Котова М., Секретарева Л., Широкая Е. ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ «УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК» С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

«Речевая культура — визитная карточка любого  учителя, и даже при всей предметной эрудиции отсутствие или недостаток речевой культуры может оказаться причиной важных профессиональных ошибок»

Мурашов А.А. «Культура речи учителя».

Владение культурой речи – это успех в обществе, авторитет, перспектива, карьерный рост. Учитель обязан владеть культурой речи [2].
Специфика учительской профессии заключается в постоянном деятельном контакте с другими людьми. Работа учителя направлена на формирование личности ученика, выработку определенных правил поведения, интеллектуальное развитие [3]. Речь учителя – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для учащихся.
Рядом психологов и методистов используется термин “стиль педагогического общения” – это совокупность поведенческих реакций, в которых проявляются качества личности учителя, манера общения педагога с детьми, а также его поведение в различных ситуациях профессиональной деятельности. Стиль педагогического общения зависит от индивидуальных качеств преподавателя: психических свойств личности, интеллекта, а также от той ролевой установки, которую определяет для себя педагог [3].
Компонентами культуры речи учителя являются [4]:
Грамотность построения фраз.
Грамотное произношение слов из обыденной жизни: а) правильное ударение в словах; б) исключение местных диалектов.
Простота и ясность изложения.
Выразительность: а) интонация и тональность; б) темп речи, паузы; в) динамика звучания голоса; г) словарное богатство; д) образность речи; е) дикция.
Правильное использование специальной терминологии: а) исключение режущих слух фразеологических оборотов; б) исключение лишних слов; в) исключение жаргонных и модных словечек.
Немногословие.
В марте 2014 года нами было проведено анкетирование «Правила общения УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИК». Респондентами выступили студенты 2 и 3 курсов специальности «Начальное образование. Социальная педагогика». Всего в анкетировании приняли участие 29 человек. Целью исследования было выявление умения будущих учителей правильно общаться с учениками.
Любое обучающее занятие начинается с приветствия. Приветствие призывает аудиторию к определенному виду творческой деятельности, например диалогу по теме. Здороваясь, учитель формирует тональность урока, настраивает на творческую инициативу (естественно, собственные домашние проблемы не должны стать причиной нерадостного и неактивного приветствия учащихся). Согласно нормам речевого этикета, не следует употреблять в приветствии, как и на протяжении всего педагогического общения, слова «говорю», «требую», «прошу». Они не вносят никакой дополнительной информации, поскольку эти действия очевидны [1].
Что касается прощания, то оно завершает занятие, но в то же время дает толчок для самостоятельной мыслительной работы учащихся. Например, многие нерассмотренные или вновь возникшие вопросы переносятся на следующий урок.
Эти компоненты урока оказались очевидными для опрошенных нами студентов и не вызвали затруднений. А вот в вопросе обращения к ученику, мнения испытуемых разошлись. На вопрос «Каково будет ваше обращение к учащимся?» 51% респондентов ответил, что будет обращаться к учащимся на «ты», 49% на – «вы».
Обращение к учащимся на «ты/вы» вызывает множество вопросов. С одной стороны, оно может значить дружеское расположение, а с другой, – пренебрежение и даже грубость. По мнению многих авторов работ по речевому этикету, на «вы» следует обращаться к взрослым людям и подросткам. Такое обращение дисциплинирует, поднимает учащегося в собственных глазах, подчеркивает деловые отношения [1]. Что касается общения учителя и учеников начальных классов, то здесь преобладает обращение на «ты», потому что оно сближает учителя с учащимися, сокращает дистанцию между ними и способствует плодотворной работе.
В процессе общения не рекомендуется трансформировать или просторечно сокращать имя учащегося (Димуля, Сашенька, Катюша, Колян, Леха). Рано или поздно такой учитель перестает быть интересен как коммуникативный лидер, учащиеся увидят позицию «равенства» в ущерб превосходству [1]. На вопрос «Можно ли обращаться к учащемуся в уменьшительно-ласкательной форме?» 58% опрошенных ответили «нет» и 37% – «да». Таким образом, значительная часть респондентов считает нормальным неформальное обращение к ученику, объясняя это тем, что «ребенку может не хватать ласки и поддержки».
На вопрос «Как вы будете общаться со своим классом вне уроков?» 31% опрошенных выбрал ответ «у нас будут близкие, теплые отношения, мы станем друзьями», 31% – «буду держать дистанцию, чтоб оставаться для них авторитетом» и 38 % сказали, что «все будет зависеть от ситуации». Как мы видим, мнения опрошенных очень расходятся, нельзя сказать однозначно, какой из вариантов является предпочтительным для большинства респондентов. Определенно можно сказать только, что  право педагога на неформальное общение определяется только учащимися и только в случае достаточного уважения ими.
Исходя из результатов анкетирования, можно сказать только, что по единым правилам, однотипно сегодняшние студенты (будущие учителя) уроки не будут проводить. Построение урока у каждого будет индивидуальным, будет зависеть от свойств личности, интеллекта и качеств учителя.
В завершение можно сказать, что речевой этикет урока – не только система рекомендаций, но и система творческих ситуаций, в которых возможно видоизменение правил исходя из конкретных условий [1]. Соблюдение речевого этикета несомненно расширяет коммуникативные возможности педагога и привлекает потенциальных собеседников.
Список литературы

  1. Мурашов, А.А. Культура речи учителя / А.А.Мурашов. – М.: Московский психолого-социальный ин-т; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. – 432 с.
  2. Дробышева, И.В. Культура речи современного учителя / И.В. Дробышева [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://ivngimn.ivanovo.by/index.php?Itemid=49&catid=47:statii&id=492:kuldr&option=com_content&view=article. – Дата доступа: 14.10.2013.
  3.  Культура речи учителя [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://festival.1september.ru/articles/516991/. – Дата доступа: 14.10.2013.
  4. Психология общения [Электронный ресурс]: — Режим доступа: http://comm-psy.ru/2011/02/174-kultura-rechi-uchitelya/. – Дата доступа: 14.10.2013.
Запись опубликована в рубрике Актуальные проблемы гуманитарного знания. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий