Проблеме становления речевой деятельности учащихся всегда уделялось большое внимание. В настоящее время установлены общие тенденции речевого развития школьников, обоснована идея развития речи на межпредметном уровне, вскрыты проблемы речевого общения, определены возможные пути формирования языковой компетенции школьников, представлен анализ монологической и диалогической форм речевого высказывания, выявлены психологические особенности формирования связной устной и письменной речи младших школьников. Актуальными остаются проблемы формирования письменной речи учащихся. Устная и письменная речь неразрывно связаны с понятием связной речи. Связной называется такая речь, которая направлена на удовлетворение потребности высказывания, предает тему (т.е. представляет единое целое), организована по законам логики и грамматики, обладает самостоятельностью, законченностью и расчленяется на более или мене значительные части, связанные между собой [1].
Проблемами письменной речи занимались в разное время такие методисты и языковеды, как Бархударов С.Г., Верещагин Е.М., Зарубина Н.Д., Костомаров В.Г., Крылова О.А., Кузнецова Л.М., Ладыженская Т.А., Львов М.Р., Мете Н.А., Митрофанова О.Д., Мотина Е.И., Павлова В.П., Одинцова Т.Б., Текучев А.В., Хавронина С.А. и др. В современной отечественной и зарубежной методике и педагогике и сегодня активно обсуждаются вопросы уровня сформированности умений и навыков письменной речи, наличие которых свидетельствует о языковой зрелости обучаемого. Многие исследователи (Акишина А.А., Бабайцева В.В., Беднарская Л.Д., Вейзе А.А., Величко Л.И., Доблаев Л.П., Добровольская В.В., Зарубина Н.Д., Каменская О.Л., Клобукова Л.П., Кулибина Н.В., Ладыженская Т.А., Лосева Л.М., Лучник Б. С, Митрофанова О.Д., Одинцова Т.Б. Рахманин Л. В. и др.) в качестве ведущей единицы обучения письменной речи не без основания называют текст, который, по их мнению, в процессе обучения выступает как объект наблюдения и анализа, как образ (средство) деятельности и как продукт деятельности и является той базой, на основе которой формируется умение порождать завершенное речевое высказывание [1].
Анализ теоретической и методической литературы показал, что накоплен богатый, научно обоснованный опыт работы по обучению написанию сочинений младших школьников, описаны группы методов и приемов развития речи, в том числе и письменной, определены этапо по подготовке к написанию сочинений. Высокохудожественные тексты способствуют формированию правильности речи, повышают ее культуру, прививают художественный вкус, развивают языковое чутье.
Анализ учебной программы позволяет констатировать тот факт, что объем материала и количество часов на его изучение непропорциональны. И хотя в 3-ем классе учащиеся на практическом уровне должны знакомиться с текстом-повествованием и текстом-описанием, однако составление текстов является устным.
- Количество часов на изучение раздела «Текст» не соответствует объему материала, необходимого для усвоения школьниками, вследствие чего знания, умения и навыки формируются на недостаточном уровне.
- Работа на уровне текста раскрывается не полно, предусматриваются, в основном, подготовительные этапы в развитии связной речи, мало внимания уделяется малым жанрам (объявление, поздравление, записка, письмо).
- В учебных пособиях не уделено внимание структуре текстов разных типов (повествование, описание, рассуждение), для создания текстов используются готовые планы .
Чтобы решить важную задачу успешного овладения письменными текстами различных жанров нами была составлена «Программа занятий по развитию связной письменной речи младших школьников». Цель программы – оптимизация развития связной письменной речи младших школьников, формирование умения строить связные тексты трёх типов (описание, повествование, рассуждение), составлять тексты малых жанров (письмо, объявление, поздравление). Основные педагогические идеи нашей программы:
- Связь теории с практикой.
- Развитие творческих способностей.
- Культура речевого поведения.
Реализация программы предусматривалась в ГУО «Средняя школа № 34 г. Гродно», в 3 «А» классе. До начала реализации программы был выявлен уровень сформированности навыка составления текстов различных жанров у учащихся 3 «А» и 3 «Б» классов. Оценка уровня развития связной письменной речи включала в себя оценивание следующих параметров: умение составлять текст описание, умение составлять текст-рассуждение, умение строить некоторые жанры речи. Дети, используя опорные схемы и картинки, слова для справок должны были составить текст.
Критерии оценки:
- соответствие составленного текста теме и цели;
- логика построения текста;
- присутствие собственного мнения;
- богатство и выразительность языка;
- соблюдение языковых и речевых норм (высокий уровень – 2 балла, средний уровень – 1 балл, низкий – 0 баллов).
Таким образом, каждое задание оценивалось по пяти критериям (от 0 до 2 баллов), за одно выполненное задание максимальное количество баллов – 10, за выполненную серию, включающую 5 заданий, максимальное количество баллов - 40.
Уровень развития связной письменной речи определялся по суммарным баллам: низкий (0 — 10 баллов), недостаточный (10 — 20), средний (20 — 30 баллов), высокий (30 — 40 баллов).
Анализ полученных текстов показал, что только у 4% учащихся 3 «А» класса высокий уровень развития речи и 16 % учеников имели уровень развития связной письменной речи ниже среднего.
Разработанная нами программа включала комплекс технологических карт урока, имеющих определенную структуру и направленных на развитие связной письменной речи, которые отражены в технологических картах урока
Технология работы по развитию связной письменной речи включала в себя следующие этапы и процедуры:
1. Мотивация детей на создание или восприятие текста. Следует сделать так, чтобы у ребёнка возникла потребность вступить в общение через создаваемый текст.
2. Работа по осознанию, формулировке целей общения с учетом адресата. Когда мы предлагаем детям создать текст, мы должны помочь им понять, к кому, зачем они обращаются с речью, т.е. обеспечить ситуацию общения.
3. Накопление эмоциональных впечатлений и языковых вариантов их выражения. Чтобы дети создавали интересные, содержательные высказывания, важно помогать им накапливать впечатления, наблюдения, обобщения, учить их всматриваться в окружающий мир, высказывать свои переживания.
4. Раскрытие возможностей языка в передаче наших мыслей и чувств. Учитель должен дать детям представление о языковых средствах, помочь овладеть правилами их конструирования, учить умелому использованию единиц языка, совершенствовать способы выражения мысли, которыми владеют учащиеся, на примере образцов художественной литературы.
5. Обучение основным моделям логического выстраивания текстов различных типов и малых жанров.
6. Проведение анализа конечного результата речевой деятельности – текста.
Итоговый анализ результатов качества составленных текстов после проведенной серии занятий по технологическим картам показал, что уровень развития письменной речи у учащихся экперимантального класса значитильно повысился. Высокий уровень имели 52% учащихся, средний уровень – 48%, учащиеся и практически не было работ с низким уровнем сформированности письменной речи. В экспериментальном классе произошли не только количественные, но и качественные изменения показателей развития связной письменной речи, так умение писать текст-объявление в среднем оценено 8-ю баллами из 10 (на контрольном этапе 6-ю из 10 баллов).
Следует отметить, что и в контрольном классе произошли как количественные, так и качественные изменения уровня развития связной письменной речи, однако эти показатели по всем параметрам значительно меньше, чем в экспериментальном классе.
Проведенное исследование показало, что:
1. Ведущими принципами современной организации работы по формированию письменной связной речи становятся:
1) текстоцентричность, т.е. основной единицей обучения письменной речи является текст, который в процессе обучения выступает как объект наблюдения и анализа, как средство и продукт деятельности – завершенное речевое высказывание 2) коммуникативная направленность текстов, предполагающая и практическую ориентацию создаваемых текстов. Это показывает анализ научной педагогической, психологической и методической литературы.
2. Накопленный опыт методической работы по обучению написанию сочинений можно развивать и обогащать, используя коммуникативную направленность текстов (кто, кому, как рассказывает), осваивая малые, доступные детям , востребованные в повседневной жизни жанры (например, поздравления, записки и т.п.).
3. Оптимизации работы по формированию умений создавать письменные тексты различных типов и жанров будет способствовать специально разработанная, теоретически обоснованная программа, содержащая описание технологии проведения различных этапов занятий по обучению письменной речи и созданию связных, логичных, выразительных, коммуникативно-обусловленных текстов. Программа должна базироваться базироваться на коммуникативно-деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений. Программа занятий по развитию связной письменной речи должна быть интегрированной, разноаспектной, занимательной, включать игровые и творческие задания. В основе программы должны лежать важнейшие принципы: опора на опыт учеников, коммуникативно-деятельностная основа как основной способ получения знаний, учет возрастных особенностей учащихся, учет реального уровня развития связной письменной речи третьеклассников, постепенное усложнение разнообразных видов работы.
При реализации программы необходимо учитывать, что:
- Формирование письменной речи младших школьников будет успешным при условии решения совокупности речевых задач на каждом занятии: изучение теоретических сведений о различных письменных жанрах; формирование коммуникативных компетенций, помогающих ориентироваться в условиях речевой ситуации (кому – зачем – что – как я буду говорить (слушать, писать); обогащение языковых компетенций.
- Качественному улучшению письменной речи школьников будут способствать системообразующие связи между разными видами занятий.
- Повышению мотивации в овладении навыками составления различных типов текстов и жанров через репродуктивную и творческую деятельность способствует практическая направленность предлагаемых детям заданий.
- Технологическое описание занятий способствует систематическому и целенаправленному использованию наиболее оптимальных методов и приемов формирования письменной речи и способствует освоению учащимися таких типов текстов, как повествование, описание, рассуждение, а также некоторых жанров (поздравление, письмо, объявление).
Таким образом, проведенный эксперимент и количественно-качественный анализ полученных данных доказывает эффективность разработанной нами программы занятий по формированию письменной речи младших школьников.
Список литературы
- Речь и ее виды // Электронная энциклопедия по психологии/[ Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://azps.ru/handbook/. – Дата доступа — 17.11.2012.
- Речь. Речь. Речь: книга для учителя / Т.А. Ладыженская [и др.]; под общ. ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Педагогика, 1990. — 336 с.