженным проявлением инициативы в общественной деятельности, избеганием принятия самостоятельных решений.
К шестому курсу уровень коммуникативных склонностей становится выше и определяется уже как средний. Этот уровень характеризуется  стремлением к контактам с людьми, увеличением круга знакомств, отстаиванием своего мнения, планированием деятельности, однако потенциал этих склонностей не отличается высокой устойчивостью. Коммуникативные склонности необходимо развивать и совершенствовать. Положительная динамика исследуемого показателя к среднему уровню свидетельствует одолженствующей направленности профессионального обучения в университете, а так же о перспективах развития коммуникативных навыков  в процессе профессиональной деятельности.
Представляет интерес детальный анализ некоторых ответов респондентов.  На вопрос «Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше Вас по возрасту?» положительно ответили 65% студентов 2 курса и 90 % студентов 6 курса. Данный результат свидетельствует о том, что на протяжении учёбы в университете студенты имеют возможность приобрести навыки общения с людьми старше себя по возрасту. Кроме этого у респондентов за годы учёбы появилась уверенность при выступлении перед большой группой. Такой вывод можно сделать на основании ответов, полученных по итогам анкетирования. С утверждением «Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно  уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?» согласились 75% опрошенных студентов 2 курса и 45% шестикурсников тот факт, что будущие врачи  осознают перспективу прихода в новый коллектив, и она их не пугает. С этим согласились 75%  опрошенных студентов выпускного курса. Студенты 2 курса ещё не готовы к смене коллектива, и это объяснимо фактом предстоящих 4 лет обучения в университете.
Проведенное исследование и полученные результаты позволяют сделать следующие выводы. Во-первых, формирование коммуникативных навыков происходит в процессе деятельности. В нашем случае это учебно-практическая деятельность студента-медика, будущего врача. Во-вторых, в ходе становления врача как специалиста-профессионала уровень его коммуникативных навыков возрастает.
Список литературы

  1. Андреева,Г.М. Социальная психология. Учебник./ Г. М. Андреева. — М., 2001.
  2. Горюнова, Е. М. Развитие коммуникативных способностей студентов технического вуза при обучении иностранному языку:На примере английского языка: автореферат дис. канд. психол. наук/ Е. М. Горюнова. — Тула, 2004.
  3. Батаршев, А. В. Диагностика способности к общению/ А. В. Баташев. – СПб.: Питер, 2006.
  4. С.В. Чусовлянова. Коммуникативная компетенция как одна из составляющих профессиональной культуры врача. Вестник ГОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет Росздрава» № 2 — 2009 г. Электронный ресурс:  www.ngmu.ru/cozo/mos/article/text_full.php?id=347[Дата доступа: 26.03.2014г.]
Запись опубликована в рубрике Развитие коммуникативных навыков у учащихся (студентов). Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий