Корсак М.В., Мойсевич А.А. ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ КАК СРЕДСТВО ИЗУЧЕНИЯ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

В современном научном мире возрастает потребность в прикладных психологических исследованиях личности, позволяющих использовать диагностические данные во многих областях психолого-педагогической практики. Особый интерес психологов, сохраняющийся уже более полувека, направлен к проективной диагностике. Различные проективные методики широко используются в практике исследования личности не только во всех областях современной психологии, но и педагогики [1].
В последнее время усилился интерес к проективным методикам, появилось много авторских разработок по их использованию, поэтому наше обращение к теме исследования проективных методик, можно считать актуальным.
Традиционно считается, что исследованиями, предвосхитившими создание проективных тестов, были работы В. Вундта и Ф. Гальтона [2]. Именно им принадлежит честь первого использования метода свободных ассоциаций. Также в этом направлении работали психологи: К. Юнг, Г. Кент, А. Розанов, Д. Рапапорт, Г. Роршах, В.В. Абрамов, Дж. Келли, Д. Кроут, Т. Канн [2].
Следует отметить, что некоторыми учеными предпринимались неоднократные попытки менять обозначения описываемых методик. Так, Р. Кеттелл предпочитает называть их «тестами ошибочного восприятия», Л. Бланк – «тестами апперцептивного искажения». Однако большинство исследователей принимают их исторически сложившееся обозначение как проективных.
Проективные методики – тестовый материал, организованный особым образом и применяемый для исследования личности в целом или отдельных ее сторон. В основе действия данных методик лежит механизм проекции. Этот механизм был впервые обнаружен З.Фрейдом и описан как процесс приписывания своих чувств, желаний, являющихся неприемлемыми для человека, объекту, находящемуся вовне.Проекция носит неосознаваемый характер и выполняет защитную функцию, смягчая противоречия между истинными (неосознаваемыми) стремлениями человека и социальными нормами, оценками, сознательными убеждениями. Непосредственно сам термин «проективные» был введен американским психологом Л.Франком в 1939 для обозначения целого ряда методик, уже известных к тому времени [3]. Ему удалось также на основании выделенных свойств построить их классификацию, которая с некоторыми дополнениями используется и в наше время.
Различают следующие проективные методики: конститутивные – структурирование, оформление стимулов, придание им смысла (тест Роршаха); конструктивные – создание из оформленных деталей осмысленного целого (тест Мира); интерпретативные – истолкование какого-либо события, ситуации (тест Тематической апперцепции); катартические – осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях («Психодрама»); экспрессивные – рисование на свободную или заданную тему («Дом-Дерево-Человек»); импрессивные – предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим (тест Люшера); аддитивные – завершение предложенного рассказа, истории («Предложение завершения») [4, c.107].
Главная особенность проективных методик может быть обозначена как относительно неструктурированная задача, т.е. задача, допускающая почти неограниченное разнообразие возможных ответов. Для того чтобы фантазия индивида могла разыграться, даются довольно краткие инструкции.
Целью нашего исследования явилось изучение личностных качеств студентов первого курса педагогического факультета в возрасте от 17 до 21 года. Для диагностики качеств личности мы применяли следующие проективные экспрессивные методики «Несуществующее животное» (Друкаревич М.З.), «Дом-дерево-человек» (Дж. Бук).
При проведении методики «Несуществующее животное» испытуемым предлагалось следующее задание: придумать и нарисовать несуществующее жи­вотное и назвать его несуществующим именем. Все испытуемые успешно справились с выполнением задания. Наиболее интересные с психологической точки зрения работы, на наш взгляд, хотелось бы отметить (рис. 1, рис. 2).
ris17рис. 1 «Мартолев»

ris18рис. 2 «Джаримарикарик»

Представленные рисунки отражают такие качества личности, как: чувственность, болтливость, агрессивность, уверенность в себе. Этому свидетельствуют такие элементы рисунка, как: грива, открытый рот, язык, зубы, клыки и т.д.
Особенно интересны и своеобразны, на наш взгляд, предложенные испытуемыми названия «несуществующих животных». Так, названия «Мартолев», «Драгокот», «Акил», «Королевская дельта», «Таксозавр», «Ежиколап» свидетельствуют о наличии таких качеств личности, как: прагматизм и реалистичность. Однако некоторые названия «несуществующих животных», например, «Джаримарикарик» (рис. 2), можно интерпретировать как показатели абстрактности мышления, склонности к фантазированию.
Для проведения следующей методики «Дом-дерево-человек» респондентам была поставлена задача: нарисовать на листе картину, включающую 3 предмета – дом, дерево и человека (рис. 3, рис. 4).

ris19рис. 3

ris20рис. 4

При анализе данных рисунков нами были выявлены такие качества личности, как открытость, доступность, чувство теплоты, гостеприимство. Об этом «говорит» нарисованный вблизи дом. В некоторых случаях отмечены такие качества, как замкнутость, возможно, неуверенность в себе и недопустимость контактов (на рис. 3. фигура человека изображена так, что виден только затылок). Изображение человека очень маленького размера сигнализирует о скованности, чувстве собственной малоценности и незначительности (рис. 4).
В ходе нашего исследования были получены следующие выводы: наибольшему количеству респондентов присущи такие качества личности, как: чувственность, болтливость, открытость, доступность, чувство теплоты, гостеприимство, склонность к фантазированию. Однако в интерпретации полученных диагностических данных нередко наблюдается склонность испытуемых к агрессивности, замкнутости, неуверенности в себе, недопустимость контактов, скованность, чувство собственной малоценности и незначительности. Можно предположить, что психологическими причинами этому является смена обстановки испытуемых – студентов-первокурсников, а также адаптация к новому учебному коллективу и социальному статусу в нем.
Список литературы

1. Бурлачук, Л.Ф. Введение в проективную психодиагностику / Л.Ф. Бурлачук. – М., 1999.
  1. Проективные методы психодиагностики / под ред. Е.Л. Солдатовой. – Челябинск: УрГУ, 2005.
  2. Лыкова, А.А.Проективные методики в психологии / А.А. Лыкова. – М., 2005.
  3. Бурлачук, Л.Ф. Словарь справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук, , С.М. Морозов. – СПб.: Питер, 2000.
Запись опубликована в рубрике Актуальные проблемы гуманитарного знания. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий